ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПРАКТИКИ У ИНТЕРНОВ АКУШЕР-ГИНЕКОЛОГОВ

23 Jan 2014

УДК 378.17 

Л.М.БЕГИМБЕКОВА, Р.Я.УТЕПОВА, М.А.ЖАПАР

Кафедра акушерства и гинекологии МКТУ им. Х.А.Ясави, г.Шымкент

 

 

В данной статье интеграция образования, науки и практики отмечена как ключевой механизм достижения цели в подготовке врачей-интернов. Врачи-интерны имели возможность провести обследование девочек — подростков на профилактическом осмотре (скрининг) во время самостоятельной работы учебного процесса. Изучение репродуктивного здоровья девочек-подростков и проведение анализа результатов исследования способствовали реализации поставленных задач.

Ключевые слова: обучение, практические навыки, исследование, репродуктивное здоровье, девочки-подростки.

 

 

В настоящее время в Республике Казахстан (РК), как и во всем мире, уделяется все больше внимания реформированию системы высшего оброзавания. В Послании Президента РК перед высшей школой поставлена цель — подготовка компетентного спецалиста, конкурентоспособного на рынке труда. Так как, развитие науки, внедрение иновационных технологий в здравоохранение требует коренной престройки системы подготовки врачей, тем более, что одним из главних направлений Государственной программы развития здравоохранения РК «Саламатты Қазақстан» является совершенствование медицинского, фармацевтического оброзования с целью создания конкурентоспособного потенциала здравоохранения [1].

В процессе обучения интеграция образования, науки и клиники является ключевым механизмом достижения цели в подготовке врачей-интернов. Интернатура   является  основным  видом   последипломного  медицинского   образования,  задачей  которого  является подготовка   квалифицированного  врача  акушера-гинеколога  глубоко  разбирающегося  в вопросах   внутренней  патологии  и неотложных  состояниях  в  акушерстве  и гинекологии.  Знания,  умения  и навыки,  полученные   во  время  обучения  в  интернатуре,  позволяют   врачам самостоятельно  работать  во  всех  звеньях  акушерско-гинекологической   службы [2;3].    Согласно типовой учебной  программе   разработанной   в   соответствии   с государственным стандартом образования2006 г. для интернатуры по специальности  «Акушерство и гинекология» определены основные задачи интернатуры.

Следующие задачи интернатуры, такие как: совершенствовать коммуникативные навыки работы с девочками — подростками, женщинами, беременными и гинекологическими больными; совершенствовать умения и навыки санитарно-просветительной работы с населением по вопросам планирования семьи, половому воспитанию детей и подростков, формированию здорового образа жизни наряду с другими задачами выполняются в процессе образования.

С целью реализации поставленных задач врачи-интерны изучают теоретические вопросы по принципам организации акушерско-гинекологической помощи девочкам и подросткам, а также анатомо-физиологические особенности развития половых органов у девочек в возрастном аспекте. Практические навыки отрабатывают в соответствии с уровнями владения: I – знать (слышать, читать); II – знать как (видеть); III – выполнять в стандартизированных условиях; IV – выполнять под прямым контролем; V – выполнять под непрямым контролем.

Возможность интегрировать образование и практику интернам акушер — гинекологам представился при проведении обследования девочек — подростков на профилактическом осмотре (скрининге) во время самостоятельной работы врача-интерна в учебное время (СРИ). Проводили диагностику, определяли тактику и профилактику наиболее часто встречающихся гинекологических заболеваний у девочек — подростков. Диагностировали  аномалии развития органов малого таза при профилактических осмотрах у девочек.

Так как, современная ситуация требует прилагать большие усилия для нравственной, психологической, соматической и реподуктологической подготовки девочек ювенильного возраста к осознонному родительству [4].  Здоровье женщины и ребенка, охрана материнства и детства всегда были одними из приоритетных направлений здравоохранения. В этой связи, особое место занимают проблемы репродуктивного здоровья девушек — подростков.

Составной частью охраны здоровья девушек-подростков – будущей матери и залогом рождения здорового ребенка являются профилактика путем выявления факторов риска и их коррекция, а также совевременное лечение гинекологических заболеваний у девушек-подростков. В этой связи, определение индекса репродуктивного здоровья у девушек-подростков в аспекте репродуктивной подготовки к предстоящему материнству является приоритетным направлением.

В этом аспекте проведенный скрининг (исследование) девочек-подростков врачами-интернами под руководством преподавателей нашей кафедры показал, что из 345 девочек подростков (от 13-15 лет), 14лет составили -28,9%, 15 лет-70,1% и 13 лет-0,3%. Следовательно, интеграция образования и практики с наукой осуществилась путем изучения репродуктивного здоровья девочек-подростков и проведений анализа результатов исследования.

Дизайн исследования – одномоментное поперечное исследование.

Выборка. Кластерная – выборка групп девочек-подростков средней школы г.Шымкент, в период февраль-апрель, 2013г. Методы исследования: сбор анамнеза, антропометрия, ИМТ (индекс массы тела); методы оценки физического развития девочки, девушки – Ме, Ма0-2, Ах0-2, Pu0-2; объективное исследование соматического статуса, УЗИ, ЭКГ, вопросы анкетирования.

Результаты исследования. Из 345 девочек-подростков менархе наступило преждевременно у 6,7% (9-10лет) и отсутствовало к моменту осмотра – 4,6% исследуемых. Как известно, в настоящее время возраст менархе колеблется в пределах 11-14 лет. Телархе, адренархе, ИМТ и анкетирование по заранее подготовленному вопроснику показали следующие результаты (таблица 1).

 

    

Таблица 1Состояние репродуктивного здоровья девочек-подростков

Показатели

 

%

абс.чис.

1. Альгодисменорея

51%-168

2. Нарушения менструального цикла

17,3%-57

3. Патологическое выделение, зуд, боли

28,8%-94

4. Перенесенные заболеания: гепатит, ветрянка, корь, тонзиллит и др.

79,7%-275

5. ИМТ в норме (19,9-26,0)

ИМТ низкий (‹ 19,8)

ИМТ избыточное(26,1-29,0)

ИМТ ожирение (› 29)

51,3%-177

161-46,6%

1,4%-5

0,6%-2

6. Вторичные половые признаки не развиты

Ма0, Ах0, Pu0.

0,6%-2

7. Чувство страха беспокоят

32,1%-111

8. Бытовые материальные условия:

не удовлетворяют

удовлетворяют

хорошо

отлично

2,9%-10

81,1%-280

15,9%-55

9. Информацией о ЗППП не владеют

40,8%-141

10. Методы контрацепции не знают

28,7%-99

11. Хронические, соматические заболевания

49,6%-171

 

 

Как видно из таблицы, нарушение менструального цикла и альгодисменорея наблюдаются более чем у 50% девушек-подростков. Жалобы со стороны органов гениталий, или воспалительные заболевания имеют около 30%. Хронические заболевания выявлены у 49,6% исследуемых. Согласно статистическим данным, в последние десятилетие в Казахстане хроническим заболеваниями стадает более 50% подростков. Распространенность расстройств менструального цикла среди подростков за последние 5 лет возросло в 2 раза, 1,3 раза увеличилась частота воспалительных заболеваний органов репродуктивной сферы.

Половое воспитание требует ответственного отношения со стороны родителей, учителей и врачей (педиатра, подростковых гинекологов). Так как, информацией о ЗППП и вреде аборта не владеют около 50% опрошенных. ИМТ — низкий (‹ 19,8) зарегистрирован у 46,6%, ИМТ — избыточное (26,1-29,0) и ИМТ — ожирение (› 29) соответственно в 5-1,4% и 2-0,6% случаях, что свидетельствует о необходимости проведения бесед, круглых столов на тему «Репродуктивное здоровье. ЗППП и методы контрацепции», «Рациональное питание и адекватное физическое развитие».

При распределении социально-экономического положения семьи участниц исследования на категории, получены следующие ответы: не удовлетворительно — 2,9%, удовлетворительно- 81,1%, хорошо-15,9%, к тому же отлично не указали ни одна участница. Чувство страха беспокоят 32,1% респондентов, которые чаще связывают с неблагоприятной обстановкой в семье. Вышеизложенное диктует условие разработки организационно-методических мероприятий по улучшению индекса здоровья у девушек-подростков, и обратить внимание на морально-этические, психологические аспекты развития, а также выявление факторов, способствующих социально-экономическому благополучию.

Таким образом, в процессе обучения изучение теоретических вопросов, овладение практическими навыками и применение их в клинических исследованиях (например: скрининг девочек-подростков), с последующим анализом полученных результатов позволяют достичь интеграции образования, практики и науки врачам интернам акушер-гинекологам.

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1       Государственная программа развития здравоохранения РК «Саламатты Қазақстан» на 2010-2015 гг.

2       Типовая программа. Специальность «Акушерство и гинекология». – Астана: 2011.

3       Инструктивное письмо №10 МОН РК. – Астана: 2011.

4       Шанина Т.Г. Закономерности физического, психического, полового развития, приспособительных реакций и профилактика их нарушений у подростков 15-17 лет. //Автореф. дис. . докт. мед. наук. – Иваново: 2001. — 44с.

5       WHO. The World Health Report 2000, Health Systems: Improving Performance. World Health Organization. — 2000. — 206 p.

 

 

 

 

 

 

Л.М.БЕГІМБЕКОВА, Р.Я.УТЕПОВА, М.А.ЖАПАР

ИНТЕРН АКУШЕР-ГИНЕКОЛОГТАРДЫҢ БІЛІМДІ, ҒЫЛЫМ ЖӘНЕ ТӘЖІРИБЕНІ

ҮЙЛЕСТІРУ МҮМКІНДІКТЕРІ

Түйін: Аталған мақалада білім, ғылым және тәжірибені үйлестіру дәрігер-интерн акушер-гинекологтарды дайындау барысындағы негізігі бағыттардың бірі ретінде көрсетіліп отыр. Дәрігер-интерндер оқу процессінің өзіндік жұмыстар орындау кезінде жас-өспірім қыз балаларды тексеруге мүмкіндіктері болды. жас-өспірім қыз балалардың репродуктивті денсаулығын зерттеу және алынған нәтижелерді сараптау қойылған міндеттердің іске асырылуына мүмкідіктер туғызды.

Түйінді сөздер: білім алу, тәжірибелік дағды, зерттеу, репродуктивті денсаулық, жас-өспірім қыз балалар

 

 

 

 

 

 

L.M.BEGIMBEKOVA, R.Y.UTEPOVA, A.JAPARM.

JUNIOR PHYSICIAN OBSTETRIC — GYNECOLOGIST’S POSSIBILITY OF INTEGRATION

OF THE EDUCATION, SCIENCE AND PRACTICE

        

Resume: In the article are described the integration of the education, science and practice and their noted as a key mechanism meeting a goal objective in training junior physician. Junior physicians were investigated reproductive health of the adolescent girls on cyclic inspection in time of unrestricted work educational process. Study reproductive health of the adolescent girls and carrying-out of an analysis findings of investigation promote realization assigned task.

Keywords: education, practical skills, investigation, reproductive health, adolescent girls

 

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ