ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА В СИСТЕМЕ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

26 Dec 2013

УДК 614.23/.25+37.018.64

А.А. Кабулбекова, С.А. Оспанова,  А.Д. Сатвалдиева

Кафедра дерматовенерологии и эстетической медицины

 Института последипломного образования,  КазНМУ им.С.Д. Асфендиярова

 

Статья посвящена организации дистанционного обучения в системе последипломного образования. Дистанционное обучение при подготовке врачей – это инновационная организация учебного процесса, которая реализуется в специфической педагогической системе, базирующейся на принципе самостоятельного обучения врача и интерактивного взаимодействия преподавателя и обучающегося.

Ключевые слова: инновационные технологии, дистанционное обучение, слушатели, повышение квалификации,  дерматовенерология.

 

 

Повышение эффективности здравоохранения – это, прежде всего, совершенствование системы профессиональной подготовки медицинских кадров.

Быстрые изменения в медицинской теории и практики требуют  врачей постоянного повышения своей квалификации. Основным направлением совершенствования процесса повышения квалификации врачей на этапе последипломного образования является постепенное внедрение современных форм обучения. Во время обучения важно начать именно с этапа направления усиление специалиста к самосовершенствованию. Традиционные методы обучения врачей в первую очередь направлены на приобретение и углубление знаний путем передачи информации с последующим ее воплощением в конкретных профессиональных действиях по готовому алгоритму. Такой подход на сегодняшний день при подготовке врачей вполне оправдан, в связи с переходом практического здравоохранения на оказание медицинской помощи населению в соответствии с протоколами МКБ [1-3].

Однако данная методология обучения не способствует развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, хотя именно на этом постулате базируется концепция дистанционного обучения как новой формы последипломного образования.

Для поднятия уровня медицинского обслуживания и снижения смертельных исходов, связанных с врачебными ошибками в развитых странах мира уже много лет практикуется непрерывное медицинское образование с использованием дистанционного образования (ДО) [3-5].

Для реализации организационных условий и методологических подходов, способствующих повышению эффективности обучения врачей, необходимо выделить и решить ряд задач. Прежде всего, следует определить сущность, содержание и структуру дистанционного обучения. Затем очертить организационные условия и методологические подходы, способствующие его развитию на этапе последипломного образования

Дистанционное обучение — является одним из современных  технологий повышения квалификации врачей и используется различными способами. В медицине широкое распространение нашли обучение через медицинские журналы и онлайн. Современное медицинское образование, его качество требует использование инновационных преобразований в технологии обучения. Альтернативой дополнительного образования врачей, которым является — дистанционный метод обучения . Использование современных информационных технологий позволяет перевести процесс обучения на качественно более высокий уровень. В результате происходит переориентация традиционного обучения на принципиально новый уровень, где изменяется роль учащегося: он становится активным участником образовательного процесса. Важно, что в изучении любой медицинской специальности визуализация играет ключевую роль. Психолого-педагогические исследования показывают, что использование электронных обучающих систем со средствами визуализации способствуют более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, позволяет проникнуть глубже в существо познавательных явлений. Это обусловлено активизацией работы одновременно обоих полушарий: левое полушарие привычно работает при традиционной форме обучения, а правое полушарие, отвечающее за образно-эмоциональное восприятие предъявляемой информации, активизируется при визуализации. В результате происходит творческое и профессиональное развитие личности врача [5-8].

В связи с внедрением ДО для врачей возникает необходимо изменять методы работы преподавателей, касающиеся построения образовательного процесса, оценки обучения и методов обеспечения качества преподавания. Безусловно, что в этом процессе ключевую роль играет компетентность и профессионализм преподавателя. Таким образом, ДО расширяет и обновляет роль и преподавателя, делает его наставником, который должен координировать познавательный процесс, постоянно совершенствовать те курсы, которые он преподает, повышать творческую активность и профессиональную компетентность/квалификацию в соответствии инновациями в технологии обучения [8-10].

На кафедре дерматовенерологии и эстетической медицины ИПО будет  разработана программа ДО цикла повышения квалификации для дерматовенерологов, врачей общей практики, состоящая из модулей: «Избранные вопросы заболеваний кожи», «Кожные проявления при соматических заболеваниях», «Инновационные технологии в дерматовенерологии».

Учитывая, что большая часть слушателей заканчивала вузы более пяти лет назад возникла необходимость построения модульной системы, которая позволяет обновить теоретические знания медицинской науки для освоения практической части по изучаемой специальности. В частности, изучение патологии конкретной группы, например врожденный эпидермолиз, включает в себя комплекс текстовых документов (электронные лекции) по анатомо-физиологическим особенностям кожи, состоящий из модулей: анатомия, физиология, гистология и функции  кожи.

В лекции, посвященной современным методам лечения, включены модули: инновационные, инъекционные и топические и другие виды лечения. Текстовый документ представлен иллюстративным материалом: таблицами, рисунками, схемами, алгоритмами диагностики и лечения, фотографиями и пр. Все это позволяет в наглядной форме лучше усваивать теоретический материал.

Лекция по конкретной нозологической форме представляет собой модули: определение заболевания, эпидемиология, этиология, патогенез, классификация, клиника, осложнения, методы диагностики (жалобы, анамнез, лабораторные, инструментальные и другие методы), лечение, тактика ведения, профилактика, прогноз, реабилитация, санаторно-курортное лечение. Слушатель всегда будет иметь возможность изучить материал, как всей лекции, так и отдельного модуля.

Система гиперссылок позволит слушателю переходить с одного модуля на другой. Например, при изучении раздела  «Аллергические заболевания кожи» перейти в раздел «

Неотложные состояния в дерматологии». В разделах обследования при рассмотрении патогистологических изменений кожи можно перейти на варианты нормальной  гистологической картины кожи. При рассмотрении вопросов терапии нозологической единицы возможен переход на лекции по клинической фармакологии, где приводятся основные группы препаратов, используемых в дерматологии, показания и противопоказания к применению, схемы дозирования с позиций доказательной медицины. Приведены данные электронных справочников по лекарственным средствам, национальным и международным рекомендациям по фармакотерапии. Будут даны алгоритмы рационального выбора лекарственного препарата для лечения различных групп больных. Приводится справочная информация о современных препаратах, позволяющая индивидуализировать выбор препарата и схему терапии.

Слушателям будут предлагаться дополнительный материал: нормативные документы, справочные издания и словари (глоссарии), периодические издания, монографическая научная литература, ссылки на базы данных, сайтов, справочные системы, электронные словари и сетевые ресурсы. Отдельно предоставляется нормативная документация по дерматовенерологии: стандарты и протоколы ведения больных, Международные и Казахстанские рекомендации по отдельным проблемам дерматовенерологии и пр.

При ДО слушатели сами будут регламентировать время, необходимое для усвоения учебного материала, контрольных работ и экзамена в пределах отведенного срока обучения.

ДО мотивирует к самостоятельной, творческой работе слушателей. Управление образовательным процессом со стороны педагога – это постоянный мониторинг за ходом процесса обучения, разработка и осуществление своевременных корректирующих действий. Виды контроля позволяют проводить диагностику уровня знаний исходно, в процессе и по окончании обучения. Для реализации данной задачи создан банк тестовых вопросов для реализации различных форм контроля знаний.

Система контроля знаний слушателей включает: тренировочный обучающий контроль, входной контроль знаний, тестовый контроль по теме и по разделу, итоговый контроль. Данные тестирования необходимо фиксировать в «электронной» зачетке, видимой обучающимся, и в электронном журнале преподавателя. Модульная система обучения не дает возможности образования «пробелов» в усвоении курса: за каждый пройденный раздел слушатель будет отчитываться перед преподавателем и только после этого может продвигаться дальше, контроль приобретаемых знаний может быть очень детальным и практически постоянным.

Практической частью работы слушателей являются решение ситуационных задач и самостоятельная работа (курсовая работа). Большое внимание в процессе повышения профессиональной компетенции врача придается самостоятельной работе: описание конкретного случая из практики с освещением жалоб, анамнеза, данных объективного, лабораторного и инструментального обследований, обоснования диагноза и его формулировки согласно современным классификационным признакам, тактика лечения (с обоснованием выбора препарата и его дозы), рекомендации по ведению. По-существу, данная работа является своеобразным телеконсультированием со стороны преподавателя, где подробно обсуждаются вопросы обоснования диагноза, выбор тактики лечения и пр.

Необходимо в оболочке ДО «CIXSOFT» иметь систему контроля активности слушателей по изучению учебных курсов. Благодаря функции Log можно будет отслеживать, сколько времени просматривалась каждая страница УМК. Данные тестирования фиксировать в электронной «зачетке», видимой обучающимся, и в электронном журнале куратора. Преподаватель, будет  учитывать результаты текущего тестирования, иметь представление о степени подготовленности каждого обучаемого, экзаменационная оценка становиться более предсказуемой, будет уменьшаться вероятность случайного результата и элементы субъективизма. По окончании курса ДО слушатель проходит итоговое тестирование, решает ситуационные задачи повышенной сложности: многоступенчатые, задачи с данными обследования (рентгенограммы, сонограммы, гистологический материал и пр.). Если результаты тестирования удовлетворительные, то слушатель  при условии защищенных работ будет допускаться к зачету или экзамену.

Интерактивность достигается путем общения преподавателя и слушателя как с помощью ресурсов программы ДО, так и по электронной почте. Это будет позволять осуществлять постоянный контакт слушателя с преподавателем.

Дистанционный тип обучения делает системы оценки знаний объективными и независимыми от преподавателя, мотивирует слушателей  к самостоятельному поиску решения поставленных перед ними задач с использованием Интернет-ресурсов, способствует повышению их социальной и профессиональной мобильности, социальной активности, кругозора и уровня самосознания. Методика ДО за счет модульной системы построения позволяет реализовать для слушателя индивидуальную учебную программу и учебный план. В частности, позволить самостоятельно выбирать последовательность изучения предметов и темп их изучения.

Данный способ ДО в системе последипломного образования КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова на циклах повышения квалификации и переподготовки  позволить врачу повышать свою профессиональную компетентность, социальную и профессиональную мобильность, имея свободный график построения занятий без отрыва от производства, по месту жительства. Дистанционная форма экономически эффективна для учреждений здравоохранения и позволяет более полно удовлетворить потребности практического здравоохранения в образовательных услугах как Казахстане, так стран СНГ.

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1       Азарьева В. В. Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования (проект) / В. В. Азарьева [и др.]. – Спб. : Изд-во С.-Петерб. гос. электротех. ун-та «ЛЭТИ», 2006. – С. 18.

2       Безродная Г. В. Принципы компетентностного подхода в медицинском вузе / Г. В. Безродная, Д. А. Севостьянов, Т. А. Шпикс // Медицина и образование в Сибири : электронный научный журнал. – 2008. – № 2. – Режим доступа: http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=251.

3       Белозерова Е. А. О дистанционном образовании / Е. А. Белозерова [и др.] // Дистанционное обучение в электронном здравоохранении. – 2007. – № 2.

4       Болонский процесс в вопросах и ответах / В. Б. Касевич, Р. В. Светлов, А. В. Петров, А. А. Цыб. – Спб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. – 108 с.

5       ГОСТ ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования. – М. : Изд-во стандартов, 2001. – 21 с.

6       Дистанционное медицинское обучение. – Режим доступа : http://www.divisy.ru/texno_telemed.shtml.

7       Казаков В. Н. Дистанционное обучение в медицине / В. Н. Казаков, В. Г. Климовицкий, А. В. Владзимирский. – Донецк : ООО «Норд», 2005. – 80 с.

8       Пальцев М. А. Траектория непрерывного развития / М. А. Пальцев // Мед. академия. – 2007. – № 9 (2353) (18 мая).

9       Руководство по качеству ГОУ ВПО УГМА РОСЗДРАВА. СМК-РК-4.2.2.-01-2009. – Екатеринбург: 2009. – 40 с.

10    Холопов М. В. Дистанционное обучение в медицине / М. В. Холопов. – Режим доступа : http://www.mma.ru

 

 

 

 

 

 

Түйін: Бұл мақала дипломнан кейінгі білім беру жүйесінде дистанционды оқытуды ұйымдастыруына арналады. Дәрігерлердің  дайындығындағы дистанционды оқыту — сол оқу үдерістің инновациялық ұйымы, төл баста ұстанымда дәрігерлердің дербес оқуына және оқытушының үйрету — интерактивті әрекеттестігінің негізінде  педагогикалық жүйеде жүзеге асырылады-.

Түйінді сөздер: инновациялық технология, дистанционды оқыту, тыңдаушылар, біліктілікті арттыру,  дерматовенерология.

 

 

 

 

A.A. KABULBEKOVA, S.A. Ospanova, A.D. Satvaldiev
Department of Dermatology and Venereology and aesthetic medicine
Institute of Postgraduate Study, Asfendiyarov KazNMU

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN PREPARING THE DOCTOR IN THE CONTINUING EDUCATION

 

Resume: The article is devoted to the organization of distance learning in postgraduate education. Distance learning in the training of doctors — is an innovative organization of the educational process, which is implemented in a specific educational system based on the principle of self-study doctor and interactive teaching and learning.

Keywords: innovative technology, distance learning, students, professional development, skin and venereal diseases.

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ