ПЕРВЫЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ НОВОЙ МОДЕЛИ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА КАФЕДРЕ ОФТАЛЬМОЛОГИИ

26 Nov 2012

УДК : 617.7.

Т.К. Ботабекова, А.Ж.Аубакирова, З.Т.Утельбаева, О.Г.Ульданов, А.А.Есимова

Казахский Национальный Медицинский Университет им.С.Д.Асфендиярова

В статье представлен первый опыт преподавания офтальмологии на основе внедрения новой модели медицинского образования с использованием инновационных технологий.

Ключевые слова: образование, инновационные технологии, кафедра, студенты

 

 

Высшее образование является одним из главных государственных приоритетов многих стран мира, том числе и Республики Казахстан.

В рамках новой концепции образования наряду с подготовкой врача общей практики предполагается профилизация обучения по узким специальностям. Уже с младших курсов по мере изучения предметов студенты определяются с дальнейшим выбором траектории обучения, заключающееся в прохождении элективов, интернатуры, резидентуры, докторантуры  PhD. Студент выбирает будущую специальность исходя из своих возможностей, потребностей, психологических особенностей личности.

Согласно новой Концепции медицинского и фармацевтического  образования на смену традиционной пришли технологии, гарантирующие конечный результат – качество образования. Последнее отражено в ГОСО 2006 года, где из пяти компетенций, которыми должен овладеть выпускник КазНМУ, основными ключевыми компетенциями являются профессиональные знания, практические навыки, коммуникативные навыки, адвокат здоровья и самообразование.

Цель обучения при компетентностно-ориентированном обучении не просто процесс передачи знаний, а достижение студентами результата обучения, т.е. профессиональных компетенций.

Офтальмология является самостоятельной дисциплиной, которая изучает распространенность, этиологию, патогенез, классификации, клинические проявления, принципы лечения глазных заболеваний с позиций доказательной медицины. Основной задачей преподавания офтальмологии является обучение студентов диагностике и лечению наиболее распространенных глазных заболеваний, приводящих к слабовидению и слепоте.

Изучение глазных заболеваний имеет большое значение в подготовке бакалавра медицины, соответствующего квалификационным требованиям – быть компетентным в вопросах диагностики и клинических проявлений болезней, профилактики наиболее распространенных глазных заболеваний.

Активное внедрение требований Болонской декларации в учебный процесс медицинского ВУЗА потребовал большой работы сотрудников кафедры по созданию новых РУП и УМКД. Все преподаватели нашей кафедры прошли обучающие семинары, провели адаптацию УМКД к целям образовательных программ: дополнили и привели в соответствие содержание и формы лекций, практических семинаров, СРС и тестов на 4 курсе ОМ, 3курсе стоматологического факультета, разработали УМКД для элективного курса «Клиническая офтальмология».

Офтальмология преподается на 4 курсе факультета «Общая медицина», на дисциплину отведен 51 час, на 3 курсе факультета «Стоматология» — 54 часа, элективный курс «Клиническая офтальмология» — 135 часов. В свете компетентностно-ориентированного подхода были определены цели и задачи преподавания, составлен рейтинг дисциплины в соответствии с требованиями балльно-рейтинговой буквенной системы. Составлен список практических навыков, разработаны методы оценки практических навыков. На факультете «Общая медицина» из 51 часа на чтение лекций отведено 4 часа, которые читают профессора и доценты в первый день цикла на двух языках. На практические занятия отведено 15 часов и на самостоятельную работу – 17 часов, самостоятельную работу студентов с преподавателем- 15 часов. На факультете «Стоматология» предусмотрено чтение 3 лекций по глазным заболеваниям, имеющее значение в практике врача-стоматолога. При условии отсутствия пропущенных занятий, наборе более 50 баллов и сдачи самостоятельной работы студенты получают зачет. Интегрированный экзамен по хирургическим болезням предусматривает блок «офтальмология» и включает 204 теста.

В преподавании цикла «Офтальмология» применяются активные инновационные методы обучения. Читаются обзорные лекции с включением заранее запрограммированными ошибками, проводятся практические занятия, включающие работу в малых группах, дискуссии, освоение практических навыков (работа в парах). Самостоятельная работа студентов предусматривает работу с литературой, с интернет-ресурсами, учебниками и научными материалами на электронных носителях, подготовку презентаций и тематических рефератов.

Интерактивные проблемные лекции представлены в виде презентации, в ходе лекции лектор в устной форме задает вопросы и получает ответы, поскольку на лекциях присутствует ограниченное количество студентов (4-6 группы – 30-40 человек). Также лекции включают демонстрационный материал.

Практические занятия имеют мультимедийное сопровождение: имеются видеоролики и презентации по различным темам. Общий перечень практических навыков включает наружный осмотр с выворотом век, визометрию, тонометрию. Практические навыки отрабатываются на каждом занятии, кроме того проводится работа в малых группах, работа в парах, в виде кейс-стади, в виде ролевых игр.

Методы оценки знаний и практических навыков студентов складываются из оценок за каждый вид деятельности по стобалльной системе.

Таким образом, на кафедре офтальмологии внедрен метод компетентностного подхода и оценки знаний по балльно-рейтинговой системе,  используются современные инновационные методы обучения.

 

 

Список литературы

1       «Концепция реформирования медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан в 2006-2010гг.» . — Астана, 2006.

2       Аканов А.А. с соавт. «Болонский процесс – путь КазНМУ в общеевропейское образовательное пространство». – Алматы: 2010.

3       Наумов Л.Б. «Деловые игры в высшем медицинском образовании». Моска, 1982.

 

Т.К. Ботабекова, А.Ж. Аубакирова, З.Т. Утельбаева, О.Г. Ульданов, Ә.Ә. Есимова

ҚазҰМУ

Офтальмология кафедрасында медициналық білімнің жаңа әдістерін енгізудегі алғашқы тәжірибе

Офтальмология кафедрасында жаңа инновациялық технологияны енгізу жоғары дәрежелі, бәсекеге қабілетті мамандарды дайындауға үлкен мүмкіндік береді.

 

T.Botabekova, A.Aubakirova, Z.Utelbayeva, O.Uldanov, A.Yesimova

Kazakh Nation Medical University

The first experience of an introduction of a new medical education

model at the faculty of ophthalmology

An Introduction of innovative training technologies at the faculty of ophthalmology allows to prepare competitive, highly experienced experts

ПЕРВЫЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ НОВОЙ МОДЕЛИ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА КАФЕДРЕ ОФТАЛЬМОЛОГИИ

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ