ОСОБЕННОСТИ КЛИНИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ВЕГЕТАТИВНОЙ ДИСФУНКЦИИ У БОЛЬНЫХ С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ НА ФОНЕ ИЗБЫТОЧНОЙ МАССЫ ТЕЛА И ОЖИРЕНИЯ И ИХ НЕМЕДИКАМЕНТОЗНАЯ КОРРЕКЦИЯ

28 Sep 2012

Мырзабаева Н.А., Каирбеков А.К., Калиева М.М., Байханова Б.К.

Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова, г. Алматы

 

В статье приведены данные, свидетельствующие о позитивном влиянии  и клинической эффективности рефлексотерапии  вегетативных дисфункций у больных с функциональными заболеваниями органов пищеварения на фоне избыточной массы тела и ожирения.

Ключевые слова: Вегетативные дисфункции, функциональные заболевания органов пищеварения, избыточная масса тела, ожирение, рефлексотерапия.

 

АСКОРТУ ҚЫЗЫМЕТІНІҢ БҰЗЫЛУЫ АРТЫҚ САЛМАҚТЫЛЫҚ ЖӘНЕ СЕМІЗДІК ВЕГЕТАТИВТІ ДИСФУНКЦИЯЛЫ КЛИНИКАЛЫҚ СИПАТТАМАСЫНЫҢ ЕРЕКШЕЛІКТЕРІ БАР АУРУЛАРДЫҢ ДӘРІЛІК ЕМЕС ТҮЗЕТУ

Н.А.Мырзабаева, А. Қ. Қаирбеков, М.М. Калиева, Б.К. Байханова

Ж.Д. Асфендияров атындағы Қазақ Ұлттық медицина университеті, Алматы қ.

Ас қорту, артық салмақтық және семіздіқ вегетативті дисфункциялы ауруларына рефлексотерапия емінің оң нәтижелелі болуын дәлелдейді.

Түйінді сөздер: вегетативті дисфункциясы, асқорту қызметінің бұзылуы аурулары, артық салмақ, семіздіқ, рефлексотерапия.

 

AUTONOMIC DYSFUNCTION IN PATIENTS WITH FUNCTIONAL DIGESTIVE DISEASES IN A OVERWEIGHT AND OBESITY AND THEIR CORRECTION REFLEXOTHERAPY

N. A. Myrzabayeva, А.К. Каirbekov, M.M. Kaliyeva, A.K. Baihanova

Kazakh National Medical Univercity of name S.D. Asfendiyarov, Almaty

The results of treatment showed positive effects and clinical effective of acupuncture in patients with autonomic dysfunction in patients with functional disorders of the digestive system against overweight and obesity.

Key words: Autonomic dysfunction, functional diseases of the digestive system, overweight, obesity, reflexology.

 

 

Актуальность.

Функциональные заболевания органов пищеварения (ФЗОП) по-прежнему актуальны и привлекают внимание клиницистов уже много лет. Значимость ее определяется широкой распространенностью. ФЗОП сопровождаются нарушением моторной функции пищеварительного тракта, а именно нарушением скорости опорожнения желудка, постпрандиальной релаксацией, повышением висцеральной чувствительности [1,2]. Иногда довольно сложно выявить эти заболевания во время инструментальных методов исследования и назначить адекватную терапию ввиду того, что ФЗОП отличает многообразие клинических проявлений у разных пациентов, особенности течения и различные патологические нарушения, вопреки тому, что у этих пациентов отсутствуют структурные изменения в органах пищеварения.

Дисфункция вегетативного отдела нервной системы рассматривается как важный патогенетический фактор некоторых заболеваний органов пищеварения. Определение вегетативной дисфункции (ВД) предложено «Международной классификацией болезней» X пересмотра и распределено в следующих рубриках: F 453 Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы; G 90 Расстройства вегетативной нервной системы; G 90.9 Расстройства вегетативной нервной системы неуточненные.

Увеличение удельного веса вегетативных дисфункций при ФЗОП, как правило, утяжеляет и удлиняет течение таких расстройств, затрудняет определение нозологической сущности заболевания. Необходимо отметить, что даже при отсутствии очевидных указаний на аффективное состояние пациентов отмечаются, как правило, вегетативные знаки (понижение температуры тела, дистальных отделов конечностей, лабильность артериального давления и пульса, вегетативная неустойчивость, дыхательная аритмия). У пациентов с лабильной нервной регуляцией с нервными постоянными перегрузками обнаруживаются нарушения секреторной и моторно-эвакуаторной функций желудочно-кишечного тракта. Своевременное выявление этих особенностей является немаловажным в отношении назначения дифференцированного лечения.

В последнее время внимание клиницистов привлекает исследование избыточной массы тела (ИМТ) и ожирения, и их роли в возникновении и прогрессировании некоторых функциональных заболеваний органов пищеварения [3,4]. Известно, что пищеварительная система играет значительную роль в регуляции массы тела и энергетического баланса, а ИМТ и ожирение способствуют существенным нарушениям в функционировании пищеварительного тракта. Также установлено, что употребление избыточных калорий приводит к повышению тонуса как парасимпатической, так и симпатической вегетативной нервной системы. Поэтому при ФЗОП на фоне избыточной массы тела и ожирения особое значение имеет своевременная диагностика и лечение вегетативной дисфункции.

Несмотря на то, что имеется такое многообразие  медикаментозных средств и современных методов терапии,  эффективность общепринятых методов лечения на сегодняшний день недостаточна.

Рефлексотерапия наряду со специфическим воздействием на отдельные функции и системы оказывает положительное неспецифическое влияние, мобилизующее компенсаторные возможности организма [5]. Поэтому в настоящем исследовании мы попытались использовать методы рефлексотерапии, действие которых реализуется через вегетативную нервную систему у пациентов с ФЗОП на фоне избыточной массы тела и ожирения.

Материал и методы исследования.

В данном исследовании принимали участие 116 пациентов с ФЗОП на фоне избыточной массы тела и ожирения в возрасте от 16 до 45 лет (лиц мужского пола — 41, женского – 75). Всем пациентам проведен анализ анамнестических, клинических, вегетативных и психоэмоциональных особенностей. Диагноз устанавливали на основании Международного консенсуса по функциональным заболеваниям. Всем пациентам помимо общеклинических и лабораторных исследований были проведены инструментальные методы исследования, включающие эндоскопические, рентгенологические, электрогастрографию, рН-метрию, УЗИ органов брюшной полости, кардиоинтервалографию, а также параметрические исследования и акупунктурную диагностику по электрокожному сопротивлению (ЭКС) (метод Риодораку). Вегетативный статус оценивали в баллах по специальным анкетам, содержащим вопросники для выявления признаков вегетативных нарушений. Также определяли качество жизни  (КЖ) с помощью опросника SF-36 (The MOS-SF36-Item Short Form Health Survey), дополнительно использовали специальный гастроэнтерологический опросник — Gastrointestinal Simptom Rating Scale (GSRS) и визуально-аналоговую шкалу боли (VASP).

Для контроля динамики клинических проявлений заболевания в исследовании были использованы специальные опросники, с помощью которых пациенты оценивали интенсивность каждого симптома до и после лечения. При лечении ВД при ФЗОП на фоне ИМТ и ожирения важно проведение мероприятий, направленных в первую очередь на ликвидацию ведущего синдрома. В своей работе мы использовали как иглорефлексотерапию (ИРТ) стимуляцию средней степени (II вариант тормозной методики) с оставлением игл на 15-20 мин, так и КВЧ-пунктуру (электромагнитное излучение (ЭМИ) миллиметрового диапазона крайне высокой частоты) на точки акупунктуры (ТА) и терапию сканирующим лазерным лучом на рефлексогенные зоны. Количество используемых точек зависело от общего состояния больного, возраста и других факторов, но не более 3-4 ТА  на одну процедуру. Выбор необходимых ТА определялся индивидуально и зависел от ведущего синдрома, а также использовали ТА общеукрепляющего действия, симптоматические ТА в зависимости от преобладания тех или иных жалоб пациента.

При лечении ВД у больных с ФЗОП на фоне ИМТ и ожирения мы учитывали основной синдром. Так, при ВД в случаях с нарушением функции сердца (тахикардия, кардиалгия, лабильность пульса и артериального давления и др.) мы использовали ТА на меридианах сердца и перикарда. Например, применяли ТА: С57  с двух сторон, V15(2) и Т13 ; МС7(2) илиМС6(2) с одновременным включением I14 или  I15 . В рецептуру включали также ТА общего (седативного) действия, например такие как: GI4, GI11, Е36, RP6, RP9, F2, F3, а также ТА шейногрудного отдела и симптоматические ТА. Мы отметили, что повышенное артериальное давление нормализовалось при ИРТ в ТА МС6(2), С7(2) и Р9. При пониженном артериальном давлении было эффективным использование ТА: TR5204, Т26, V22, V23 и др. Дополнительно при нарушениях функции пищеварительного канала в рецептуру включали ТА, расположенные на меридианах желудка, селезенки-поджелудочной железы, толстой кишки, а также ТА переднего срединного меридиана и сочувственные точки. Например, эффективными были такие ТА: GI4(2), GI11(2), Е36(2), Е25(2), GI10(2), I12, Е45(2), RP4(2). Количество одновременно используемых ТА подбирали индивидуально.  При нарушении терморегуляции применяли такие ТА: Т204,  VB20,VB21, TR20, TR5, TR4, GI4,  GI10, GI11, IG3, E25, E36, E44, MC5, MC6, MC7, RP9, C5, RP6, RP9, RP10, R3, R6, R7, F2, F3, I14, I15 и др. На один сеанс использовали 3-4 ТА. При чувстве страха использовали ТА: VB20(2) , RP6(2), E36(2), Т13, V15(2),C5(2). При нарушениях сна — MC6, RP6, E36, R6, Т14, Т20, F2, F3 и др. При снижении работоспособности — E36, GI10, GI11, Т14, Т4 и др. При головокружении — VB20, GI4, GI11, TR5, Р7 и др. При головной боли подбирали ТА, соответствующие локализации головной боли, и отдельные ТА: боли, преимущественно в лобной области — E36, GI14, Т23; боли, преимущественно в теменной области — Т20, F2, V7; боли, преимущественно в затылочной области — IG3, V60, Т14; боли, преимущественно в височной области — TR5, VB11, Е8. При подавленном настроении, тревоге, раздражительности — С39, С7,GI11, E36, MC6, Т20 и др. При проведении первого курса РТ использовали в основном ТА общего действия, такие как: E36, MC6, Т20, GI4, VB34, TR5, RP6.

И дополнительно осуществляли терапию сканирующим лазерным лучом при каждом функциональном заболевании индивидуальные: При ГЭРБ: на проекцию солнечного сплетения воздействовали сканирующим лазерным лучом — 4 мин, ширина сканирования 4´4 см, на паравертебральную зону Th5-Th8, ширина сканирования 6 см, на болевую точку пятном 1´1см — 2 мин. При функциональной диспепсии: на проекцию солнечного сплетения воздействовали сканирующим лазерным лучом — 4 мин, ширина сканирования 4´4 см, на паравертебральную зону Th5-Th8 — 7 мин, ширина сканирования 6 см. При дисфункции желчного пузыря: на проекцию желчного пузыря воздействовали сканирующим лазерным лучом — 4 мин, ширина сканирования 4´4 см, на паравертебральную зону Th10-Th12 — 7 мин, ширина сканирования 6 см, на болевую точку пятном 1´1см – 4 мин. При синдроме раздраженного кишечника: на проекцию толстой кишки воздействовали сканирующим лазерным лучом — 4 мин, ширина сканирования 3´8 см, на паравертебральную зону L1-L3, ширина сканирования 8 см, продолжительностью 7 мин, на область 1/3 от пупка до мечевидного отростка пятном 1´1см – 4 мин. Положение сканера – 50-80 см над областью воздействия. Доза облучения за одну процедуру  составляла не более 1,4 — 3,0 Дж. при мощности оптического потока 15 мВт, частота лазерного потока 1-10 Гц. Курс лечения обычно включал 10-12 процедур. Использовалась лазерная сканирующая физиотерапевтическая установка «АФДЛ-1» на основе лазерного потока красного диапазона. Длина волны облучения 0,63 мкм. Мощность излучения на выходе манипулятора — не менее 20 мВт; на выходе сканера — не менее 15 мВт. Технические возможности этого лазера позволяют осуществлять облучение на теле пациента. Излучение от лазера к объекту подводилось с помощью сканера. Фигуры при сканировании – динамические. Заданную экспозицию облучения обеспечивало реле времени. Для наведения на объект  предусмотрено дискретное ослабление выходной мощности лазерного луча. Мощность излучения контролировалась при помощи измерителя ИМ — 2. Во время процедуры, проводимой ежедневно, больной находился в удобном для него положении.

Результаты и их обсуждение.

В наших исследованиях вместе со свойственной симптоматикой функциональных расстройств имели место признаки эмоционального напряжения: преневротические (52,6%) — эмоциональная лабильность, нарушения сна, раздражительность, беспокойство, чувство страха, навязчивости, нетерпеливость, нарушение когнитивных функций, вегетодистонические (27,6%) — учащенное серд­цебиение, головокружение несистемного характера, тремор, повышенная потливость, немотивированная слабость, ощущение скованности и напряженности, неустойчивость пульса и артериального давления, алгические ощущения, эпизодический кожный зуд и др. У некоторых пациентов (19,8%) отмечалось чувство тревоги, которое внешне проявлялось в виде чувства нехватки воздуха, потливости, сухости во рту, нарушениями сна, холодных и влажных ладоней, вазомоторных реакций. У некоторых лиц женского пола отмечалось усиление признаков предменструального синдрома (8,6%). У всех пациентов наблюдалась астеническая симптоматика: снижение работоспособности, головные боли, внутреннее напряжение, расстройство сна и выраженные вегетативные нарушения в виде лабильности пульса и артериального давления и др.

Объективно у обследованных пациентов имелись проявления вегетативных нарушений в виде пятнистой гиперемии на лице, шее и груди при внешнем осмотре, красный стойкий (более 10 мин) дермографизм, выраженная влажность ладоней, стоп и подмышечных впадин. Симптом Хвостека, отражающий повышенную нервно-мышечную возбудимость, отмечался у 4,3 % наблюдаемых пациентов. Анализ анкет и тестов, заполненных самими пациентами, показал, что у них имеет место выраженный синдром вегетативной дисфункции, снижение качества ночного сна, лёгкая степень выраженности тревоги и депрессии со снижением физического и психического компонентов качества жизни.

При кардиоинтервалографии было обнаружено превалирование тонуса парасимпатической вегетативной нервной системы в 48,3% наблюдениях, симпатической — в 33,6%, а нормальный гомеостаз отмечен только в 18,1% случаев.

Проведенное наблюдение за пациентами показало, что у всех больных на фоне рефлексотерапии довольно быстро наступала клиническая динамика. Наиболее существенное влияние терапии отмечено на купирование болевого синдрома (у 92,2% пациентов). У 7,8% значительно снижена ее интенсивность. Диспепсические симптомы устранены к концу курса лечения. Также к концу курса РТ все исследуемые пациенты отметили значительное субъективное улучшение общего самочувствия (по VASP до лечения 7,5 балла, после – 4,4 балла), заметное уменьшение степени выраженности нейровегетативных нарушений, наблюдалось исчезновение эмоциональной лабильности, беспокойства, немотивированной тревоги, улучшение настроения, нормализация сна и аппетита (то есть достоверное уменьшение проявлений вегетативной дисфункции), вместе с тем отмечалось еще и снижение массы тела.

Результаты инструментальных исследований также демонстрировали положительные результаты. Данные кардиоинтервалографии убедительно свидетельствовали о нормализации уровня пара — и симпатической активации у данной категории пациентов. При оценке КЖ была заметна определенная тенденция к увеличению показателей КЖ, более всего это касалось таких показателей как ролевое эмоциональное функционирование, социальное функционирование, психическое здоровье. Возросли как физическая, так и психологическая составляющие КЖ. Показатели ЭКС в репрезентативных ТА по 24 каналам практически нормализовались. Все пациенты отметили хорошую переносимость терапии.

Результаты лечения свидетельствуют о позитивном влиянии и клинической эффективности рефлексотерапии вегетативных дисфункций у больных с больных функциональными заболеваниями органов пищеварения на фоне избыточной массы тела и ожирения.

 

 

Литература:

1. Drossman DA. The functional Gastrointestinal Disorders and the Rome III //Process. Gastroenterology 2006. – Vol. 130, N5. – P. 1377–1390.

2. Римські критерії ІІІ. Functional gastroduodenal disorders / J. Tack, N.J. Talley, M. Camilleri, G. Holtmann et al. // Сучасна гастроентерологія. – 2006. – № 6. – С. 73-81.

3. Talley N.J., Camilleri M et al. Functional gastroduodenal disorders. Gastroenterology 2006; 130 (5): 1466–1479.

4. Wu J., Mui L., Cheung C. Obesity is associated with increased transient lower esophageal sphincter relaxation. Gastroenterology, 2007; 132: 883-889.

5. Мачерет Є.Л., Коркушко О.О. Основи традиційної китайської медицини в рефлексотерапії. — К.: ДІЯ, 2005. — 400 с.

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ