РОЛЬ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

28 Sep 2012

Курманбекова З.М., Мусаева К.К., Варзина Т.В., Надырова Э.К.

Республиканский детский реабилитационный центр «Балбулак» г.Алматы

В статье проанализированы данные 341 пациентов получавших лечебные сеансы в сенсорной комнате.  Результаты  показали, что 89% детей стабилизировалось положительное эмоциональное состояние, нормализовалась психоэмоциональная сфера, улучшилось сенсорное восприятие, тактильные ощущения, уменьшились тревожность, беспокойство, агрессивность.

Ключевые слова: сенсорная комната; психоэмоцинальная сфера.

 

МҮМКІНШІЛІГІ  ШЕКТЕУЛІ  БАЛАЛАРҒА  СЕНСОРЛЫ  БӨЛМЕНІҢ  ОҢАЛТУ МАҢЫЗДЫҒЫ

Курманбекова З.М., Мусаева К.К., Варзина Т.В., Надырова Э.К.

 Алматы қаласы, Республикалық  оңалту орталығы «Балбулақ»

Мақалада  сенсорлық бөлмеде ем алған 341баланың мәліметтері мен алған нәтижелері талқыланған. Ем алған балалардың 89%-нда психоэмоционалдық сферасының жақсарғаны және қобалжу, мазасыздану, агрессивтік реакцияларының тежелгені байқалған.

Түйінді сөздер: сенсорлық бөлме; психоэмоционалдық сферасы

 

VALUE OF THE TOUCH ROOM IN REHABILITATION OF CHILDREN WITH LIMITED POSSIBILITIES

Kurmanbekova Z.M., Musaeva K.K., Varzina T.V., Nadyrova E.K.

Republican children’s rehabilitation center «Balbulak», Almaty

In article data of 341 patients receiving medical sessions in a touch room are analysed. Results showed that 89 % of children were stabilized a positive emotional condition, normalized psychoemotional the sphere, the touch perception, tactile feelings improved, uneasiness, concern, aggression decreased.

Key words: touch room; psychoemotional the sphere.

 

 

Улучшение психоэмоционального статуса ребенка и восприятия окружающего мира играет большую роль в реабилитации детей с ограниченными возможностями. С этой целью в РДРЦ «Балбулак» проводятся занятия в сенсорной комнате. Сенсорная комната создана для стимуляции сенсорной деятельности и двигательной активности детей, имеющих сенсомоторные нарушения, снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, тревожности и беспокойства, агрессивности и активизации мозговой деятельности, стабилизации положительного эмоционального состояния, нормализации адаптационного периода, ускорения восстановительных процессов после заболевания [1].

Именно в специально организованной для психологической работы «темной» сенсорной комнате взаимодействие между человеком и интерактивной средой осуществляется наиболее гармонично. Эта среда в определенной мере вступает в виртуальное взаимодействие с человеком, и он, откликаясь на это взаимодействие, начинает по-иному воспринимать окружающее пространство. Оно «обволакивает» его, «провоцирует» в хорошем смысле этого слова к взаимодействию на основе чувственного опыта. Такое взаимодействие отвлекает от эмоциональных и бытовых проблем, ненавязчиво вовлекает в интересную и увлекательную деятельность. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между пациентом и специалистом [2].

Оборудование сенсорной комнаты можно условно разделить на два функциональных блока.

•                Релаксационный – мягкие покрытия спокойной цветовой гаммы, пуфы и подушки, сухой бассейн, безопасные зеркала, приборы, создающие рассеянный свет, мобайлы (подвешенные подвижные конструкции, игрушки), релаксационная музыка. Ребенок, лежа в бассейне или на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться, а медленно проплывающий рассеянный свет в сочетании с музыкой создает атмосферу уюта, безопасности и спокойствия.

•                Активационный – оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами (привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника), сенсорные панели для рук, ног, массажные мячики.

Занятия в сенсорной комнате рекомендованы детям с раннего возраста — 1 года. Работа в сенсорной комнате позволяет более творчески использовать интерактивное оборудование

В нашем центре имеется две сенсорные комнаты. Первая сенсорная комната была подарена первой леди Казахстана Сара Алпысовны 1998 году. А, вторая «темная» сенсорная комната была подарена компанией «Mary Kаy» в 2007 году безвозмездно.

Цель исследования: Определение эффективности воздействия занятий в сенсорной комнате на психо–эмоциональное состояние детей с ограниченными возможностями.

Материалы и методы исследования: нами проанализированы реабилитационные карты детей, посещавших в ходе реабилитации занятия в «темной» ультрафиолетовой сенсорной комнате.

Всего детей 341  возрасте от 3-х до 16 лет.

 

 

Таблица- Распределение детей с учетом уровня психологического развития

Наименование

Количество детей

Всего детей

341

Задержка психического развития 1-3 уровень

139

 Задержка психического развития 4-5 уровень

6

 Задержка психического развития легкой степени

62

Психическое развитие соответствует возрасту

133

 

 

В условиях «темной» сенсорной комнаты опосредованное познание пространства происходит в процессе погружения в «ирреальность». Программа состояла как из релаксационных занятий, так и из развивающих. Занятия отличались по сложности и насыщенности, что позволяло использовать их в работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии.

Занятия проводились индивидуально и в группах по 2-3 ребенка ежедневно. В зависимости от степени выявленных когнитивных нарушений и психоэмоционального статуса был составлен план занятий. Продолжительность занятий составила 15-20 минут (в зависимости от индивидуальных особенностей участников занятий и целей упражнений). Курс составил 15-18 занятий.

В коррекционной работе с гиперактивными, возбудимыми, агрессивными, расторможенными детьми при проведении занятий акцент был сделан на релаксацию. При использовании различных световых и шумовых эффектов (пузырьковая колонна, ароматерапия, лампа-костер), отмечено, что ребенок расслабляется, успокаивается, нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются проблемы эмоционально-волевой сферы.

В случае, если ребенок пассивен занятия были направлены на  активизацию познавательной деятельности и всех сенсорных процесов (зрительного, слухового, тактильного, обонятельного). С этой целью были применены игры в сухом бассейне, со светящимся душем, зеркальным шаром, которые повышают мотивацию к деятельности, создают положительный эмоциональный фон.

У детей с нарушениями когнитивных функций отмечено положительное влияние занятий в интерактивной среде «темной» сенсорной комнаты на развитие интеллектуальной деятельности. По мере развития восприятия внешние действия с предметами сокращаются, автоматизируются и интериоризуются. Они переходят в умственный план, а эталоны запоминаются. Ориентировка в них становится операцией в структуре целостного действия.

Ориентировки в действиях с предметами (реальными и интерактивными, направленные на внешние признаки объектов, становятся образами восприятия, установление связей и зависимостей между которыми положительно влияет на развитие мышления [3]. В работе с детьми, подростками или взрослыми в сенсорной комнате возникающие аудиальные, визуальные и тактильные ощущения постепенно приобретают относительную самостоятельность и собственную логику развития.

Результаты работы показали что 89% детей улучшилось сенсорное восприятие, тактильные ощущения, уменьшилось психоэмоциональное напряжение, тревожность, беспокойство, агрессивность. Активизировалась мозговая деятельность, стабилизировалось положительное эмоциональное состояния, нормализовался адаптационный период.

Выводы. Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, состоящая из различных стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы и активизируют речевое и познавательное развитие.

Использование сенсорной комнаты позволяет решать следующие задачи:

•                гармонизация психоэмоционального состояния всех участников, как детей, так и родителей;

•                развитие познавательной деятельности детей, их интереса к исследовательской деятельности;

•                стимулирование сенсорных процессов детей;

•                развитие общей и мелкой моторики ребенка, коррекция двигательных нарушений;

•                осуществление помощи детям и их родителям в преодолении стрессовых ситуаций;

•                развитие навыков позитивного общения.

Кроме того, использование сенсорной комнаты значительно сокращает  время установления эмоционального контакта взрослого с ребенком, которое является начальным этапом психокоррекционной и развивающей работы.


 

Литература:

1. Практикум по патопсихологии под.ред. Б.В.Зейгарник. – М., 1987

2. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989

3. Нарушения психического развития у детей М., 2000 г.

 

 

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ