ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО ПОДХОДА ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ 4 И 5 КУРСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ» ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОБЩАЯ МЕДИЦИНА» НА КАФЕДРЕ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ №1

18 Mar 2013

УДК [61:616.1/.4:001]-057.875

Б.Ш. Тукешева, С.А. Краснова

Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, г. Алматы

В данной статье описан опыт применения компетентного подхода для оценки знаний студентов 4 и 5 курса по дисциплине «Внутренние болезни» по специальности «общая медицина» с помощью пяти компетенций («знания», «практические навыки», «коммуникативные навыки», «правовые компетенции или адвокат здоровья», «самосовершенство — СРС») на кафедре внутренних болезней №1.

Ключевые слова: компетенция, знание, практические навыки, право, коммуникативность, самосовершенствование.

 

Высшее образование за последние годы стало одним из главных государственных приоритетов во всем мире, в том числе в Республике Казахстан. В связи со вступлением нашего университета в Болонский процесс, произошли преобразования в медицинском и фармацевтическом образовании.

Методы оценки знаний и навыков обучающихся проводятся по компетенциям согласно:

— ГОСО РК 5.03.06-2006 «Система образования Республики Казахстан. Контроль знаний в высших учебных заведениях» от 26.08.2006 г.

—  Типовым  правилам проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся от 18 марта 2008 года,

— Приказа  МОН РК № 125,  с изменениями  от 13 апреля  2010 года,

— Приказа МОН РК № 168, зарегистрированного в Министерстве юстиции РК от 17 мая  2010 г.  № 6236.

Внедренным новым ГОСО 2006 предусмотрена оценка конечных результатов обучения студентов с помощью пяти компетенций («знания», «практические навыки», «коммуникативные навыки», «правовые компетенции или адвокат здоровья», «самосовершенство — СРС»). Согласно введенным изменениям в педагогике на смену традиционной методики 5-бальной оценки приходит дифференцированная 12-бальная оценка знаний, гарантирующая конечный результат – качество образования.

На нашей кафедре третий год, причем первый год по кредитной системе, обучаются студенты 4 курса (каз.яз, рус.яз) по специальности «общая медицина» по дисциплине «Внутренние болезни», на которую отведено 405 часов, из них лекции — 30 часов, практические занятия — 120 часов, самостоятельная работа студентов — 135 часов, СРСП – 120 часов, профессиональная практика (помощник врача-ординатора) — 36 часов. Занятия цикловые.

Дисциплина «Внутренние болезни» на 4 курсе состоит из 9 кредитов (10 блоков-кардиология, гастроэнтерология, гематология, нефрология, ревматология, пульмонология, инфекционные болезни, фтизиатрия, эндокринология, дерматовенерология).  Все эти кредиты распределены по восьми кафедрам и модулям.

На кафедре внутренних болезней №1 проводятся занятия по трем кредитам («Кардиология», «Гастроэнтерология», «Гематология». После окончания обучения по всем блокам, студенты сдают интегрированный экзамен, состоящий из тестирования и ОСКЭ.

На нашей кафедре второй год обучаются студенты 5 курса (каз.яз, рус.яз) по элективным дисциплинам «Введение в кардиологию» и «Введение в гастроэнтерологию», в 2012-2013 учебном году элективные дисциплины стали интегрированными с кафедрой нутрициологии и курсом физиотерапии и лечебной физкультуры. На каждую элективную дисциплину было отведено по 90 часов, из них практические занятия — 60 часов, самостоятельная работа студентов — 30 часов, в 2012-2013 году – 3 кредита (135 часов).

С начала 2011-2012 учебного года на кафедре внедрен компетентный подход оценки знаний с помощью пяти компетенций, которые подробно описаны в рабочей программе и в силлабусе. Баллы за все компетенции фиксируются в учебном журнале на страницах с номерами, определенными ДУМР КазНМУ.

  1. Когнитивные компетенции. У студента на кафедре формируются знания по:
  • этиологии и патогенезу распространенных кардиологических, гастроэнтерологических и гематологических заболеваний;
  • классификации, клиники, течению, осложнениям и прогнозу распространенных  кардиологических,  гастроэнтерологических и гематологических заболеваний;
  • современным методам клинико-лабораторных и инструментальных исследований;
  • современным принципам лечения распространенных кардиологических, гастроэнтерологических и гематологических заболеваний.

Данная компетенция фиксируется в учебном журнале ежедневно в виде одного интегрированного балла, причем этот балл складывается из нескольких:

— оценка исходного уровня знаний по тестам (20) в письменном виде, с последующей оценкой ответов, которые корригируются;

—  обсуждение темы занятия (устный опрос);

— освоение практических навыков — курация тематических больных (сбор жалоб, анамнеза заболевания и жизни, физикальные данные, обоснование  клинического диагноза, основные принципы лечения);

— участие в обходах (рисунок 1);

— разбор тематических больных.

 

 

Рисунок 1 — Компетенции «знания» (на обходе доцента)

 

Критерии оценки описаны в силлабусе и используются каждым преподавателем.

  1. Операциональные компетенции. У студента на кафедре формируются практические навыки:

— по кредиту «Кардиология»:

  • правильно собрать жалобы и анамнез у больного;
  • применить объективные методы обследования при заболеваниях сердечно – сосудистой системы;
  • выбрать оптимальные клинико-лабораторные и инструментальные методы исследования и интерпретировать полученные данные при заболеваниях сердечно – сосудистой системы;
  • составить план лечения и реабилитации больного при заболеваниях сердечно – сосудистой системы;
  • оценить общее состояние, телосложение, состояние кожных покровов, слизистых, мышечной и костно – суставной систем;
  • провести осмотр, пальпацию области сердца и сосудов, с определением проекции клапанной сердца на переднюю поверхность грудной клетки;
  • выполнить перкуссию сердца с определением границ относительной и абсолютной сердечной тупости (Рис. 2);
  • аускультативно определить характер тонов сердца, их соотношение в каждой выслушиваемой точке, состояние клапанов сердца (рис. 3);
  • правильно по шагам измерить артериальное давление;
  • правильно дать характеристику пульсу на периферических артериях;
  • уметь интерпретировать ЭКГ, ЭхоКГ, лабораторные анализы, данные инструментальных методов исследования.

 

 

Рисунок 2 — Компетенции «практические навыки» (курация тематического больного)

— по кредиту «Гастроэнтерология»:

  • правильно собрать жалобы и анамнез у больного;
  • применить объективные методы обследования при заболеваниях желудочно-кишечного тракта;
  • выбрать оптимальные клинико-лабораторные и инструментальные методы исследования и интерпретировать полученные данные при заболеваниях желудочно-кишечного тракта;
  • составить план лечения и реабилитации больного при заболеваниях желудочно-кишечного тракта
  • провести осмотр, пальпацию, перкуссию и аускультацию живота;
  • выполнить пальпацию и перкуссию печени;
  • выполнить пальпацию и перкуссию селезенки;
  • определить проекцию для проведения пальпации и перкуссии поджелудочной железы;
  •   уметь интерпретировать УЗИ органов брюшной полости, лабораторные анализы, данные инструментальных методов исследования.

 

— по кредиту «Гематология»:

  • правильно собрать жалобы и анамнез у больного;
  • применить объективные методы обследования при заболеваниях системы кроветворения;
  • выбрать оптимальные клинико-лабораторные и инструментальные методы исследования и интерпретировать полученные данные при заболеваниях системы кроветворения;
  • составить план лечения больного при заболеваниях системы кроветворения;
  • провести осмотр, пальпацию, перкуссию и аускультацию живота;
  • выполнить пальпацию и перкуссию печени;
  • выполнить пальпацию и перкуссию селезенки;
  • выполнить пальпацию периферических лимфатических узлов;
  •   уметь интерпретировать гемограмму и миелограмму.

 

Рисунок 3 — Компетенции «практические навыки» (тренинг в центре практических навыков)

 

Данная компетенция отрабатывается ежедневно при физикальном осмотре пациента, а оценивается  и фиксируется в учебном журнале во время коллоквиума в часы СРСП в виде одного балла за один практический навык.

 

3.  Аксиологические компетенции. У студента на кафедре формируются коммуникативные навыки:

  • правильно познакомиться с пациентом;
  • собрать анамнез у пациента (рис. 4);
  • установить максимально доверительные отношения с пациентом, его родственниками, коллегами и другими медицинскими работниками;
  • умение работать в команде.

 

 

Рисунок 4 — Коммуникативные навыки у студентов (сбор анамнеза)

 

При оценке данной компетенции мы используем оценочный лист («Модель медицинского образования Казахского национального медицинского университета имени С.Д. Асфендирова – коммуникативные навыки выпускника» Под редакцией  А.А. Аканова, О.М. Мирзабекова, К.А.Тулебаева, М.А. Абировой, З.Б. Исиной,  М.А. Асимова. 2011).

 

ФИО студента _________________________________________   №гр. _______

Навык Балл Макс.балл

1.

Налаживание первоначального контакта и дальнейшее установление отношений для эффективного процесса лечения  

10

2.

Навык снятия эмоционального напряжения и тревожности в ходе ведения опроса, клинического обследования и лечения  

10

3.

Навык прогнозирования  

8

4.

Навык безоценочного отношения к проблемным пациентам  

10

5.

Навык общения и взаимодействия врача хирурга с проблемным пациентом  

10

6.

Умение устанавливать контакты с проблемными пациентами  

10

7.

Умение грамотно и в то же время доступно для пациента излагать свои мысли  

10

8.

Навык комментирования своих действий  

10

9.

Умение работать в интенсивном режиме  

10

10

Навык совместного решения проблемы  

12

  ИТОГО:  

100

 

Коммуникативные компетенции отрабатываются на каждом занятии. Оценочный лист заполняется по окончанию трех кредитов в часы СРСП и баллы отражается в учебном журнале.

 

  1. У студента на кафедре формируются правовые компетенции (адвокат здоровья) путем изучения:
  • кодекса здоровья РК (рисунок 5)
  • основных приказов МЗ РК и Мин.Обр. РК
  • основных положений организации службы гастроэнтерологии и  кардиологии и здравоохранения в целом.

 

 

Рисунок 5 — «Адвокат здоровья» знакомство с кодексом здоровья РК

 

Данная компетенция оценивается во время коллоквиума с помощью контрольного вопроса и фиксируется в учебном журнале.

 

  1. У студента на кафедре развивается самосовершенствование: портфолио (индивидуальные образовательные достижения студента) оцениваются на каждом занятии следующими видами деятельности: курация больного, решение и составление ситуационных задач, составление алгоритмов диагностики и схем лечения, кроссвордов, презентация, написание реферата.

Данная компетенция фиксируется в учебном журнале ежедневно в виде одного балла по темам занятий (студент готовит один вариант СРС за все кредиты).

Рабочей программой предусмотрено во время занятий на кредитах «Кардиологии» и «Гастроэнтерологии» написание кураторского листа, для оценки которого разработаны критерии, прописанные в силвбусе.

Рубежный контроль складывается из суммы баллов за каждую компетенцию (один из практических навыков, коммуникативная компетенция, правовая компетенция, СРС) и коллоквиума (1 контрольный вопрос по одной из тем кредита.

Подсчет рейтинга проводится простым сложения баллов за все компетенциии высчитывается по формуле, описанной в силлабусе.

Таким образом, с 2011-2012 учебного года на кафедре внедрена и освоена компетентная оценка знаний студентов 4 и 5 курсов по специальности «общая медицина». Именно такая оценка знаний позволила дифференцированно подходить к каждому студенту, выставляя баллы, расширен диапазон за счет компетенций и 12-бальной системы.

Выводы:

  1. Оценка знаний студентов с помощью 5 компетенций позволяет определить всестороннее развитие и образованность студента,
  2. Оценка знаний студентов с помощью 5 компетенций позволяет дифференцированно подходить к каждому студенту.

 

Список литературы

1       Компетенции  в образовании : опыт проектирования //Сб. науч. трудов под ред. А.В.Хуторского. – М.: 2007.

2       Антипова, В.М. Компетентностный подход к организации дополнительного педагогического образования в университете / В.М. Антипова, К.Ю. Колесина, Г.А. Пахомова //Педагогика. — 2006. — №8. — С.57-62.

3       Блинов, Л.В. Социально-профессиональная компетентность личности – продукт межкультурного взаимодействия/ Л.В. Блинов, В.Л. Недорезова  // Педагогическое образование и наука. — 2008. — №1. — С.52-56.

4       Генике, Е.А. Профессиональная компетентность педагога/ Е.А. Генике. — М.:Сентябрь,2008.-176с. – (Биб-ка ж. «Директор школы». — 2008. — №5).

5       Дахин, А.Н. Моделирование образовательной компетентности/ А.Н. Дахин //Вестник педагогических инноваций. — 2007.-№1. — С.84-100.

6       Иванов, Д.И. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании/ Д.И. Иванов // Воспитание. Образование. Педагогика. — 2007. — №6(12). — 32с.

7       Исаева, Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя/ Т.Е. Исаева // Педагогика. — 2006. — №9. — С.55-60.

8       Козырева, О.А. Методология моделирования профессиональной компетентности педагога/ О.А. Козырева // Дополнительное профессиональное образование. — 2008. — №4. — С.24-25.

9       Мясников, В.А. Компетенции и педагогические измерения/ В.А. Мясников, Н.Н. Найденова //Педдиагностика. — 2007.-№2. — С.42-49.

10    Пеняева, С.А. Рефлексивные составляющие компетентности и особенности их формирования у студентов в процессе обучения/ С.А. Пеняева //Стандарты и мониторинг в образовании. — 2008. — №1. — С.11-14.

11    Фишман, И.С. Подходы к оценке уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся/ И.С. Фишман //Методист. — 2007. — №3. — С.2-5; №4. — С.11-16.

12    Чуб, Е.В. Компетентностный подход в образовании/ Е.В. Чуб // Инновации в образовании. — 2008. — №3. — C.21-26.

 

Б.Ш. Тукешева, С.А. Краснова

№1 ішкі аурулар кафедрасында 4 және 5 курс студенттерінің «Ішкі аурулар» пәнінен «жалпы медицина» мамандығы бойынша білімін бағалауда құзырлығын қолдану тәжірибесі

Түйін: Бұл басылымда білімді бағалауда компетентті бетбұрысты қолдану тәжірбиесі сипатталған «Жалпы медицина» мамандығының «Ішкі аурулар пәні» бойынша 4 және 5 курс студенттеріне  бес  компетенцияның көмегімен («білім», «тәжірбиелік дағдылар», «коммуникативты  дағдылар», «құқықтық компетенция немесе денсаулық  адвокаты», «өзіндік жетілдіру — СӨЖ») №1 ішкі аурулар кафедрасында.

Түйінді сөздер: құзырлылық, білім, тәжірибелік дағдылар, құқықтық дағдылар, коммуникативтілік, өзін-өзі жетілдіру

B.Sh.Tukesheva, S.A.Krasnova

Experience of using a competent approach to assessing students 4 and 5 of the course for the subject «Internal Medicine» specialty «general medicine» at the department of internal diseases № 1

Resume: This article describes the experience of a competent approach to assess the 4th-5th courses students’ knowledge of the discipline «Internal Medicine», specialty «General Medicine» with the help of five competencies («knowledge», «practical skills», «communication skills», «legal competence or a lawyer of health», «cultivator — self-study student») at the Department of Internal Medicine №1.

Keywords: competence, knowledge, skills, law, communication, self-perfection

 

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО ПОДХОДА ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ 4 И 5 КУРСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ» ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОБЩАЯ МЕДИЦИН

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ