КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА НА МОДУЛЕ ПРОПЕДЕВТИКИ ХИРУРГИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

25 Sep 2013

УДК 616.31 (07)

 

Т.В. Трегубова

Казахский национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова,

модуль «Пропедевтика хирургической стоматологии»

 

 

В статье дан анализ по внедрению компетентностного подхода обучения на модуле пропедевтика хирургической стоматологии в КазНМУ.

Ключевые слова: компетенции, оценочные рубрики, оценка компетенций

 

Процесс реформирования высшей школы после подписания Казахстаном Болонской декларации поставил целью улучшение качества образования. В качестве основного требования к подготовке специалистов и улучшения качества образования Европейским научно-педагогическим сообществом был выдвинут компетентностный подход. Понятие «компетентность» также включено в Концепцию модернизации казахстанского образования. В связи с этим высшая школа решает важную задачу по реализации данного подхода и формулированию общих и специальных компетенций выпускников, которыми они должны обладать по завершению обучения. Компетентность – это выраженная способность применять свои знания и умение. Компетентность выражается в готовности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных профессиональных (проблемных) ситуациях. Она проявляется в личностно-ориентированной деятельности и характеризует способность специалиста реализовывать свой человеческий потенциал для профессиональной деятельности.

В высшем медицинском образовании проблема понимания сути компетентностного подхода имеет свое прямое воплощение, так как при оценке эффективности обучения студентов медицинские вузы всегда опирались на оценку знаний, умений и навыков, определяемых для различных специализаций будущего врача. Два года назад в нашем вузе был определен основной единый перечень ключевых компетенций для студента медицинского вуза, в том числе и стоматологического факультета. Перечень всех компетенций внесены в образовательную программу и квалификационную характеристику выпускника стоматологического факультета.

Цель данной статьи дать анализ внедрения компетентностного подхода обучения на модуле пропедевтика хирургической стоматологии.

По штатному расписанию на данный момент на модуле работают 6 штатных сотрудников. Преподавание велось по дисциплинам: «Пропедевтика хирургической стоматологии» у студентов 4 курса стоматологического факультета; «Стоматология» у студентов лечебного факультета по специальности «терапия» и на элективных дисциплинах «Особенности челюстно-лицевой области», «Особенности местного обезболивания при различных стоматологических вмешательствах» у студентов 3 курса стоматологического факультета.

В начале учебного года на заседании модуля согласно образовательной программы, ключевым компетенциям и квалификационной характеристики врача-стоматолога общей практики на каждом практическом занятии были поставлены цели, которые должны были быть достигнуты к концу занятия и оценены по компетенциям. Так когнитивный уровень оценивался на каждом практическом занятии, а другие компетенции (операциональный, аксиологический, правовая компетенция и самообразование) оценивались на определенных занятиях, согласно поставленным целям. Чтобы не было разногласий в оценках компетенций были разработаны планы проведения практических занятий, которые отражены в силлабусах дисциплины и «учебном портфолио» преподавателя.

Каждый сотрудник модуля создал для себя «Учебное портфолио», которое включало в себя: календарно-тематический план лекций, практических занятий, тематический план самостоятельной работы студентов, методические рекомендации к практическим занятиям с раздаточными материалами, таблицы по оценке компетенций на каждом практическом занятии и оценочные рубрики (чек-листы) для оценки ключевых компетенций текущего, рубежного и итогового контроля студентов.

Согласно новой парадигме образования нашего университета — перехода от репродуктивных методов обучения к интерактивным, сотрудниками нашего модуля на лекциях и практических занятиях также внедрялись интерактивные методы обучения. Большинство прошли обучение на методическом семинаре «Информационный и деятельностный подход в обучении»: традиционные и интерактивные методы обучения; организация лекций на кафедрах КазНМУ; активные методы организации клинических занятий; игровое моделирование клинических занятий, организованный руководством нашего университета.

Для построения образовательного процесса, оценки обучения и методов обеспечения качества преподавания по плану ВКК, графику взаимопосещения лекций и практических занятий модуля, коллеги обменивались педагогическим опытом преподавания. Для анализа качества внедрения интерактивных методов преподавания на модуле были разработаны и апробированы чек-листы, которые заполняли сотрудники, посетившие практические занятий у своих коллег. Результаты обсуждались на заседании модуля (таб №1).

 

Таблица 1 — СХЕМА АНАЛИЗА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

 

Тема занятия________________________________________________

Учебная дисциплина_________________________________________

Группа, курс, факультет______________________________________

Дата и время проведения______________________________________

Количество студентов на занятии / общее количество студентов в группе

ФИО преподавателя, ученая степень, ученое звание, должность  _______________________________________________________________

 

 

 

Критерии оценки

Уровени оценок

Превос-ходно

Приемлемо

Требует

коррекции

Неприемлемо

1.

Цели практического занятия, направленные на формирование у студентов основных компетенций.

Доведение их до слушателей.

2

1,5

1

0

2.

Методическая обеспеченность практического занятия

10

7,5

5

0

3.

Рациональное распределение времени на занятии (для опроса, для объяснения и самостоятельной работы)

5

3,75

2,5

0

4.

Последовательность изложения нового материала, умение выделять главное

7

5,25

3,5

0

5.

Грамотность преподавателя

5

3,75

2,5

0

6.

Умение преподавателем овладеть вниманием студента, заинтересовать их

5

3,75

2,5

0

7.

Умение преподавателем организовать познавательную деятельность студентов, поддерживать дисциплину и порядок на занятии

5

3,75

2,5

0

8.

Наличие клинической и междисциплинарной направленности на занятии

5

3,75

2,5

0

9.

Профессиональная ориентация

5

3,75

2,5

0

10

Умение  преподавателем дополнить ответ студента по существу поставленного вопроса

5

3,75

2,5

0

11

Умение преподавателем дать разъяснение по трудным для понимания вопросам

5

3,75

2,5

0

12

Использование наглядных пособий и технических средств в учебном процессе (препараты, таблицы, рисунки и т.д.)

10

7,5

5

0

13

Использование инновационных методов преподавания

15

11,25

7,5

0

14

Коммуникативные навыки преподавателя

3

2,25

1,5

0

15

Применяет ли преподаватель различные формы контроля знания студентов (вопросы, тесты, задачи, и оценочные рубрики) и насколько объективны оценки компетенции студентов, даваемые преподавателем

10

7,5

5

0

16

Умение преподавателем подвести итог

3

2,25

1,5

0

17

Итого баллов

100

75

50

0

 

Замечания_________________________________________________________________

 

Предложения  ______________________________________________________________

 

ГРАДАЦИЯ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ ППС

БАЛЛЫ

ОЦЕНКА

90-100

Занятие проведено на высоком уровне

75-89

Занятие проведено на среднем уровне

50-74

Занятие проведено на низком уровне

 

Овладение компетенциями студентами-стоматологами происходит в процессе обучения (на лекции, практическом занятии, на СРСП), при контакте с личностью преподавателя. Поэтому важным является оценка студентами компетентностного подхода при проведении анонимного анкетирования, которое проводилось после сдачи студентами переходного экзамена. Цель анкетирования была: выявление степени соответствия оценок качеству предоставляемых образовательных услуг студентам на модуле с позиций компетентностного подхода и для  выявления степени удовлетворенности студентов качеством учебного процесса. Таким образом, осуществлялась обратная связь. Учебно-клиническим департаментом института «Стоматология» была разработана компьютерная программа по мониторингу  анонимного анкетирования студентов. Благодаря данной программе можно было получить не только данные анализа обратной связи в виде графиков и цифровых данных, но и отметить положительные стороны и позиции над которыми необходимо работать. Хочется отметить, что компьютерная обработка программ облегчает проведение мониторинга анкет, которые до настоящего момента проводился вручную.

Для объективности оценок ключевых компетенций у студентов на модуле разработаны оценочные рубрики, которые ежегодно пересматирваются и совершенствуются. Цель оценки заключалась в: оценивании уровня прогресса студента; улучшения обучения студента; содействии изменениям и улучшению образовательной программы по уровням компетенций.

Оценивать подготовку по дисциплине можно разными способами в соответствии с учебными результатами которые были установлены как компетенции, и которыми студенты должны овладеть к концу курса/дисциплины/модуля. Мы предлагаем применять оценочные рубрики, которые позволяют объективизировать и стандартизировать процесс оценивания, экономит время преподавателя, полезны для изучения требований к компетенциям. Оценочная рубрика – это набор критериев и оценочная шкала которая используется для оценки обучения студентов, обеспечивает объективность и измеримость оценки.

Чек-листы позволяют: стандартизировать требования преподавателей; информировать студентов, что важно в изучении дисциплины; дать студентам возможность увидеть как они могут улучшить достижения; сделать оценивание (ранжирование) более значимым; помочь студентам идентифицировать проблемные моменты.

Нами по 100 бальной системе по различным видам работы согласно шкале соответствия баллов бально-рейтинговой буквенной системе разработаны 17 оценочных рубрик (чек-листов) по критериям оценки: устного (письменного) опроса, анализа клинической ситуации, сбора  анамнеза и объективного обследования пациента, для интерпретации результатов рентгенограмм, для составления плана лечения больного, для проведения местного обезболивания, для выполнения операции удаления зуба, для выполнения периостотомии, для выполнения первичной хирургической обработки раны, для выполнения временной и постоянной иммобилизации челюстей, для написания истории болезни, межличностных и коммуникативных навыков студента, написания и защиты реферата, презентации в мультимедийном формате, тематического кроссворда, знаний рубежного контроля и оценки проведения 2 этапа переходного экзамена. Каждый студент согласно перечню компетенций обязан был их сдать на оценку и получить допуск к переходному экзамену, что являлось стимулом для оптимизации обучения студентов.

Методы оценки направлены на оценку всех видов компетенции: когнитивный (знания), операциональный (навыки), аксиологический (коммуникативные навыки), правовой компетенции и компетенции самообразования. Оценка воспринимается преподавателями и студентами как интегральный компонент всего процесса обучения и преподавания. Следовательно, признается многогранная роль оценки, т.е. есть понимание

мощного мотивирующего эффекта на студентов. Методы оценки разрабатываются, чтобы усилить эффективность и ценность обучения.  Оценивается  каждый аспект образовательной программы, который  считается важным и вынесен в цели, задачи обучения/конечные результаты. Для чего оценивать? Чтобы помочь студенту выявить пробелы и определить план по улучшению; определить уровень подготовки для вынесения решений о выполнении программы.

Таким образом, на модуле пропедевтики хирургической стоматологии внедряется компетентностный подход в подготовке студентов стоматологического факультета для подготовки компетентного специалиста врача-стоматолога.

 

 

Стоматология факультетінің студенттерін хирургиялық стоматология пропедевтикасы

модулінде оқытудың компетентті көзқарасы

Түйін: Мақалада, ҚазҰМУ-дың хирургиялық стоматология пропедевтикасы модуліне компетентті білім беру әдісін енгізу туралы сараптама берілген.

Түйінді сөздер: компетенция, бағалау айдары, компетенциясын бағалау

 

Kompetentnostny approach in preparation of students stomatologic faculty on the module

propaedeutics of surgical stomatology

Resume: In article the analysis on introduction of a kompetentnostny approach of training on the module propaedeutics of surgical stomatology in KazNMU is given.

Keywords: competences, estimated headings, assessment of competences

 КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА НА МОДУЛЕ ПРОПЕДЕВТИКИ ХИРУРГИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ