ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА

26 Nov 2012

УДК: 616.33/.34

Р.Б. Ахметкожина

Центральная районная больница г. Сарканд

 В статье описаны результаты, свидетельствующие о том, что функциональная диспепсия и синдром раздраженного кишечника характеризуется клиническим полиморфизмом, проявляющимся сочетанием ведущих и многообразных внеорганных признаков, в том числе, фибромиалгического синдрома, сосудистых и функциональных расстройств, выходящих за рамки патологии желудочно-кишечного тракта. Частота и интенсивность экстраорганных симптомов не уступает, а порой по ряду показателей превосходит таковые в группах пациентов с органической патологией желудочно-кишечного тракта.

Ключевые слова: функциональная диспепсия,  синдром раздраженного кишечника, функциональные заболевания, желудочно-кишечный тракт

Функциональные заболевания желудочно-кишечного тракта (ФЗ ЖКТ) представляют собой одну из наиболее серьезных и нерешенных проблем современной медицины [1]. Хотя ФЗ ЖКТ в настоящее время уделяется большое внимание, среди специалистов в этой области медицины существуют прямо противоположные взгляды на различные аспекты функциональных расстройств. По тяжести течения и частоте осложнений они значительно уступают органической патологии ЖКТ, однако по уровню заболеваемости являются наиболее распространенной патологией в общетерапевтической и гастроэнтерологической практике [2]. Так, в странах Западной Европы и СНГ диспепсия выявляется у 30-40% населения [3], а около 5% визитов к врачу общей практики вызвано диспептическими расстройствами [4]. При этом 1/2−2/3 случаев диспептических расстройств приходится на органические заболевания, остальные − на долю функциональной диспепсии (ФД) [5].

По данным эпидемиологических исследований распространенность синдрома раздраженного кишечника (СРК) в большинстве стран мира оценивается в 5,7-22,1% от общей популяции [6], при этом большинство лиц к врачам не обращаются, а предпочитают лечиться самостоятельно. Медико-социальная значимость данных расстройств определяется их вкладом в патологию трудоспособного возраста, а также высоким уровнем затрат на медицинские и немедицинские расходы [7]. Не представляя непосредственной угрозы для жизни, функциональные расстройства ЖКТ значительно снижают ее качество [8]. Чаще всего симптомы этих заболеваний дебютируют в молодом возрасте и сопровождают человека в течение всей жизни.

ФЗ ЖКТ характеризуются как «…вариабельная комбинация хронических или рецидивирующих симптомов, не объясняемых структурными или биохимическими изменениями…», т. е. функциональные расстройства не должны включать в себя хорошо известные расстройства, являющиеся в своей основе вторичными по отношению к структурной базе или заболеваниям нервной системы.

Диагностика ФЗ ЖКТ вызывает большой интерес у терапевтов и гастроэнтерологов в связи с распространенностью заболевания и неоднозначностью алгоритма диагностики и является одной из наиболее дорогостоящих, поскольку требует исключения, в первую очередь, органической патологии и, следовательно, применения широкого спектра лабораторных и инструментальных методов [9, 10].

Хотя ФЗ ЖКТ часто объединяют в одну группу, они имеют существенные клинические различия. Уточнение патогенеза ФЗ ЖКТ позволит также решить важные проблемы, связанные с улучшением дифференциальной диагностики между органической и функциональной патологией ЖКТ.

Целью исследования явилось выявление клинических особенностей течения функциональных заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Материалы и методы исследования. В исследование включен 91 больной ФЗ ЖКТ, из них – 37 больных ФД (средний возраст – 39,47±2,8 лет) и 54 пациента с СРК (средний возраст – 31,13±2,94 года) в возрасте от 18 до 45 лет. В группы сравнения вошли 60 больных ЯБЖ (средний возраст – 35,5±3,25 лет) и 60 больных НЯК (средний возраст – 41,6±4,17 лет). Состав основных групп и групп сравнения по полу и возрасту существенно не отличался. Устное и письменное согласие на проведение обследования получено от каждого обследованного лица.

Диагноз ФД и СРК верифицировали в соответствии с Римскими критериями III (2006) указанных заболеваний после тщательного клинического, лабораторного и инструментального обследования. Наличие у больного ЯБЖ устанавливали после выполнения эзофагогастродуоденоскопии (ЭФГДС) с последующим гистологическим подтверждением. Постановка диагноза НЯК осуществлялась на основании клинических, лабораторных и инструментальных данных, а также морфологического заключения с использованием диагностических критериев Lennard-Jones (1989) данного заболевания.

Критериями включения в исследовании были: возраст от 18 лет до 45 лет; соответствие Римским критериям III (2006) диагноза ФД и СРК; способность к адекватному сотрудничеству в процессе исследования; письменное согласие пациента на обследование.

Критериями исключения из исследования являлись: наличие органической патологии ЖКТ; симптомы «тревоги», позволяющие заподозрить органическое заболевание (немотивированная потеря массы тела; дисфагия; рвота с кровью; мелена, гематохезия; симптомы диспепсии, впервые возникшие в возрасте старше 45 лет); сопутствующий прием лекарственных средств, потенциально способных приводить к нарушению функции ЖКТ; прогрессирующее течение заболевания; лихорадка; изменения в объективном статусе (гепатомегалия, спленомегалия и т.д.), лабораторные сдвиги (кровь в кале, лейкоцитоз, анемия, ускорение СОЭ, изменения в биохимии крови и т.д.); наличие любых острых заболеваний или обострений хронических процессов.

Все обследуемые лица обследованы по единой программе, включающей в себя обязательные инструментальные исследования (ЭФГДС, ультразвуковое исследование (УЗИ) органов брюшной полости и малого таза, эндоскопия толстой кишки и ирригография) и диагностический лабораторный минимум по общепринятым методикам (общий анализ крови и мочи, общий белок и белковые фракции крови, глюкоза крови, электролиты крови, биохимическое исследование крови – билирубин, трансаминазы, мочевина, креатинин).

У  обследуемых лиц проводился анализ наличия и выраженности симптомов ФМ (критерии АКР, 1990). Определение специфических болезненных точек (БТ) проводилось методом пальпации. Пальпаторное давление на точку осуществлялось с усилием около 4 кг/1,27 см² (при этом исчезновение сосудистого рисунка и окрашивание ногтевой пластинки большого пальца в белый цвет у специалиста, выполняющего пробу, пропорционально давлению долориметром с усилием 4 кг/1,27 см²). Исследуемая диагностическая точка рассматривалась как «позитивная», если пациент констатировал, что пальпация сопровождалась болью. Интенсивность ведущих клинических признаков фибромиалгии (ФМ), ФД и СРК оценивали с помощью визуально-аналоговой шкалы (ВАШ) и выражали в баллах от 0 до 10.

Статистическую обработку полученных данных выполняли с применением программы «Биостат». Достоверность различий оценивали по t-критерию Стьюдента. Для оценки взаимосвязи отдельных признаков проводили корреляционный анализ.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ клинической картины ФД и СРК был направлен на оценку всего многообразия ведущих проявлений заболеваний, а также симптомов, выходящих за рамки ЖКТ. Пациенты ФД характеризовались типичными для этого заболевания симптомокомплексами – эпигастральными болями и эпигастральным дискомфортом, выраженность большинства которых по ВАШ была сопоставимой с группой ЯБЖ. Между тем, частота обнаружения эпигастрального жжения (37,29±1,84%), чувства тяжести и переполнения в подложечной области (54,24±3,7%) у пациентов ФД была значительно выше, чем в группе ЯБЖ (21,67±2,1% и 33,33±2,46% соответственно). В зависимости от преобладания в клинической картине того или иного симптома были выделены варианты ФД: ФД с эпигастральным болевым синдромом (ФД-ЭБС; 37,85%) и ФД с постпрандиальным дистресс-синдромом (ФД-ПДС; 62,15%).

Анализ картины заболевания в группе СРК позволил установить, что средние значения интенсивности всех изучаемых клинических признаков были достоверно выше по сравнению с контрольной группой, но не имели статистически значимых различий с аналогичными показателями в группе НЯК. При этом частота ряда типичных для СРК абдоминальных симптомов оказалась выше, чем в группе НЯК. В соответствии с Бристольской шкалой стула верифицированы следующие формы заболевания: СРК с запорами (СРК-З) – 53,09%; СРК с диареей (СРК-Д) – 36,6% случаев; смешанный вариант СРК (СРК-С) − 7,22% случаев; неспецифический вариант СРК (СРК-Н) – 3,09%.

Таким образом, несмотря на достоверные отличия в частоте выявления отдельных клинических симптомов между группами больных, страдающих функциональной и органической патологией ЖКТ, интенсивность большинства диагностических признаков в группе ФД и всех клинических проявлений в группе СРК была вполне сопоставима с группами сравнения ЯБЖ и НЯК.

Важным моментом клинической части работы стала попытка выделить внеорганные проявления ФД и СРК, поскольку концепция системности ФЗ ЖКТ диктует необходимость поиска универсальных механизмов формирования двигательной дисфункции и висцеральной гипералгезии при данных расстройствах. Различные внеорганные симптомы выявлены у 90,5% больных ФД и 93,81% пациентов с СРК. Среди болевых расстройств в общей группе ФЗ ЖКТ наиболее часто обнаруживались диффузная скелетно-мышечная боль (54,17±14,35%) и БТ (48,33±13,72%). Несколько реже выявлялись кардиалгии (29,17±9,61%), артралгии (28,33±12,64%) и головная боль напряжения (20,0±8,44%). Большой удельный вес среди экстраорганных проявлений у пациентов с ФЗ ЖКТ заняли вегетативные и сосудистые нарушения, которые представлены как стойкими, так и пароксизмальными расстройствами, в первую очередь, со стороны сердечнососудистой системы в виде тахикардии (17,5±2,34% больных ФЗ ЖКТ), лабильного артериального давления − артериальной гипертензии (10,0±1,65% больных ФЗ ЖКТ) и артериальной гипотензии (14,17±2,89% больных ФЗ ЖКТ). Высокой частотой выявляемости в группе ФЗ ЖКТ отличались гипергидроз (16,67±3,28% больных ФД и 15,0±2,1% пациентов с СРК), синдром раздраженного мочевого пузыря (20,0±2,3% больных ФД и 8,33±1,54% пациентов с СРК) и симптом «холодных конечностей» (28,33±13,28% больных ФД и 28,33±13,83% пациентов с СРК).

Частота выявления системных проявлений заболевания при ФЗ ЖКТ по ряду показателей оказалась выше, чем в группах пациентов с органической патологией ЖКТ. Следует особо подчеркнуть клиническую сопряженность данных синдромов, т.к. практически у каждого отдельного пациента можно обнаружить целый комплекс упомянутых нарушений (в среднем у одного больного в группе ФЗ ЖКТ имелось от 2 до 6 указанных неспецифических симптомов).

Установлено, что у больных ФД и СРК обнаружена высокая представленность облигатных и дополнительных признаков ФМ, большинство из которых достоверно преобладало над аналогичными показателями в контрольной группе. Наибольший процент выявляемости у больных ФЗ ЖКТ имели диагностические клинические параметры ФМ в виде диффузной скелетно-мышечной боли (58,33±5,28% пациентов с ФД и 60,0±5,81% больных СРК) и БТ (33,33±2,17% пациентов с ФД и 35,0±3,12% больных СРК). Среди второстепенных симптомов ФМ в группах ФД и СРК заметно выделялись нарушения сна, общая усталость, быстрая утомляемость, ощущение отека мягких тканей (33,33±3,17% и 48,33±3,95% соответственно) и чувство мышечной слабости (33,33±2,84% и 41,67±3,81% соответственно).

Из общего числа обследуемых больных ФЗ ЖКТ диагноз ФМ в соответствии с диагностическими критериями АКР (1990) установлен у 30,83% пациентов с ФЗ ЖКТ, из них – 28,33% больных ФД и 33,33% пациентов с СРК. У остальных 69,17% обследуемых, несмотря на наличие ряда симптомов ФМ, количество БТ не достигало 11, что не позволило верифицировать первичную ФМ. Следует отметить, что среди больных ЯБЖ и НЯК достоверный диагноз ФМ не был установлен ни у одного обследуемого, хотя у отдельных лиц имелись те или иные симптомы ФМ.

Интенсивность большинства изучаемых признаков фибромиалгического синдрома у больных ФД и СРК с наличием и в отсутствии достоверного диагноза ФМ имели статистические различия с аналогичными показателями у контрольной группы. Однако выраженность симптомов фибромиалгического синдрома в группах больных ФД и СРК, имевших достоверный диагноз ФМ, в целом была выше по сравнению с больными ФЗ ЖКТ в ее отсутствии и контрольной группы. Более того, дополнительная верификация у пациентов с ФЗ ЖКТ достоверного диагноза ФМ позволила выявить статистически существенные различия по интенсивности облигатных признаков ФМ при сравнении с группами лиц, страдающих органической патологией ЖКТ.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что ФД и СРК характеризуется клиническим полиморфизмом, проявляющимся сочетанием ведущих и многообразных внеорганных признаков, в том числе, фибромиалгического синдрома, сосудистых и функциональных расстройств, выходящих за рамки патологии ЖКТ. Частота и интенсивность экстраорганных симптомов не уступает, а порой по ряду показателей превосходит таковые в группах пациентов с органической патологией желудочно-кишечного тракта.

 

 

Список литературы

1       Бабаева А.Р., Родионова О.Н. Функциональные заболевания желудочно-кишечного тракта: современное состояние проблемы // Вестник ВГМУ. — 2006. — №2. — С. 3-12.

2       Охлобыстина О.З. Некоторые особенности патогенеза, клиники, диагностики и лечения синдрома функциональной диспепсии // Клинические перспективы гастроэнтерологии, гепатологии. — 2009. — № 6. — С. 37-38.

3       Циммерман Я.С. «Римские критерии — III» синдрома функциональной (гастродуоденальной) диспепсии // Клиническая медицина. — 2008. — Т. 86. — № 4. — С. 59-66.

4       Ивашкин В.Т., Полуэктова Е.А. О сочетании синдрома функциональной диспепсии и синдрома раздраженного кишечника // РЖГГК. — 2011. — № 4. — С. 75-81.

5       Махов В., Соколова А. Метеоризм: от патогенеза к лечению // Врач. — 2010. — № 3. — С. 20-24.

6       Suzuki H, Hibi T. Overlap syndrome of functional dyspepsia and irritable bowel syndrome — are both diseases mutually exclusive? // J Neurogastroenterol Motil. 2011 Oct;17(4):360-5.

7       Van Oudenhove L, Vandenberghe J, Vos R et al. Factors associated with co-morbid irritable bowel syndrome and chronic fatigue-like symptoms in functional dyspepsia // Neurogastroenterol Motil. 2011 Jun;23(6):524-e202.

8       Spiller R. Postinfectious functional dyspepsia and postinfectious irritable bowel syndrome: different symptoms but similar risk factors // Gastroenterology. 2010 May;138(5):1660-3.

9       Wang A, Liao X, Xiong L, Peng S, Xiao Y, Liu S, Hu P, Chen M. The clinical overlap between functional dyspepsia and irritable bowel syndrome based on Rome III criteria // BMC Gastroenterol. 2008 Sep 23;8:43.

10    Talley N. Irritable bowel syndrome//Intern Med J. 2006 Nov;36(11):724-8.

Р.Б. Ахметкожина

IШЕК-ҚАРЫН ТРАКТТIҢ ФУНКЦИОНАЛДЫҚ АУРУЛАРЫ

Түйін: Бапта түршiккен iшектердiң функционалдық диспепсия және синдромы бастаушы және алуан түрлi тыс орган белгiлерiнiң тiркес көрсетiлетiн клиникалық полиморфизммен бейнеленетiн туралы куәландыратын нәтижелер сипатталған, соның iшiнде миалгиялық синдром, iшек-қарын тракттiң патология шет жататын тамыр және функционалдық бұзылулар. Симптомдардың тыс орган жиiлiк және қарқын, жол бермегенiнде емес, көрсеткiштердiң қатары бойынша кейде осындай iшек-қарын тракттiң органикалық патологиясы бар емделушiлерiнiң топтарындағын асып түскенiнде.

Негізгі сөздер: функционалдық диспепсия, түршiккен iшектердiң синдромы, функционалдық аурулар, iшек-қарын тракт

 

R.B. Akhmetkozhina

FUNCTIONAL DISEASES OF THE GASTROENTERIC TRACT

Resume: In article the results, testifying that the functional dyspepsia and a Irritable bowel syndrome is characterized by the clinical polymorphism, a being shown combination of leading and diverse extra organ signs, including, a fibromyalgia syndrome, the vascular and functional frustration which are beyond pathology of a gastro enteric tract are described. Frequency and intensity of extra organ symptoms doesn’t concede, and at times in a number of indicators surpasses those in groups of patients with organic pathology of a gastro enteric tract.

Keywords: functional dyspepsia, Irritable bowel syndrome, functional diseases, gastro enteric tract

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ