ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЗАГАЗОВАННОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТА И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

25 Dec 2012

УДК 656.13-057.12:331.43:613.6:614-084

 

А.С. Каракушикова, К.К. Тогузбаева, Л.С. Ниязбекова,  Л.Б. Сейдуанова, Д.Д. Жунистаев, А.Б. Нуршабекова,

Ш.К. Мырзахметова,

К.О. Джусупов, А.К. Сайлыбекова, Г.Б. Турсынбаева (ст-ка 5к ОЗ),

А.А. Сейдалиева (ст-ка 5к ОЗ)

Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова,

кафедра гигиены труда, г. Алматы, Международная медицинская школа, Международный

университет Кыргызстана, г. Бишкек

 

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЗАГАЗОВАННОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТА И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

 

Водители городского автотранспорта подвергаются воздействию ряда вредных производственных факторов физической природы, в том числе влиянию токсичных веществ, которые вызывают различные нарушения со стороны органов и систем. Попадая в организм водителя через органы дыхания эти вещества вызывают кислородное голодание, нарушение сердечной деятельности и т.д. Все эти отрицательные воздействия на организм сопровождаются снижением работоспособности.

Ключевые слова: автотранспорт, токсичные вещества, атмосферный воздух

 

 

Введение. Неблагоприятным фактором при работе водителей автотранспортных средств является загрязнение атмосферного воздуха, и, как следствие, загрязнение токсичными веществами воздуха рабочей зоны в кабине. Экологическая ситуация современного города характеризуется тем, что загрязнение городского воздуха выбросами автомобильного транспорта достигло такой степени, когда промышленные предприятия являются второстепенными.

При этом водители городского транспорта подвергаются более массированному воздействию загрязненного воздуха, чем городское население [1,2].

Отсутствие принудительной вентиляции в кабине водителя, негерметичность кабины, постоянное открывание дверей способствуют установлению не только дискомфортных метеорологических условий, но и являются причиной поступления извне пыли и токсических веществ (выхлопные газы автотранспорта и др.) [3].

Несмотря на огромную работу, проводимую с целью снижения концентраций токсичных веществ в кабинах автомобилей, проблема загрязнения воздуха рабочей зоны на рабочем месте водителя остается нерешенной. Основную группу мероприятий,  которые могут снизить загазованность в кабинах автомобилей, составляют следующие: совершенствование теплового цикла двигателей, которое обеспечивает более полное сгорание топлива, переход от двигателей внутреннего сгорания преимущественно на электротранспорт, поддержание технического состояния автомобилей, соблюдение мер по максимальной изоляции кабины от источников загрязнения, контроль за техническим состоянием агрегатов, являющихся источниками загрязнения воздушной среды и т.д.

Цель исследования: Дать гигиеническую оценку загазованности воздуха рабочей зоны водителей пассажирского автотранспорта в условиях города с высоким загрязнением объектов окружающей среды и разработать рекомендации  по оптимизации условий труда водителей.

Объектами исследования будут условия труда и характер труда водителей пассажирского автотранспорта в г. Алматы, а также состояние физиологических систем организма 36 водителей (центральная нервная система, нервно-мышечная система, сердечно-сосудистая система).                    Результаты и обсуждение: Основными источниками загрязнения воздушной среды кабины городского автотранспорта токсичными веществами являются двигатель, картер, карбюратор, бензобак, воздух придорожной зоны, груз и пассажиры. Без всякого сомнения, это главный загрязнитель отработавшие газы двигателя самого автобуса и газы, попадающие в кабину из придорожной зоны. Известно, что за последние десятилетия автотранспорт стал ведущим источником загрязнения воздуха населенных мест. В воздухе рабочей зоны наблюдается 3-6 кратное превышение ПДК оксида углерода, диоксида азота, диоксида серы и сажи [4].

Вместе с тем проблема  снижения загрязненности зоны дыхания водителей остается весьма актуальной. Даже сравнительно небольшие концентрации токсичных веществ, особенно в сочетании с другими факторами производственной среды, могут оказать отрицательное влияние на организм водителей и, следовательно, снизить безопасность движения. Следует отметить, что главным компонентом загрязняющим кабину водителя, при всего многообразном  являются отработавшие газы двигателя, которые состоят из большого количества самых разнообразных веществ, их можно условно разделить на несколько групп. Во-первых, это углеродсодержащие продукты (окись углерода, углеводорода, сажа), повышение концентрации, которых происходит в основном в результате неполного сгорания топлива. Во-вторых, это продукт окисления азота, образованию которых способствуют высокое давление и температуре в цилиндрах двигателя. В- третьих, те вещества,  которые своим образованием обязаны наличию топливо различных примесей и припадок (окислы свинца, бария, серы, меркаптан и т.д.). При изучении загрязнения кабин городского автотранспорта токсичными веществами было установлено, что их концентрации превышали ПДК, достигая в ряд случаев значительных величин.

Наибольшее загрязнение атмосферного воздуха происходит при эксплуатации дизельных двигателей, выхлопы которых в значительной степени состоят из сажи и других углеродсодержащих высокомолекулярных соединений. Следствием поступления загрязняющих веществ в окружающую среду является сорбция на поверхностях различных частиц полициклических ароматических углеводородов [5]. Состав и количество выхлопных газов зависят от типа двигателя, его технического состояния, режима работы и нагрузки, исправности систем питания и зажигания, качества топлива и масел, классификации и опыта водителя. Большое значение имеет режим работы двигателя. Так, на холостом ходу, при торможении, а также в момент трогания выброс оксида углерода увеличивается до 10%. Основными источниками загрязнения воздушной среды кабины водителя   являются двигатель, картер двигателя,  карбюратор, бензобак, воздух придорожной зоны,  пассажиры. В связи с этим на интенсивность загрязнения главным образом влияют техническое состояние двигателя и его топливной системы, режим работы двигателя, сорт и качество топлива, степень изношенности автотранспортного средства, интенсивность транспортного потока. Кроме того, существенное воздействие на состав воздушной среды в кабине водителя оказывают степень герметичности кабины, количество пассажиров, конструкция систем вентиляции, кондицирования и отопления, а также метеоусловия. Особенностями эксплуатации транспорта в условиях крупного города  являются загруженность дорог автотранспорта, движение в условиях интенсивного транспортного потока, что приводит к длительному простаиванию автобусах в пробках с работающим на холостом ходу двигателем, частому троганию и торможению.

В то же время ВОЗ обращает на себя внимание на то, что необходимо дальнейшее тщательное исследование влияния сравнительно низких уровней карбоксигемоглобина на качество вождения автомобиля. Это тем более актуально, так как явно недостаточно сведений о способности водителей адаптироваться к хроническому воздействию низких концентраций окиси углерода, вызывающих образование 2-3% карбоксигемоглобина в крови.

Иной характер действия имеют оксиды азота, которые раздражают слизистую оболочку глаз, носа, полости рта. При отравлении оксидами азота характерно наличие скрытого периода: человек, удовлетворительно себя чувствующий при работе с опасными концентрациями, впоследствии тяжело заболевает. Альдегиды, присутствующие в отработанных газах в основном в виде формальдегида и акролеина, углеводороды, сажа, сернистый газ и сероводород также обладают сильным раздражающим действием на слизистые оболочки. Углеводороды, помимо того, что сами токсичны, под воздействием солнечного света вступают в реакцию с окислами азота, образуя озон и перекиси, которые раздражают слизистую оболочку глаз и верхних дыхательных путей.

Канцерогенные вещества, оседая на частицах пыли и сажи, поступают в легкие и соприкасаются с легочной тканью. Попавшие в организм канцерогены не выводятся из него до конца жизни, постепенно накапливаясь до опасных концентраций. Это одна из причин того, что бурное развитие промышленности и транспорта привело к увеличению удельного веса смертности от рака легких.

Соединения свинца, присутствующие в антидетонационных присадках и отработанных газах, являются ядами, поражающими все органы и ткани. Опасность отравления соединениями свинца усугубляется тем, что они, также как и канцерогены, не выводятся из организма. В городах и промышленных зонах неблагоприятные тенденции загрязнения окружающей среды свинцом и его соединениями, за счет антропогенных факторов, характеризуются повышенными уровнями (до 8-9 ПДК) его концентраций в атмосферном воздухе именно в зонах воздействия автомагистралей [6]. Токсичное действие на организм человека оказывает и сам бензин, точнее его пары.

В горных условиях водитель часто вынужден менять режим работы двигателя, что увеличивает выброс токсичных выбросов и способствует загрязнению ими воздушной среды кабины автобуса.

Отработанные газы, которые попадают в кабину управления, оказывают отрицательное влияние на работоспособность водителя, попадая в организм водителя через органы дыхания, окись углерода вызывает кислородное голодание, окислы азота – раздражение слизистых оболочек, кашель, одышки, альдегиды — насморк, хронический катар горла, акролеин – рези в глазах, слезотечение, кашель, нарушение сердечной деятельности и т.д.

Все эти отрицательные воздействия на организм сопровождаются снижением работоспособности [7,8,9]

Известно, что под действием оксида углерода эритроциты теряют способность участвовать в газовом обмене, наступает кислородное голодание, сказывающееся, прежде всего, на центральной нервной системе. Вдыхание оксида углерода при его концентрации в воздухе 0,12% через 30 минут вызывает легкое сердцебиение, через 2 часа – головную боль и тошноту. К концу рабочего дня в крови водителей содержание карбоксигемоглобина увеличивается на 10-12% по сравнению с его содержанием в крови в начале смены, что представляет большую опасность, так как карбоксигемоглобин накапливается, и концентрация его  в крови более 2,5% вызывает нарушение психофизиологических реакций. Совершенно ясно, что концентрация  в крови карбоксигемоглобина свыше 5% недопустимы.

Существенность влияния токсичных веществ на организм водителей обусловливает необходимость проведения мероприятий, направленных на снижение их концентраций в воздухе кабины. Соответствующие мероприятия могут быть разделены на следующие 4 группы: снижение токсичности отработавших газов; снижение загрязненности токсичными веществами придорожной зоны, предупреждение попадания токсичных веществ в кабину автомобиля из всех возможных источников; эффективное удаление токсичных веществ из кабины автомобиля. Третья и четвертая группа мероприятий хорошо известны и включают в себя эффективную вентиляцию и изоляцию кабины  от источников загрязнения. В этом плане крайне важен выбор места воздухозабора по отношению к источникам токсичных веществ. Например, при перевозке легковоспламеняющихся грузов в целях предупреждения их загорания отработавшие газы выводятся в передней части автомобиля в непосредственной близости от воздухозаборных отверстий, что, естественно, приводит к интенсивному загрязнению кабины. К сожалению, водители, администрация автопредприятии, служба охраны труда и медицинские работники мало уделяют внимания соблюдению элементарных мер по изоляции кабины от источников загрязнения (плотность, прилегания дверей, стекол, наличию ковриков, прокладок и т.д.), которые играют важную роль в обеспечение необходимых условий труда водителей.  В настоящее время большое внимание уделяется проблеме снижения токсичности отработавших газов двигателей, что достигается в основном совершенствованием конструкции двигателя и поисками новых видов топлива.

Заключение. Таким образом, анализ литературных данных и проведенных исследований показал, что на водителей городского автотранспорта оказывает воздействие комплекс неблагоприятных производственных факторов, в том числе токсичные вещества (оксид углерода, диоксида азота, диоксида серы, сажи, окислы свинца, бария, серы, меркаптан и т.д.).  которые вызывают серьезные нарушения в организме водителей.

В этой связи необходимо разработать ряд профилактических мероприятии состоящих из технических, санитарно-гигиенических и медико-профилактических, и необходимо разработать новые нормативы.

 

Список литературы

1       А.И. Вайсман, Здоровье водителей и безопасность дорожного движения.- 1979.- С. — 120

2       Масцурадзе Д.И., О некоторых особенностях трудовой деятельности водителей // Актуальные проблемы профилактики травматизма при дорожно-транспортных происшествиях. 1984

3       Вайсман А.И., Гигиена труда водителей автомобиля.- 1988.- С. 110

4       Вайсман А.И., Эльгаров А.А., Автодорожная медицина – опыт, нерешенные вопросы // Медицина труда и промышленная экология. 1996.- № 8.- С. 23 — 39

5       Вайсман А.И., Здоровье водителей и безопасность дорожного движения.- 1979.- С. 137

6       Мамчик Н.П. и соавт. Комплексная гигиеническая оценка условий труда водителей // Медицина труда и промышленная экология.- 2002.- № 7. С. 16-18

7       Шевкун И.Г., Гигиеническая оценка условий труда водителей пассажирского автотранспорта и меры профилактики (на примере Ростовской области).- 2009

8       Ретнев В.М., Гигиена труда водителей пассажирского городского транспорта.- 1979

9       К.К.Тогузбаева, А.К.Сайлыбекова и др. Проблемы гигиены труда и    состояния здоровья водителей городского автотранспорта// Здоровье и болезнь.- 2007.- №4.- С.157-159.

 

А.С. Каракушикова, К.К. Тогузбаева, Л.С. Ниязбекова,  Л.Б. Сейдуанова, Д.Д. Жунистаев, А.Б. Нуршабекова,

Ш.К. Мырзахметова, К.О. Джусупов, А.К. Сайлыбекова, Г.Б. Турсынбаева (ҚДС 5к ст-ті),

А.А. Сейдалиева (ҚДС 5к ст-ті)

АВТОТРАНСПОРТ ЖҮРГІЗУШІЛЕРІНІҢ ӨНДІРІСТІК ОРТАСЫНЫҢ ЛАСТАНУЫН ГИГИЕНАЛЫҚ БАҒАЛАУ

 

Түйін: қалалық автотранспорт жүргізушілері физикалық табиғаттағы әртүрлі зиянды өндірістік факторлардың, соның ішінде улы заттардың әсеріне ұшырайды, олар мүшелер мен жүйелердің бұзылыстарына алып келеді. Улы заттар жүргізушінің ағзасына тыныс алу мүшелері арқылы өтіп оттегінің жетіспеушілігін, жүрек қызметінің бұзылуына және т.б. бұзылыстарға алып келеді. Ағзаға әсер ететін бұл жағымсыз әсерлер жұмысқа қабілеттіліктің төмендеуіне алып келеді.

Түйінді сөздер: автотранспорт, улы заттар, атмосфералық ауа

 

 

A.S. Karakushikova, K.K. Toguzbaeva, L.S. Niyazbekova, L.B. Seiduanova, S.K. Myrzakhmetova, A.B. Nurshabekova, D.D. Zhunistaev, A.K. Sailybekova, K.O. Dzhusupov, G.B. Tursynbaeva (stud. of 5k in PH),

A.A. Seidalieva (stud. of 5k in PH)

HYGIENIC ASSESSMENT OF THE GAS CONTAMINATION OF THE MOTOR TRANSPORT PRODUCTION CIRCLE OF DRIVERS AND PREVENTIVE ACTIONS

 

Resume: drivers of city transport are exposed to influence of a number of harmful production factors of the physical nature, including influence of toxic substances which cause various violations from bodies and systems. Getting to an organism of the driver through respiratory organs these substances cause oxygen starvation, violation of warm activity etc. All these negative impacts on an organism are accompanied by decrease in working capacity.

Keywords: motor transport, toxic substances, atmospheric air

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЗАГАЗОВАННОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТА И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ