СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЦ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ГОРОДА АЛМАТЫ

15 Mar 2013

УДК 616-053,9-078:331,9:301,085 (574,51)

А.К. Абикулова, А.А. Аканов, К.А.Тулебаев, Б.С. Турдалиева,

С.Б. Калмаханов, Б.А. Мусаева

Казахский национальный Университет им. С.Д. Асфендиярова

Кафедра политики и управления здравоохранением

 

Социологическая оценка экономической активности лиц старшего возраста города Алматы. Абикулова А.К., Аканов А.К., Тулебаев К.А., Турдалиева Б.С., Калмаханов С.Б., Мусаева Б.А.

Ключевые слова: экономическая активность, лица старшего возраста (ЛСВ), социальное и пенсионное обеспечение.

В статье рассмотрен уровень экономически занятого населения старшего возраста на основе социологического опроса, который был проведен среди населения  города Алматы.

Ключевые слова: экономическая активность, лица старшего возраста (ЛСВ), социальное и пенсионное обеспечение.

 

Население заметно различается по возрасту фактического прекращения экономической активности [1].

В странах с высоким уровнем среднедушевого дохода пожилые люди выходят на пенсию, как правило, раньше и, соответственно, в этих странах ниже показатели участия пожилых на рынке труда. Так, в более развитых регионах экономическая активность мужчин в возрасте 65 лет и старше составляет лишь 13%, тогда как в менее развитых регионах она достигает 39% [2,3]. Аналогичные различия прослеживаются и среди женщин. В более развитых регионах мира экономически активны 7% пожилых женщин, а в менее развитых регионах — 15%. В менее развитых странах пожилые люди продолжают трудиться дольше в силу ограниченности охвата пенсионными программами и сравнительно небольшого размера пенсионных пособий [4].

В большинстве стран возраст выхода на пенсию (так называемый пенсионный возраст), при наступлении которого пенсия выплачивается в полном размере при условии выработки минимального пенсионного стажа, установлен одинаковым для женщин и мужчин [5]. Однако во многих странах женщины имеют право на полное пенсионное обеспечение в более молодом, по сравнению с мужчинами, возрасте, хотя показатели дожития до возрастов 60 лет и старше у женщин выше, чем у мужчин [6].

В связи с развитием системы социального обеспечения, экономическая занятость мужчин старших возрастов в США и многих других индустриально развитых стран снижалась с 1970-х до середины 1990-х годов. С конца 1990-х годов занятость мужчин 50 лет и старше стала возрастать в США и стабилизировалась в ряде стран Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) из-за изменений, введенных в систему общественного и частного пенсионного обеспечения. Тенденции экономической занятости женщин были несколько иными — она возрастала с 1970-х годов во всех возрастах до 60 лет [7].

В настоящее время экономическая активность населения старших рабочих возрастов не очень высока, а после достижения возраста 65 лет резко снижается, особенно в странах с хорошим социальным обеспечением (рисунок№1) [1,8]. Однако, судя по данным некоторых исследований, работники далеко не всегда хорошо информированы о двух основных источниках их обеспечения после ухода с рынка труда: социальных пособиях и пенсиях, плохо представляют, какие виды пособий и пенсий и в каком размере они будут получать [9]. Финансовые аспекты принятия верного решения об уходе с рынка труда требуют сбора и анализа широкого круга информации о социальном и пенсионном обеспечении, инфляции, процентных ставках и т.п. [10].

Как показывают результаты международных исследований, в ближайшие годы численность экономически занятых в возрасте 55 лет и старше, несомненно, возрастет [1,11,12]. Помимо роста абсолютной численности этой группы населения, свою роль сыграет и более поздний уход с рынка труда в связи с практически неизбежными изменениями в системе социально и пенсионного обеспечения (повышение возраста, начиная с которого предоставляется социальное обеспечение; все большая замена системы пособий системой накоплений за счет взносов и отчислений за период экономической активности). Данные выборочных исследований также свидетельствуют, что сейчас 50-летние намерены работать дольше, чем люди того же возраста в начале 1990-х годов [13].

 

Рисунок 1 — Экономическая активность населения старших возрастных групп в некоторых странах мира, 2006 год, % [1]

 

Целью нашего исследования явился анализ трудовой занятости населения, достигшего пенсионного возраста, что в нашем случае означает  удельный вес занятых трудом ЛСВ.

Материалы и методы

Социологическое исследование проведено среди 905 респондентов  мужского и женского населения 60 лет и старше города Алматы.

Результаты

Среди них мужчин пенсионного возраста оказалось 79%, в том числе мужчины рабочих специальностей составили 10,6%, служащие – 4%, предприниматели – 3,1%, безработных выявлено в 2,7% случаев, военнослужащие составили 0,5%.

Аналогичный анализ среди женщин старшего возраста выявил женщин – пенсионеров в 91,4% случаев, служащих – 9,2%, домохозяек (безработных) – 3,6%, рабочих – 2,1% и предпринимателей – 0,8% (рисунок№2)

 

 

Рисунок 2 —  Распределение ЛСВ по роду занятости

 

Актуальность и значимость следующего фрагмента исследования связаны с мотивацией трудовой деятельности ЛСВ. В частности, 21,4% мужчин заинтересованы в материальном обеспечении своих детей и внуков, в 19,4% это обусловлено нехваткой пенсии для нормального уровня жизни, 3,5% связывают это с психологической потребностью труда, 2,7% ощущают потребность общения в коллективе.

Для женщин ЛСВ характерны следующие позиции: нехватка пенсий для нормального уровня жизни – 16,4%, материальное обеспечение своих детей и внуков – 13,8%, потребность общения в коллективе – 4,3% и психологическая потребность в труде – 2,7%.

На наличие детей у ЛСВ указали преобладающее число (96%), на наличие внуков – 72%  респондентов. В то же время, утвердительно на вопрос о материальной помощи от них, ответили среди мужчин 68,4% и 68,1% женщин.

Одним из важных и ценных фрагментов работы является материальный статус семьи ЛСВ. В частности, среди мужчин не испытывают материальных затруднений 29,2%, на достаток средств на питание, одежду и мелкую бытовую технику указывают 24,7%, на достаток средств только на питание – 23,2%, на трудности обеспечения только питанием – 14,6%, на достаток средств на более крупные покупки указывают в целом 8,3%.

Среди женщин, не испытывающих материальные затруднения, выявлено 27,7% респондентов, на достаток средств на питание, одежду и мелкую бытовую технику указывают 23,7%, на достаток средств только на питание – 22,8%, на трудности обеспечения только питанием – 19,2%, на достаток средств на более крупные покупки указывают в целом 6,5% женщин старшего возраста (рисунок№3)

 

 

 

Рисунок  3 — Распределение ЛСВ с учетом материального статуса семьи

 

Следующим важным фрагментом исследования явилось изучение нуждаемости ЛСВ в социальной помощи. Для мужчин характерно отсутствие потребности в 70,2% случаев, потребность в бытовой помощи – 16%, в уходе на дому – 9,1%, потребность в больничном сестринском уходе – 2,5% и определении в дом-интернат – 0,4%.

Среди женщин не нуждаются в социальной помощи 72,6%, нуждаемость в бытовой  помощи – 11,1%, в уходе на дому – 8,3%, в больничной сестринской помощи – 3,6% и 1% респондентов нуждаются в определении в дом-интернат (рисунок№4)

 

 

 

Рисунок 4 — Распределение ЛСВ по потребностям в социальной помощи

 

Анализируя варианты ответов ЛСВ о занятости трудом в настоящее время, мы установили для мужчин в 26,2% случаев положительный ответ, а для женщин – у 14,5% респондентов.

Таким образом, социологические исследования по экономическому блоку дают нам возможность формирования соответствующего индикатора занятости, социального и пенсионного обеспечения ЛСВ в условиях мегаполиса (2011 год). В частности, среди мужчин 60 лет и старше этот показатель установлен нами  на уровне 26,2%, тогда как среди женщин – 14,5%, что вполне сопоставимо с результатами международных исследований в рамках ООН.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1       United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division. World Population Ageing. — 2007.

2       http://www.un.org/esa/population/publications/WPA2007/wpp2007.htm;

3       Population Reference Bureau. Older Workers and Retirement Issue 12, June 2008 Today’s Research on Aging.

  1. http://www.prb.org/Home/TodaysResearch.aspx

4       Доклад второй Всемирной ассамблеи по проблемам старения (A/CONF.197/9, издание Организации Объединенных Наций, в продаже под № R.02.IV.4).

5       Доклад Международной конференции по народонаселению и развитию, том 1: Программа действий Международной конференции по народонаселению и развитию, Каир, 5–13 сентября 1994 года (издание Организации Объединенных Наций, в продаже под № R.95.XIII.7).

6       Жаркова С.Л. Особенности трудовой деятельности лиц пожилого возраста // Трудовые отношения в рыночных условиях: социально-экономические проблемы: сб. науч. трудов / под ред. В.Ф. Потуданской.  — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009.

7       Жаркова С.Л. Особенности использования труда пожилых работников в современных условиях // Наука. Технологии. Инновации: мат-лы Всерос. науч. конф. молодых ученых: в 6 ч. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2004.  — Ч. 5.  — C. 37–39.

8       Blau D., Goodstein R. What Explains Trends in Labor Force Participation of Older Men in the United States? / IZA Discussion Paper N 2991. August 2007; Peracchi F., Welch F. Trends in Labor Force Transitions of Older Men and Women // Journal of Labor Economics. — 1994. — Vol. 12. — N 2. — P. 210 — 242.

9       Смирнова Т.В. Особенности интеграции в третьем возрасте //Вестник Саратовского Государственного аграрного университета.  — 2004. — №2. — Выпуск 2.

10    Хайруллина Ю.Р. Ценности в сфере труда: особенности и факторы //Социологические исследования. — 2003.  — №5. – 76 c.

11    Charness, N. Aging and skilled problem solving / Journal of Experimental Psychology.  — 1991 (11).

12    Устинова Н.З. Повышение эффективности использование трудового потенциала пенсионеров // В сб.: Трудовой потенциал региона: Проблемы формирования и использования. – Свердловск: 1990. —  С. 123–124.

13    Малева Т.М., Синявская О.В. Российские пенсионеры: трудовые биография, экономическая активность, пенсионные истории / Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе / Под ред. Т.М. Малевой, О.В. Синявской. – М.: НИСП, 2007.  — С. 545 – 597;

14    Абазиева К.Г. Работать или не работать после пенсии: гендерные аспекты выбора // TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета). – 2009.  — Т.7. — №1. – С. 67-74

 

 

 

 

 

А.К. Абикулова, А.А. Аканов, К.А.Тулебаев, Б.С. Турдалиева,

С.Б. Калмаханов, Б.А. Мусаева

Алматы қаласының  егде жастағы тұлғалардың экономикалық белсенділігінің

әлеуметтілік сарапшылығы

 

Түйін: Мақалада Алматы қаласының тұрғындары арасында,  егде жастағы тұлғалардың әлеуметтік сауалдама негізінде еңбекпен қамтудың экономикалық деңгейі қарастырылған.

Түйінді сөздер: экономикалық белсенділік ,егде жастағы тұлғалар, әлеулеуметтік және зейнет ақылық көмекпен қамтамасыз ету.

 

 

 

 

 

A.K. Abikulova. A.А. Akanov, K.A. Tulebayev, B.S. Turdaliyeva,

S.B. Kalmakhanov, Musaeva B.A.

Sociological evaluation of economic activities of older persons in Almaty City

 

Resume:  sociological evaluation of economic activities of older persons in Almaty City.

Keywords: economic activities, older persons, social and pension provision.

The Article considers an economically occupied aged population level on the basis of an opinion poll held among the population of Almaty.

 

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЦ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ГОРОДА АЛМАТЫ

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ