О ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

26 Dec 2013

УДК 378.147-37.018.46

Р.М.Балмахаева, А.М.Толемисова

Институт последипломного образования при КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова,

кафедра гигиены и эпидемиологии

 

 

Дистанционное обучение становится все более востребованным в системе последипломного образования. По отдельным позициям оно является лидером в этой системе, так как  слушатель, уже имея профессиональные навыки в области изучаемой проблемы, имеет возможность продолжать образование и без отрыва от работы. Подход к осуществлению дистанционного образования в системе повышения квалификации медицинских работников должен быть дифференцированным в зависимости от профиля работы. Внедрение дистанционного образования требует не только разработки новых средств обучения, но и пересмотра педагогической нагрузки преподавателей.

Ключевые слова:  дистанционное обучение, повышение квалификации, информация, дистанционные образовательные технологии, модуль, слушатель.

 

 

В течение последних трёх десятилетий дистанционное образование стало неотъемлемым компонентом образовательной и информационной культуры, приведя к значительной реформации систем образования. На настоящий момент дистанционное образование представляет собой  целую индустрию бурно развивающихся образовательных услуг. Она охватывает огромное количество обучающихся и поражает своими размерами и сложностью инфраструктуры [ 1 ].

Впервые применять технологии дистанционного обучения начали в США. В середине 1960-х годов было решено использовать местные телеканалы для трансляции учебных курсов для работников некоторых корпораций. Проект был настолько успешен, что вскоре учебные программы посредством спутниковой связи начали транслировать не только США, но и Европа, Китай, Австралия. С тех пор прошло немало времени, но дистанционное образование не потеряло своей популярности. В последние годы правительства многих стран объявили развитие дистанционного образования приоритетным направлением и регулярно выделяют на его развитие значительную часть бюджета. В США в настоящий момент более 300 университетов предлагают дистанционное обучение. По данным опросов, регулярно проводимых в США, 57% американских преподавателей считают, что результаты дистанционного образования не уступают или даже превосходят результаты традиционных занятий. 33,3% опрошенных рассчитывают, что в ближайшие годы результаты дистанта даже превзойдут результаты классического обучения. В Китае, по данным исследователей, 6 миллионов человек ежегодно получают образование посредством дистанционных технологий. В Великобритании центры дистанционного образования существуют на базе всех университетов страны.

По данным Международного Центра Дистанционного обучения (International Centre for Distance Learning, ICDL), имеется более 850 центров дистанционного образования, расположенных на всех континентах, в которых по различным программам профессионального образования обучается около двенадцати миллионов человек, что составляет  13–14 % от общего числа обучающихся в мире. По образному выражению президента Европейской ассоциации корреспондентных школ (AECS), «дистанционное образование содержит в себе примечательный парадокс: оно уверенно утвердило своё существование, но не в состоянии определить, что оно такое…, дистанционное образование —  это нечто большее, чем чтение, большее, чем прослушивание или просмотр, большее, чем заранее приготовленные учебные материалы, большее, чем технология, большее, чем самостоятельное изучение, большее, чем тренинг, большее, чем открытое обучение»[2].

Дистанционное обучение оказалось весьма востребованным  и в системе последипломного образования. Можно сказать, что по отдельным позициям оно является лидером в этой системе, так как  слушатель, уже имея профессиональные навыки в области изучаемой проблемы, имеет возможность продолжать образование и без отрыва от работы.

Дистанционное повышение квалификации определяют обычно как комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям специалистов-пользователей с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждений дополнительного профессионального образования [3]. Целью его является:

— оптимальное сочетание совершенствования профессиональных навыков и изучения теоретического материала по программе повышения квалификации;

— доступность повышения квалификации большему количеству специалистов за счет экономии значительной части средств, необходимых для обучения в очной форме;

— свобода выбора форм, методов и времени обучения, что позволяет слушателям оптимально совмещать обучение и выполнение своих должностных обязанностей.

В числе основ для успешной реализации программ дистанционного повышения квалификации нужно выделить следующие важные аспекты [4,5,6]:

  1. Наличие мотивации к обучению, определенной  прежде всего целевыми установками обучаемого  на получение новых теоретических знаний и практических умений и навыков,  а затем  только — на  получение сертификата, удостоверяющего повышение квалификации.
  2. Активная самостоятельная познавательная деятельность слушателя,  предусматривающая не только овладение знаниями, но  и их самостоятельного применения для решения различных вопросов в своей профессиональной деятельности.
  3. Индивидуализированный и дифференцированный подход к обучению
  4. Модульная  система обучения
  5. Использование современных информационных ресурсов и телекоммуникационных, интерактивных технологий, четких организационных, методических и управленческих решений
  6. Профессионализм преподавателей и взаимодействие всех участников образовательного процесса
  7. Гибкая система повышения квалификации

Вместе с тем, дистанционное обучение имеет свои преимущества и недостатки [7,8,9,10,11]. К преимуществам относятся технологичность образовательного процесса, максимальная доступность, независимо от географического, временного или социального положения, относительная дешевизна, возможность обучаться в любое время и в любом месте, без отрыва от работы, свободное планирование индивидуального графика в процессе обучения в соответствии со своими физиологическими личностными особенностями (реактивностью, биологическим ритмом и др.), доступность учебных материалов, мобильная связь с преподавателями,  индивидуальный подход преподавателей к каждому из слушателей.

Как показывают исследования, результаты дистанционного обучения при наличии установки на получение знаний не уступают или даже превосходят результаты традиционных форм обучения, так как большую часть учебного материала слушатель изучает самостоятельно, что улучшает запоминание и понимание пройденных тем.  Возможность же сразу применить знания на практике, на работе помогает закрепить их. Кроме того, использование в процессе обучения новейших технологий делает его интереснее и живее.

Однако дистанционное обучение имеет и очевидные минусы.

Во-первых, должна быть сильная мотивация к обучению и регулярная жесткая самодисциплина, так как результат обучения напрямую зависит от самостоятельности, способностей и самосознательности слушателя. При дистанционном же обучении отсутствует целый ряд индивидуально-психологических условий, необходимых для обеспечения этих позиций. А у работающего слушателя  к тому же ежедневный процесс обучения может тормозиться из-за занятости на основном месте работы, дефицита времени для изучения материала и т.д.

Во-вторых, обучающие электронные программы и курсы не всегда хорошо разработаны и удовлетворяют всем международным требованиям из-за недостаточной квалификации специалистов, создающих подобные учебные пособия, так как на сегодняшний день дистанционное обучение — это ещё новое и недостаточно изученное направление.

В-третьих, повышение квалификации по специальностям, предполагающим практическое освоение умений и навыков, дистанционно затруднено. Даже самые современные тренажеры не заменят слушателям, в особенности врачам,  «живой» практики.

В-четвертых, затруднителен регулярный контроль со стороны за тем,  честно и самостоятельно ли слушатель готовил работы, сдавал экзамены или зачеты.

В-пятых, необходима компьютерная грамотность и  постоянный доступ к источникам получения образовательных материалов (электронных учебников, видеоматериалов и т.д.). Для этого нужна хорошая техническая оснащенность дома, но не все желающие получить образование имеют компьютер и доступ к Интернету.

Вышеизложенное касалось дистанционного образования в целом, безотносительно специальности, по которой осуществляется повышение квалификации. Что касается повышения квалификации медицинских работников, то здесь должен осуществляться дифференцированный, в зависимости от профиля работы, подход к осуществлению дистанционного образования. Для врачей лечебного профиля, по нашему мнению, цикл повышения квалификации не может быть на 100% представлен дистанционной формой обучения, даже в сочетании  с телемедицинскими технологиями – телеконсультациями,  телеконсилиумами, телевидеоконференциями. Ректор МГУ им. М.В.Ломоносова В.А.Садовничий в своем интервью «Российской газете» (2007) так высказался по поводу дистанционного обучения будущих медиков: «Конечно, заочные формы обучения для таких стратегических специальностей, как медицина, биология, химия, это нонсенс. В медицинском образовании вообще нужно действовать очень осторожно. Помню, на одном из форумов в Колонном зале Дома Союзов несколько лет назад выступал выпускник медицинского вуза СССР — грек. Он возмущался тем, что происходит у нас с медицинским образованием в новых вузах. Потому что по возвращении зарубежных студентов из наших вузов на родину выясняется, что они ничего не знают.

Московский университет никогда не увлекался выдачей и не выдавал дистанционных дипломов. Неплохо, если бы университет передавал свои курсы, методики с помощью дистанционных форм разным категориям людей, преподавателям, студентам, но лишь в качестве дополнительного образования. Над этим мы сегодня работаем. Но «виртуальный диплом» никогда не сравнится с реальным»[12].

Вместе с тем, внедрение современных форм дистанционного образования — телеконференций, веб-трансляций, вебинаров, веб-презентаций, веб-кастинга, мастер-классов on-line — в подготовку и повышение квалификации врачей позволяет устранить многие пробелы практической подготовки путем предварительного ознакомления и возможности многократного просмотра ценных клинических материалов[13,14,15]. Видимо, нужно обоснованное сочетание традиционных и дистанционных форм обучения.

Повышение квалификации по нашей специальности — «Гигиена и эпидемиология» — также должно активно использовать возможности дистанционного образования, тем более, что по части реализуемых  тематик можно допустить полное дистанционное обучение. Однако там, где требуется овладение или совершенствование навыков лабораторных и другого рода исследований, дистанционное обучение должно быть частичным.

Признавая очевидные положительные стороны дистанционного обучения, необходимо отметить ряд проблем, связанных с его организацией и внедрением. Прежде всего, это вопросы методического плана, которые включают в себя разработку новых средств обучения, создание электронных учебников, презентаций, фильмов и др., введение материалов в необходимый веб-интерфейс, постоянное обновление обучающих средств. И это задача не одного дня, так как материалы для дистанционного обучения готовятся не для одного, а для всех циклов, реализуемых на кафедре.  Причем, разработка учебно-методического комплекса требует высокой профессиональной квалификации и компьютерной грамотности преподавателей, знакомства их с основами дистанционного обучения. Поэтому представляются нереальными сроки, отведенные в проекте дистанционного образования КазНМУ на их реализацию.

Дистанционное обучение является процессом значительно более трудоёмким и многоаспектным, чем очное обучение, в котором существуют нормативы часовой нагрузки для оплаты труда преподавателей. Полтора часа лекции в аудитории для 50 человек – это одно, а проведение занятия с теми же 50 слушателями дистанционно – это совсем другое. Комментирование заданий для слушателей преподавателем по e-mail, в чате или через форум, введение информации через клавиатуру и другие действия при виртуальном контакте требуют значительных временных затрат. Поэтому должны быть разработаны подходы по распределению часовой нагрузки на ППС с учетом реальных затрат времени на подготовку учебно-методических средств и виртуальный контакт со слушателями.

Таким образом, как свидетельствуют многочисленные данные представительных учреждений, осуществляющих повышение квалификации медицинских работников как в дальнем, так и ближнем зарубежье, внедрение дистанционных образовательных технологий является необходимым инновационным компонентом в системе последипломного образования и  требует своей актуализации в Республике Казахстан.

 

 

Cписок литературы

1       Каримов К. А. Дистанционное обучение как организационно-дидактическая форма повышения квалификации педагогических кадров  // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 373-375.

2       Каримов К. А., Уматалиева К. Т. Преимущества дистанционного образования в системе повышения квалификации педагогов. //Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 487-489.

3       Максиянова Т.В., Тарасенко О.С., Рулиене Л.Н. и др. Дистанционные технологии в образовании.-  Сиб. федер. ун-т ; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [и др.]. – Красноярск: Центр информации, 2012. – 164 с.

4       Косырева Е.А. Дистанционная образовательная технология как механизм в системе повышения квалификации и переподготовки кадров (на примере ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО») – 5с.

5       Рулиене Л.Н. Дистанционное обучение: сущность, проблемы, перспективы. — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2010. — 272 с.

6        Бакалов В.,  Крук Б.,  Журавлева О. Дистанционное обучение. Концепция, содержание, управление – 2008. — 108с.

7       Сатунина А.Е. Электронное обучение: плюсы и минусы http://soft.tusi.biz/ts_general/azl/kitabxana/hb/hb-28.htm

8       Дистанционное образование: плюсы и минусы.  //Материалы XXIII Международной конференции «Применение новых технологий в образовании» (27-28 июня 2012 года в рамках Конгресса конференций «Информационные технологии в образовании» на базе Фонда новых технологий в образовании «Байтик». — Троицк,2012. – 3с.  dtraining.web-3.ru

9       Никуличева Н.В. Дистанционное повышение квалификации педагогов: плюсы и минусы // Сборник тезисов докладов XVI конференции представителей региональных научно-образовательных сетей «Relarn-2009″. – Москва-Санкт-Петербург, 2009. – С. 138-144.

10    Быстрых Л. Ф. Информационные технологии дистанционного обучения в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации / Информационно-аналитический вестник Уральской академии государственной службы «Чиновник»  — 2006. — № 3 (43) — 8 с.

11    Мальцев В. Дистанционное обучение — доступное образование http://www.edukids.ru/http://www.planetaedu.ru/

12    В.А.Садовничий. В погоне за виртуальным дипломом. — Интервью ректора МГУ им. М.В.Ломоносова «Российской газете» 25.01.2007г.  www.rg.ru/2007/01/25/sadovnichy.html

13    Дистанционное обучение как инновационная форма в послевузовском профессиональном образовании. – Первый МГМУ им. И.М.Сеченова. Факультет повышения профессионального образования врачей. – 123с. http://tele.med.ru

14     Дидактика и компетентность в профессиональной деятельности преподавателя медицинского вуза и колледжа. Руководство для преподавателей под редакцией М.Г. РоманцоваМ.Ю. Ледванова,Т.В. Сологуб.  — Издательство «Академия Естествознания», 2010.- 180с.

15    Кислов А.И. Инновационные образовательные и медицинские технологии ГБОУ ДПО «Пензенский институт усовершенствования врачей» МЗ РФ. — INNO — MED, 2013. — 45с.

 

 


 

Р.М.Балмахаева, А.М.Толемисова

 

Мамандар біліктілігін жоғарлату жүйесіндегі қашықтықтан оқытуы жөнінде

 

Түйін: Дипломнан кейін білім беру жүйесінде қашықтықтан оқыту барған сайын талап етіледі. Бұл жүйеде ол жеке позициялар бойынша  жетекші болып табылады, себебі тындаушылардың оқу мәселе саласында кәсіптік дағдылары болғандықтан,  олардың, жұмысты   үзбей,  білім алуды жалғастыру мүмкіндігі бар. Медицина қызметкерлерінің біліктілігін жоғарлату жүйесінде қашықтықтан оқытуды іске асыру тәсілі жұмыс профиліне байланысты жіктелуі тиіс. Қашықтықтан оқытуды енгізу тек жаңа оқу тәсілдерді дайындау ғана емес, сонымен бірге оқытушылардың педагогикалық жүктемесін қайта қарап шығуын талап етеді.

Түйінді сөздер: қашықтықтан оқыту, мамандықты жоғарлату, мәлімет, қашықтықтан білім беру технологиялар, модуль, тындаушылар.

 

 

 

 

 

R.M.Balmahaeva, A.M.Tolemisova

 

About distance learning in the advanced training of specialists

 

Resume: Distance learning becomes more attractive in the system of postgraduate education. In some positions it is the leader of the system, as the students who has the background in the area of the studying problem, has the opportunity to continue education without interrupting the work. Approach used in the distance learning practice in the system of qualification improvement of medical personnel shall be differential depending on the character of the work. Implementation of the distance learning requires not only the development of new instruments of education, but also the revision of teaching capacity of the faculty.

Keywords: Distance learning, qualification improvement, information, distance learning technologies, module, student.

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ