ДУАЛЬНАЯ ФОРМА МЕДИЦИНСКОГООБРАЗОВАНИЯ КАК ПРОДУКТ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

27 Sep 2013

УДК 37(082)(470)

 

А.А. Аканов, А.Д. Дуйсекеев, А.В. Балмуханова, Т.С. Мейманалиев,

З.Б. Исина, Г.Е. Суйеова, А.К. Мусина, Н.Бухарбаев

Высшая медицинская школа

Казахский национальный медицинский университет

им. С.Д.Асфендиярова

 

Высшая медицинская школа КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, начиная с 2008 года ведет активную работу по внедрению практико-ориентированного обучения по клиническим специальностям. Известно, в медицинском образовании на лицо, разрыв практики и теории, которую студенты  получают в учебном заведении. Данных недостатков в подготовке будущих специалистов лишена система дуального образования, совмещающая в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку

Ключевые слова: дуальная форма обучения, работодатель,  социальный партнер.

 

На сегодняшний день дуальная система подготовки – одна из самых эффективных форм подготовки профессиональных кадров в мире, которая широко распространена в промышленно развитых странах и  является основной системой подготовки кадров более, чем в 60 странах.

Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон — лечебно-профилактических учреждений, будущих работников, государства.

Для лечебно-профилактических учреждений — это возможность подготовить для себя кадры, экономия на расходах по поиску и подбору врачей, их переучивании и адаптации.

Для молодых людей дуальное обучение — отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни.

К неоспоримым преимуществам дуального обучения нужно отнести:

Во-первых, обеспечивается высокий процент трудоустройства выпускников, т.к. они полностью отвечают требованиям работодателя. Обучение максимально приближенно к запросам клиники.

Во-вторых, достигается высокая мотивация в получении знаний. Формируется новая психология будущего работника. Студенты, сначала закрепившись на клинической базе в качестве потенциальных врачей, учатся совершенно по-другому, более осознанно и заинтересовано. Позиция пассивного потребителя учебной информации сменяется инициативной позицией специалиста в клинике, которому надо принимать решения и нести ответственность за больных. Студент раньше адаптируется к производственным отношениям в коллективе.

В-третьих, работает принцип «от практики к теории», студент больше работает не с текстами и знаковыми системами, а с клиническими ситуациями. Сложные теории легче осваиваются через практику и  решение реальных  профессиональных задач. В-четвертых, оценка качества подготовки специалистов проводится самими работодателями. С первых дней врач-интерн большую часть времени проводит у постели больного, показывает свои навыки и старание. Работодатели получают возможность оценить уровень подготовленности будущих специалистов непосредственно в условиях своей клиники.

В-пятых, преподаватели должны иметь не только хорошие теоретические знания, но и владеть всеми инновационными методами диагностики и лечения патологии.

Дуальная система в учреждениях образования требует педагогов нового формата – педагогов — тьюторов с акмеологическим вектором профессиональной медицинской направленности. О дальнейшем развитии системы образования в дуальном формате можно сказать следующее: с одной стороны, необходимо сохранить сложившуюся систему образования, реализующую преемственность принципов «от простого – к сложному», а с другой «от общего – к частному».

Чтобы вывести профориентационную работу на новый уровень, соответствующий темпам изменений окружающей среды, настоящим и перспективным вызовами, по отношению к педагогической деятельности, – значит решать образовательные и воспитательные задачи с существенным опережением.  Учебное заведение и социальные партнеры  совместно участвуют в разработке гибкой модульной программы для получения квалифицированных специалистов. Как известно, новое поколение образовательных стандартов основано на компетентностном подходе, в соответствии с которым современный специалист должен обладать определенным набором ключевых, социальных и профессиональных характеристик, которые обеспечат ему успешность, мобильность, адаптивность, социальную защищенность на рынке труда и в профессиональной сфере

Решение руководства КазНМУ о переводе студентов-интернов на практикоориентированную систему обучения в интернатуре, сложилось уже в течение 5 лет и объясняется тем, что к этому времени студенты полностью изучают цикл общеобразовательных дисциплин, приобретают базовые знания по специальности, имеют фундамент по профилирующим дисциплинам, формирующих основополагающие профессиональные знания, навыки и умения. В этом случае дуальная система становится для интернов полигоном, на котором проверяется качество полученных знаний, закрепляется теоретический материал, формируются практические навыки и умения, что очень важно в контексте требований компетентностной модели подготовки специалистов.

Определяя в общем виде суть дуальной системы подготовки, следует отметить, что она усиливает практическую направленность подготовки специалистов путем интеграции в учебный процесс большого объема производственной практики, что значительно повышает профессиональную мобильность выпускников. Вместе с тем, внедрение дуальной системы предусматривает принципиальное изменение организации учебного процесса, в основе которого рациональное сочетание в течение всего учебного года теоретической подготовки и расширенной производственной практики на клинических базах и в ЛПУ.

Базами практического обучения ВМШ являются более  23 ЛПУ РК и 7 ЛПУ Алматинской области, которые  реализуются через договоры совместной деятельности, в которых определено:

·    активное участие работодателей в процессе подготовки специалистов, которые непосредственно участвуют в организации производственной выездной практики,  трудоустройстве выпускников.

·   создание надлежащих условий для проведения всех видов практического обучения студентов (наличие учебных комнат, занимаемая площадь);

·    привлечение ведущих специалистов КазНМУ к преподаванию части профильных дисциплин и профессиональных модулей;

·    проведение обучающих семинаров преподавателями ВМШ для специалистов  клинических баз;

Трудоустройству выпускников уделяется особо пристальное внимание. В ВМШ работает служба по трудоустройству выпускников, и создается комиссия по распределению, в состав которой входят  социальные партнеры, работодатели,  представители  студенческого самоуправления, департаменты здравоохранения областные, главные врачи, заведующие отделениями.

Проводимый нами комплекс мероприятий включает работу по созданию системы профессиональной ориентации, позволяет информировать обучающихся, выпускников КазНМУи работодателей о рынке труда.  Деятельность комиссии позволяет решать задачи по обеспечению взаимосвязи  между потребностью в специалистах и рынком образовательных услуг, по формированию  конкурентоспособности выпускников за счет постоянной ориентации образовательных  программ на наивысшие критерии профессиональной квалификации работников, по созданию системы  информирования обучающихся и работодателей данными о потребностях в специалистах и образовательных услугах, по организации и проведению консультаций и психологической поддержки  выпускников по вопросам трудоустройства.

Таким образом,  дуальная система обучения — это  инновационный тип организации целевой медицинской  подготовки, который предполагает согласованное взаимодействие образовательной и практической сфер по подготовке специалистов.

На основании проведенной работы в рамках дуального обучения, необходимо решить некоторые вопросы: законодательно  закрепить  обязательства ЛПУ, клиник в рамках дуального обучения; обеспечить  учебным заведениям, внедряющим дуальное обучение, максимальную  самостоятельность при разработке совместно с работодателями  учебных планов, программ; разработать план поэтапного внедрения проекта дуального обучения с указанием сроков реализации; обязательно проводить  регистрацию и мониторинг контрактов между обучающимися и предприятием, органом по оценке квалификации выпускников для последующей их сертификации; проводить  регулярный рейтинг среди предприятий, участвующих в дуальной системе обучения нашей области.

А.А. Аканов, А.Д. Дуйсекеев, А.В. Балмуханова, Т.С. Мейманалиев,

З.Б. Исина, Г.Е. Суйеова, А.К. Мусина, Н.Бухарбаев

МЕДИЦИНАЛЫҚ БІЛІМНІҢ  ДУАЛЬДЫ  ТҮРІ ӘЛЕУМЕТТІК СЕРІКТЕСТІК НӘТИЖЕСІ

 

Түйін: Білім берудің дуальды жүйесі – мамандарды дайындау бойынша білім беру және практикалық дайындық аясында келісіп,  өз ара қарым-қатынасы болжалған медициналық мақсатты дайындықты ұйымдастырудың инновациялық түрі.

 

A. A. Akanov, А.D. Duisekeev, А.V. Bаlmukchanova, T.S. Meymanaliev,

Z.B. Isina, G.I. Suiova, A.K. Musina, N. Bucharbaev

The dual system of medical education as product of social cooperation

Resume: The dual system of training -is an innovativetype of organization targeted medical training, which involves the coordinated interaction ofeducational and practicalareas fortraining of specialists.

 

ДУАЛЬНАЯ ФОРМА МЕДИЦИНСКОГООБРАЗОВАНИЯ КАК ПРОДУКТ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ