РЕЧЕВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПАЦИЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОТДЕЛЕНИЯ НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА

28 Sep 2012

Садырбекова А.К.

Республиканский научный центр нейрохирургии г. Астана

 

 

Логопедическое воздействие при различных формах афазии и дизартрии направлено на коррекцию отношения больного, испытывающего серьезные нарушения в речи, к актам речевой коммуникации. Наиболее важное место в комлексе терапевтических мер  занимает логопедическая работа направленная на востановление утраченных функций речи и разработку органов артикуляции.

 

РЕСПУБЛИКАЛЫҚ ҒЫЛЫМИ ОРТАЛЫҚТАҒЫ НЕЙРООҢАЛТУ БӨЛІМІ ШАРТТАРЫНДА ЕМДЕЛУШІЛЕРДІҢ СӨЙЛЕУІН ОҢАЛТУ

Садырбекова А.К.

Нейрохирургияның Республикалық ғылыми орталығы, Астана қаласы

Логопед әсерi сөйлеу коммуникацияның әрекетіне, сөздегi маңызды бұзушылықты бастан кешiрген науқас қатынасының коррекциясына афазия және дизартрияның әр түрлi формаларында бағытталған. Терапевтиялық шараларының кешеніне өте маңызды орынды сөздiң жоғартылған функцияларына бағытталған  логопед жұмысы және артикуляция мүшесінің өңдеуiнде орналасады.

SPEECH REHABILITATION OF PATIENTS IN DEPARTMENT OF NEUROREHABILITATION IN THE REPUBLICAN SCIENTIFIC CENTER

Sadyrbekova A.

Republican scientific center of neurosurgery, Astana

Abstract The effects of speech therapy in various forms of aphasia and dysarthria is directed at correcting the attitude of the patient with serious speech disorders to the acts of verbal communication. The most important in the complex of therapeutic measures is speech therapy work which aimed at restoring lost function and the development of organs of articulation.

 

 

Последние годы изучение различных аспектов цереброваскулярной патологии значительно активизировалось, что привело к существенному прогрессу в области снижения смертности от этого заболевания, профилактики, лечения и восстановления после перенесенного инсульта. Стало очевидно, что инсульт можно не только успешно предупредить, но и вылечить с практически полным восстановлением неврологических функций. (1) Однако, несмотря на то, что цереброваскулярная катастрофа уже не рассматривается как приговор, остается еще очень много нерешенных вопросов, в частности  проблема восстановления речевой функции. К частным симптомам, сопровождающих  инсульт относятся речевые расстройства — афазии и дизартрии. Речь является средством выражения мысли и одновременно — способом контакта между людьми. Речевая функция осуществляется при участии высших центов речи в височной и лобной долях коры головного мозга, а также исполнительного органа: артикуляционного аппарата.

При нарушении функции исполнительного аппарата возникают дизартрии- затруднение или невозможность произнесения слов вследствие неполного участия или недостаточной координации между собой губ, языка, неба. Такие дефекты чаще развиваются при поражении  некоторых черепно-мозговых нервов (подъязычного, лицевого, блуждающего) и других ядер в головном мозгу, или при двустороннем поражении волокон, идущих о головного мозга к этим ядрам. С неврологической точки зрения различают следующие виды дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, подкорковую, мозжечковую и корковую. Родовая общность всех указанных форм дизартрии у взрослых людей (точнее, у лиц уже сложившейся речью)подчеркивается следующими моментами: очаговыми поражениями двигательных отделов центральной или периферической нервной системы и расстройство произносительной стороны устной речи при полноценной системе фонем, полном словаре и сохранном грамматическом строе.

При поражении корковых речевых центров или путей, связывающих их с другими отделами центральной нервной системы, возникает – афазия. Различают моторную, сенсорную, амнестическую и смешанную формы афазии, развивающиеся в зависимости от места поражения головного мозга.   Афазия — это системное нарушение речи, которое возникает при органических поражениях мозга, охватывает разные уровни организации речи, влияет на ее связи с другими психическими процессами и приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека, нарушая, прежде всего коммуникативную функцию речи. Все формы афазии  существенно отличаются друг от друга по основному механизму, по клинической картине и по психологической структуре нарушения речи.   Общим для всех форм афазии является системное нарушение речи. Каждая форма афазии возникает при поражении определенного участка коры левого полушария мозга, и находится в зависимости от локализации очага поражения и фактора. В одних случаях афазия протекает как грубое нарушение — устной — экспрессивной и импрессивной речи, в других — как нарушение импрессивной речи из-за дефектов понимания логико-грамматических конструкций речи. Во многих случаях афазия сопровождается аграфией и алексией. (2)

Поскольку речь, прежде всего, является средством общения, то центральным дефектом при всех формах афазии и дизартрии, нарушение ее коммукативной функции ведущее в сложных случаях к полной неспособности больных к вербальной форме общения. Поэтому комплексная диагностика и коррекция речевых расстройств должны осуществляться совместными усилиями логопедов , пихологов и  врачей.

Основным в реабилитации больных с постинсультными речевыми нарушениями являются длительные и систематические занятия по восстановлению речи, чтения, письма, проводимые логопедом — афазиологом. В Астане в Республиканском научном центре нейрохирургии в отделении нейрореабилитации  организована логопедическая служба, обеспечивающая коррекционную помощь больным, перенесшим инсульт, оперативное вмешательство, травмы головного мозга. Логопед, вооруженный знаниями нейропсихологии, квалифицированно проводит системный анализ высших психических функций в целях постановки топического и речевого диагноза, намечает  пути реабилитации.

Речевую реабилитацию больных с афазией, обычно сопровождающейся нарушением письма (аграфией) и чтения (алексией), и дизартрией осуществляют логопеды-афазиологи. Занятия проводятся  с пациентами в логопедическом кабинете  научного центра нейрохирургии  в среднем по 30-40мин 5 раз в неделю. Занятия  по восстановлению речи рекомендуют проводить на фоне приема ноотропов, сосудистых препаратов и общеукрепляющей терапии.

Речевую реабилитацию необходимо начинать уже в остром периоде инсульта, как только позволит общее  состояние больного и состояние его сознания. В связи с большой истощаемостью пациентов занятия на первых этапах следует проводить по 10-15 минут. Задачей  работы на раннем этапе инсульта является максимальное содействие спонтанному процессу восстановления, активизация темпа восстановления угнетенных и нарушенных речевых функций. Это связано с тем, что сразу после инсульта не всегда бывает, ясна форма афазии, в картине речевого расстройства имеется много функциональных, нейродинамических симптомов. Изжитию этих симптомов и призваны содействовать растормаживающие и стимулирующие приемы восстановления: сопряженное и отраженное и самостоятельное произнесение автоматизированных речевых рядов, стимулирование простых коммуникативных видов речи, глобального чтения и письма, преодоление расстройств произносительной стороны речи, работа над семантикой слова, восстановление аналитико-синтетического письма и чтения.

Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. Спецификой  работы является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и артикуляционной гимнастикой, логопедической ритмикой, общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением.

Помимо индивидуальных занятий полезны групповые занятия (группа 3–5 человек) для улучшения коммуникативной стороны речи. Логопеды-афазиологи должны проводить постоянную работу с родственниками больного. Целью такой работы является ознакомление родственников со следующим:

—          перспектива реабилитации;

—          профилактика повторных инсультов;

—          упражнения по кинезотерапии,  восстановлению речи, чтения и письма, которые они должны проводить с больным на дому.

 

 

Литература:

  1. Olesen J., Baker M.G., Freund T. et al. Consensus document on European brain research. J Neurol Neurosurg Psychiatry 2006; 77; i1-i49
  2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. — М.,2005.

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ