ИЗУЧЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕННОСТИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ С ВРЕМЕННОЙ УТРАТОЙ ТРУДОСПОСОБНОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

25 Dec 2012

ИЗУЧЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕННОСТИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ С ВРЕМЕННОЙ УТРАТОЙ ТРУДОСПОСОБНОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

 

Неблагоприятные факторы трудовой деятельности могут являться причиной формирования не только профессиональной патологии, но и определять патогенетические механизмы развития и прогрессирования общих заболеваний, не относящихся к категории профессиональных. Изучение заболеваемости водителей пассажирского автотранспорта в условиях города с высоким загрязнением объектов окружающей среды и перегрузкой автомагистралей автотранспортом является наиболее актуальной проблемой.

Ключевые слова: временная утрата трудоспособности, общая заболеваемость, профессиональная заболеваемость

 

Введение. В числе приоритетных направлений государственной политики любой страны особое место занимают вопросы обеспечения безопасных условий труда и охраны здоровья трудоспособного населения [1]. Как известно, одним из ведущих факторов риска нарушения здоровья являются неблагоприятные условия труда и несоблюдение гигиенических нормативных требований, что обуславливает высокие уровни травматизма и профессиональной заболеваемости  [2].

Помимо профессиональной заболеваемости, которая в общей структуре заболеваемости занимает незначительное место, высокой остается общая заболеваемость с временной утратой трудоспособности, при этом растет доля производственно обусловленных заболеваний.

Цель исследования: Изучение заболеваемости водителей пассажирского автотранспорта в условиях города с высоким загрязнением объектов окружающей среды и перегрузкой автомагистралей автотранспортом.

Среди факторов, обусловливающих низкие показатели состояния здоровья трудоспособного населения, значительное место принадлежит вредным и опасным  условиям труда.

Известно, что вся совокупность вредных производственных факторов разделяется на три основные группы: формирующие, предрасполагающие и отягощающие. Формирующие факторы определяют тяжесть и напряженность трудовой деятельности. Это вибрация на рабочих местах водителей, широкополосный шум, инфразвук, интермитnирующий микроклимат, вариабельная освещенность в разное время суток, аэрозоли дезинтеграции и конденсации, обусловливающие пылевой и газовый состав воздуха в кабине. Типичная рабочая поза водителя за рулем автомобиля характеризуется вынужденным положением тела и выполнением основных элементов операций по управлению транспортным средством с помощью рук (главным образом и ног (эпизодически)). Постоянное эмоциональное напряжение и длительное внимание, сопровождающиеся необходимостью переработки информации и принятия правильного решения в условиях дефицита времени, определяют психофизиологические факторы водительского труда. Среди них необходимо также отметить напряженность анализаторных функций (прежде всего органов зрения и слуха). Важным моментом у многих водителей является необходимость работать в различное время суток. Сменная работа предусматривает периодическое изменение графика выхода в рейс как в первую (дневное время), так и во вторую (вечернее и ночное время суток). У части водителей поездки осуществляются вне временного графика, что приводит к нарушению циркадианного ритма физиологических функций их организма. Из совокупности отягощающих необходимо отметить гиподинамию, обусловленную вынужденным положением тела человека за рулем. Однако у водителей возникает необходимость проведения ремонтных работ, как при аварийных ситуациях, так и в стационарных помещениях (текущие ремонты). Это, как правило, сопровождается пребыванием водителей в неблагоприятных окружающих условиях, а также наличием у них вредных привычек (например, также как и злоупотребление алкоголем или курение).

Среди предрасполагающих факторов основное значение имеет наличие хронических заболеваний основных, жизненно важных органов и систем организма, создающих ограничения или потерю способности к безопасному управлению автомобилем, что приводит к дорожно-транспортным происшествиям, вследствие чего возникает травматизм среди водителей, страдающих соматическими заболеваниями. При этом большое внимание необходимо уделять выявлению лиц с иммунодефицитными состояниями, которые маскируются наличием у водителей длительных, вялотекущих, часто повторяющихся заболеваний с разнообразными клиническими синдромами, а в последующем – с хроническими заболеваниями, имеющими монотонные клинические проявления

Среди водителей автомобилей отмечена более высокая, чем среди представителей большинства профессиональных групп, заболеваемость с временной утратой трудоспособности (955 дней на 100 работающих) и более высокие показатели первичного выхода на инвалидность [3]. Высокий уровень заболеваемости с временной утратой трудоспособности у водителей автомобилей отмечают многие другие авторы [4] .

Формирование структуры заболеваемости с временной утратой трудоспособности у водителей происходит, в основном, за счет пяти классов болезней: патологии органов дыхания, кровообращения, нервной системы и органов чувств, органов пищеварения, костно-мышечной системы, на которые приходится до 87,0% всей нетрудоспособности и до 66,0% всех причин выхода на инвалидность [5].

Заболевания органов дыхания в этом перечне занимают первое место, причем основными являются грипп и острые респираторные заболевания. Последние служат, по данным разных авторов, причиной нетрудоспособности  — от 30,0% до 44,0% случаев [6]. В выполненных работах показано, что наиболее тесная связь с  возникновением нетрудоспособности вследствие хронических заболеваний органов дыхания обнаруживается в связи со следующими факторами: «участие в погрузочно-разгрузочных и ремонтных работах», «сверхурочные работы», «возраст», «производственный стаж».

Значительное место в структуре заболеваемости с временной и стойкой утратой трудоспособности занимают заболевания органов пищеварении представленные, главным образом, острым и хроническим гастритом, язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, болезнями печени, желчного пузыря и поджелудочной железы [3,4]. Показано, что стандартизированные по возрасту показатели временной утраты трудоспособности достоверно увеличиваются с увеличением длительности рабочей смены водителя.

Показано, что кроме высокого нервно-эмоционального напряжения, гипокинезии, гиподинамии, вибрации, шума и инфразвука специфическое влияние на анализируемый класс заболеваний оказывают организация и характер питания водителей.

Значительные нагрузки у водителей в работе испытывает и сердечно-сосудистая система. Заболевания центральной нервной системы связывают с повышенным нервно-эмоциональным напряжением, которое развивается под влиянием постоянного профессионального риска, удлинением рабочего дня, недосыпание. По данным литературы, комплекс воздействующих факторов рабочей среды, а также факторов трудового процесса приводит к тому, что индекс риска болезней сердца и сосудов у водителей в 3 раза выше, чем у работников других профессий, а профессиональную группу водителей следует отнести к группе повышенного риска развития артериальной гипертензии [7,8].

Гипертоническая болезнь явилась причиной половины случаев и дней временной утраты трудоспособности и каждого третьего случая стойкой утраты трудоспособности [9].

Одной из таких профессиональных групп являются водители. Проблема артериальной гипертензии у водителей привлекает к себе повышенное внимание специалистов не только из-за медицинских аспектов этого заболевания, но и в связи с влиянием на профессионально значимые функции и качества, так как приводит к ухудшению исполнения профессиональных обязанностей. Артериальная гипертензия приводит к увеличению риска дорожно-транспортных происшествий в 1,5-1,8 раза [10].

В отношении заболеваний периферической нервной системы выдвинуто обоснованное предложение их  в связи с непрерывным сотрясением тела и переохлаждением. В 60,0 % случаев эти заболевания были обусловлены длительным охлаждением тела. Играют также роль положение сидя, резкие движения корпуса, повышенная нагрузка на пояснично-крестцовый отдел позвоночника, ремонтные работы на линии, в том числе связанные с воздействием перепада температур. Выявлено, что общая транспортно-технологическая вибрация, статические и статико-динамические нагрузки, стереотипные движения, неблагоприятные микроклиматические условия и длительное вождение автомобиля способны вызвать патологические изменения периферической нервной системы и опорно-двигательного аппарата с преимущественным поражением шейного и поясничного отделов позвоночника. Нейро-ортопедическое обследование водителей [11] показало преобладание вертеброгенной патологии цервикального и люмбального уровней (шейная и шейно-плечевая радикулопатия, цервикалгия, цервикобрахиалгия, цервикокраниалгия, хроническая пояснично-крестцовая радикулопатия, люмбоишалгия).

С учетом изложенного, принимая во внимание длительное пребывание водителей в фиксированной рабочей позе «сидя», нерациональное питание и гипокинезию, нельзя считать неожиданностью большое число случаев геморроя среди водителей  [12,13]

Сложность адаптации к условиям профессиональной деятельности на фоне высокого нервно-эмоционального напряжения в сочетании с другими неблагоприятными производственными факторами вызывают у водителей как психосоматические заболевания, так и некоторые виды психических расстройств, а именно неврозы, неврастении, так называемые «характерологические развития», алкоголизм [14]

Для профессиональной группы водителей на фоне имеющихся на рабочем месте вредных профессиональных факторов в сочетании с распространенными вредными привычками (курение и употребление алкоголя), характерно возникновение онкологических заболеваний [15,16]. Среди причин временной утраты трудоспособности новообразования играют важную роль, так как в большинстве случаев приводят либо к гибели больного, либо к переводу его на инвалидность. При этом выявляется отчетливая зависимость показателей инвалидизации от профессионального стажа, особенно это касается рака желудка, злокачественных лимфом, рака легких и рака мочевого пузыря.

Повышенная заболеваемость водителей приводит к частой их инвалидизации, которая в среднем составляет до 5,25 чел. на 1000 работающих, причем максимальный её уровень зарегистрирован у водителей грузовых автомобилей и автобусов. Таким образом, 94,6% водителей, находясь в трудоспособном возрасте, вынуждены уйти из профессии [17]. Второй причиной того, что водители не дорабатывают до пенсионного возраста, является высокая смертность чаще всего вследствие ИБС, инфаркта миокарда  и новообразований.

Для профессии водителя характерны значительные информационные и эмоциональные нагрузки [4,9]. Получены данные, которые свидетельствуют о значительном психическом напряжении и утомлении. Показано, что уровень эмоционального напряжения и показатели утомления у водителей городского транспорта оказываются в ряду наиболее неблагоприятных среди других операторских профессий [10,11].

Поэтому, конечный итог воздействия эмоционального стресса предсказать трудно, так как возникновение болезни обусловлено многими обстоятельствами. К ним относятся реакции генетических структур, определяющиеся индивидуальной чувствительностью человека к воздействующему фактору, а также условия внешней среды и психологический статус субъекта на момент воздействия.

Ряд исследователей в своих работах отмечают, что у водителей при длительном вождении машины ухудшается физическая и умственная работоспособность [11]. В зависимости от характера выполняемой работы они различают утомление умственное, физическое и эмоциональное. Водитель, оценивая дорожную обстановку и принимая решения, выполняет умственную деятельность и одновременно совершает мышечную работу на органах управления автомобилем. Кроме того, длительное пребывание в определенной позе вызывает утомление мышц туловища и нижних конечностей. Зрительное утомление водителя является не только утомлением глазодвигательных мышц, но и нервных центров, которое обеспечивает их функционирование. Утомление водителя является комбинированным, однако нервное напряжение приводит к преобладанию эмоционального утомления. При утомлении снижается острота и уменьшается поле зрения, изменяются пульс и артериальное давление. Одновременно снижается интенсивность и устойчивость внимания, замедляется его переключение; увеличивается время сенсомоторных реакций; нарушается мышление, что выражается в замедлении переработки информации. В результате увеличивается время принятия решений и время выполнения управляющих действий, появляется чувство тягостного напряжения и неуверенности. В состоянии утомления снижается степень автоматизма ранее выработанных навыков, нарушается точность и координация движений, снижается воля, решительность, контроль за выполняемыми действиями, более частыми становятся непроизвольные кратковременные отключения внимания от управления автомобилем. Такие отключения в деятельности водителя могут быть причинами ошибок и возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Возможность внезапного возникновения критических ситуаций и необходимость принятия нестандартных решений на фоне выраженного нервно-эмоционального напряжения в условиях воздействия неблагоприятных факторов производственной среды  формируют повышенные требования к динамичности основных нервных процессов и корреляции процессов возбуждения и торможения. Информационные и эмоциональные нагрузки, обусловленные спецификой профессии, играют существенную роль в сложном комплексе производственных факторов, влияющих на водителей автомобилей.

Заключение. Анализируя заболеваемость водителей автомобилей с временной утратой трудоспособности [11] установлено, что более высокие показатели заболеваемости отмечаются у водителей автобусов и грузовых автомобилей, а относительно низкие у водителей легковых машин. Такая закономерность вполне соответствует различию условий труда этих групп водителей.

Регистрируемая в стране профессиональная заболеваемость не в полной мере отражает влияние вредных факторов рабочей среды и трудового процесса на работников вследствие недостаточной ее выявляемости. Это связано не только с ухудшением медико-санитарного обслуживания рабочих, но в значительной степени с отсутствием специфических проявлении воздействия факторов.

Неблагоприятные факторы трудовой деятельности могут являться причиной формирования не только профессиональной патологии, но и определять патогенетические механизмы развития и прогрессирования общих заболеваний, не относящихся к категории профессиональных.

Таким образом, все выше перечисленное говорит о том, что проблема гигиены труда и состояние здоровья водителей городского автотранспорта является чрезвычайно актуальной.

 

Список литературы

1       Пуликовский К.Б., Комплексная оценка соответствия опасных производственных объектов требованиям безопасности // Безопасность труда в промышленности. —  2007. — № 2. — С. 5-8

2       Измеров Н.Ф., Условия труда как фактор риска развития заболеваний и смертности от сердечно-сосудистой патологии. М. – 2005. — № 2. — С. 14-20

3       Дорофеева Е.Д., Сравнительная оценка состояния здоровья водителей за 10 лет// Медико-биологические проблемы на автотранспорте. – М.: 1982. — С.- 57 – 68

4       А.И. Вайсман, Здоровье водителей и безопасность дорожного движения. – М.-  1979. — С. — 137

5       Масцурадзе Д.И., О некоторых особенностях трудовой деятельности водителей // Актуальные проблемы профилактики травматизма при дорожно-транспортных происшествиях. – М.:1984

6       Гурович М.З. Физиолого-гигиенические аспекты изменений состояния здоровья стажированных водителей городских автобусов. – М.:1992. — С. 22.

7       Московский А.Ю. Социально-гигиеническая характеристика здоровья водителей автомобилей в Западной Сибири. — М.: 1991. — 205 с.

8       Гомелаури Л.З., Социально-гигиенические аспекты автомобильного травматизма. – М.: 1977. — С. 181

9       Эльгаров А.А. и соавт., Гипертоническая болезнь у водителей автотранспорта: Факты и предположения // Труды третьего российского научного форума с международным участием «Кардиология-2001». «Консервативное и хирургическое лечение заболеваний сердца и сосудов, границы выбора». – М.: 2001. — С. 112-117

10    Эльгаров А.А. и соавт., Сердечно-сосудистые заболевания у водителей автотранспорта и безопасность движения // Медицина труда и промышленная экология . – 1995. — № 6. — С. 10-12.

11    Вайсман А.И., Эльгаров А.А., Автодорожная медицина – опыт, нерешенные вопросы // Медицина труда и промышленная экология. – 1996. — № 8. — С. 29 – 31.

12    Вайсман А.И., Гигиена труда водителей автомобиля. М.: 1988. — С. 192.

Дружинин В.Н., Состояние костно-суставного аппарата у водителей-автопогрузчиков // Медицина труда и промышленная экология. – 1995. —  № 3. — С. 14 — 17

13    Кокин В.В. и др., Временная нетрудоспособность и инвалидность вследствие болезней органов пищеварения у лиц, занятых в водительских профессиях. М.: 1989. — С. 195-197

14    Смоляр В.И., Кондратенко А.Г. Рациональное питание водителей автотранспорта // Актуальные проблемы профилактики травматизма при дорожно-транспортных происшествиях. М.: 1984. — С. 57-58.

15    Измеров Н.Ф., Суворов В.А. и др. Новые методические подходы к изучению и оценка состояния здоровья в медицине труда // Медицина труда и промышленная экология. – 1997. — № 3. — С. 1-6.

16    Гореликова О.Н., Онкологическая заболеваемость и смертность водителей автомобильного транспорта // Медицина труда и промышленная экология. – 1993. — № 5-6. — С. 34 — 37

17    Маслова М.Г. и др., Рак желудка, его профилактика у работников автотранспортных предприятий. М.: 1989 — С. 229-231

18    Татаровский А.П. и др., Причины инвалидности у водителей автотранспорта // Автодорожная медицина. М.: 1991. — С.103-104

 

 

А.С. Каракушикова, К.К. Тогузбаева, Л.С. Ниязбекова, А.К. Сайлыбекова, Л.Б. Сейдуанова, Ш.К. Мырзахметова,

А.Б. Нуршабекова, Д.Д. Жунистаев, К.О. Джусупов, М.К. Курманбай (ст-ка 5к ОЗ),

Д.C. Хусаинова (ҚДС 5к ст-ті), Е.A. Апсаматов (ҚДС 5к ст-ті)

АВТОТРАНСПОРТ ЖҮРГІЗУШІЛЕРІНІҢ УАҚЫТША ЕҢБЕККЕ ҚАБІЛЕТТІЛІГІН ЖОҒАЛТУМЕН ЖҮРЕТІН АУРУШАҢДЫҒЫНЫҢ ТАРАЛУЫН ЗЕРТТЕУ

Түйін: еңбек ету процесі барысында жағымсыз факторлар тек қана кәсіптік патологиялардың дамуына ғана алып келмейді, сонымен қатар кәсіптік категорияларға жатпайтын жалпы аурулардың дамуының патогенетикалық механизмін анықтайды. жолаушылар автотранспорты жүргізушулерінің Қоршаған орта объектілерінің ластануынан болатын жолаушылар автотранспорты жүргізушулерінің аурушаңдығын зерттеу маңызды мәселе болып табылады.

Түйінді сөздер:  уақытша еңбекке қабілеттілікті жоғалту, жалпы аурушаңдық, кәсіптік аурушаңдық

 

 

 

A.S. Karakushikova, K.K. Toguzbaeva, L.S. Niyazbekova, A.K. Sailybekova, L.B. Seiduanova, S.K. Myrzakhmetova, A.B. Nurshabekova, D.D. Zhunistaev, K.O. Dzhusupov, M.K. Kurmanbai (stud. Of 5k in PH),

D.S. Khusainova (stud. Of 5k in PH), E.A. Apsamatov (stud. Of 5k in PH)

STUDYING OF PREVALENCE OF INCIDENCE WITH TEMPORARY DISABILITY OF VEHICLES DRIVERS

Resume: adverse factors of labor activity can be at the bottom of formation not only professional pathology, but also define pathogenetic mechanisms of development and progressing of the general diseases which are not relating to category of the professional. Studying of incidence of drivers of passenger motor transport in the conditions of the city with high pollution of objects of environment and an overload of highways motor transport is the most actual problem.

Keywords:  temporary disability, general incidence, professional incidence

ИЗУЧЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕННОСТИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ С ВРЕМЕННОЙ УТРАТОЙ ТРУДОСПОСОБНОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ