МЕТОДЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРИ ЭКСТРАПИРАМИДНОЙ ДИЗАРТРИИ

28 Sep 2012

 

Кудрявцева С.О., Лоскутова О.Г., Усембаева Р.Б.

Республиканская клиническая детская больница «Аксай», г. Алматы

 

В статье отражены особенности нарушения речи и их коррекция у 35 детей с дискинетической формой детского церебрального паралича. Показаны основные задачи и этапы работы логопеда.

Ключевые слова: детский церебральный паралич; нарушение речи.

 

ЭКСТРАПИРАМИДТТІК  ДИЗАРТРИЯНЫҢ  ТҮЗЕТУ ЖҰМЫСЫНЫҢ  ӘДІСТЕМЕЛЕРІ.

Кудрявцева С.О., Лоскутова О.Г., Усембаева Р.Б.

Алматы қаласы, Республикалық балалар клиникалық ауруханасы  «Аксай»Алматы қ.

Мақалада балалардың церебральді салдануының дискинетикалык формасындағы 35 науқастаң сөйлеу қабілетінің бұзылысымен оны тузету ерекшеліктері берілген. Логопедттің негізгі жұмыстары мен кезеңдері берілген.

Түйінді сөздер: балалардың  церебральді салдануының; сөйлеу қабілетінің бұзылылар.

METHODS OF REMEDIAL WORK WITH EXTRAPYRAMIDAL DYSARTHRIA

Kudryavtseva S.O., Loskutova O.G., Usembaeva R.B.

Republican Clinical Children’s Hospital «Aksai», Almaty

The paper describes the features of speech disorders and their correction in 35 children with dyskinetic form of cerebral palsy. The basic tasks and stages of a speech therapist.

Key words: cerebral palsy; speech disorders.

 

 

Дискинетическая форма детского церебрального паралича является трудно курабельной формой, так как обусловлена поражением эктрапирамидной инервации  нервно-мышечной системы, что проявляется  нарушением содружественности и адекватности в  регуляции мышечного тонуса. Речевые нарушения проявляются в виде дисфункции голосового, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Нарушения звукопроизносительной стороны речи при гиперкинетической форме церебрального паралича проявляются в виде экстрапирамидной дизартрии. Особенности звукопроизношения при этой форме дизартрии обусловлены: резким изменением мышечного тонуса по типу ригидности, дистонией или гипотонией; наличием гиперкинезов; нарушением кинестетических ощущений и эмоционально-двигательной иннервации. При обследовании детей выявляется смазанная, невнятная речь с гнусавым оттенком голоса. Резко нарушена просодическая сторона речи, ее интонационно-мелодическая структура. Сильно нарушен и темп речи: монотонная, однообразная, немодулированная. Во время высказывания наблюдается постепенное затухание голоса, переходящее порой в неясное бормотание. Наличие гиперкинезов еще более искажает звукопроизношение и иногда делает его невозможным. Экстрапирамидная дизартрия часто сочетается с нарушениями слуха по типу нейросенсорной тугоухости; при этом, прежде всего страдает слух на высокие тона.

Коррекционная работа строится с учетом степени тяжести речевого нарушения  и уровня поражения речедвигательного аппарата. Особое внимание заслуживает дизрегуляция дыхательного акта во время речи, обусловленная  непроизвольными движениями в речедвигательных мышцах и слабостью мышц грудной клетки.

Цель исследования: Изучение особенностей речевых нарушений при дискинетической форме ДЦП, разработка методов коррекции в логопедической абилитации.

Материал и методы: Исследование проведено в условиях психо-неврологического отделения РДКБ “Аксай”. Обследованы 35 детей с дискинетической формой ДЦП в возрасте от 5 до 15 лет. Основной неврологический диагноз верифицирован неврологами первого отделения клиники. Характеристика группы по степени выраженности гиперкинезов представлена следующим образом: в 9 случаях легкая (25,71%), у 11 детей средняя(31,42%) и тяжелая в 42,85% случаев.

Результаты исследования и обсуждение: Комплексное исследование детей выявило: нарушение речи по типу экстрапирамидной дизартрии (100% случаев), нарушение интеллекта (у 48,57% детей), нарушение слуха (2,86%), а также нарушение учебной деятельности, в частности овладение навыком письма и чтения (65,71%). Клинико-логопедическая характеристика нарушений речи представлена в таблице.

 

 


 

Таблица — Особенности речи детей с дискинетической формой детского церебрального паралича

 

Степень поражения    Симптомы Логопедическая характеристика нарушений
 Легкая Элементы гиперкинезов в мягком небе и в кончике языка; затруднено переключение. Речь внятная, но в речевом потоке даже поставленные звуки смазаны. Отмечается выраженная асинхронность во всех отделах артикуляционного аппарата: поступление дыхательной струи не совпадает: 1 — со смыканием голосовых связок, в результате наблюдаются оглушение, затухание голоса, его прерывистость; 2 — с сокращением мягкого неба, в результате — назализация
Средняя Увеличивается количество гиперкинезов, они распространяются на все отделы артикуляционного аппарата, мимическую мускулатуру. В речевом потоке 1/3 фонем искажается, что затрудняет понимание речи Для звукопроизношения характерно отсутствие стабильности в нарушениях. Речь толчкообразная (нарушена фоноторно-дыхательная мускулатура). Отмечается длительный латентный период между попыткой говорить и произнесением первого звука
Тяжелая степень Интенсивность гиперкинезов резко возрастает. При попытке к речи гиперкинезы возникают не только в речевой, мимической мускулатуре, но также и в мускулатуре конечностей, особенно ярко они проявляются в верхних конечностях Беспорядочные непроизвольные движения в мимической мускулатуре, в органах артикуляции: язык, губы, мягкое небо; реже в конечностях, в основном при тяжелой степени дизартрии. Наряду с гиперкинезами во всех отделах речедвигательного аппарата наблюдаются резкие синкинезии, иррадиирующие возбуждение

 

 

Исследование показывает, что при различной степени  тяжести речевого дефекта одно остается неизменным – это нарушение согласованной работы дыхательного и речедвигательного актов. При выборе методов коррекционной работы особый акцент поставили на обеспечение  релаксации мышц диафрагмы, гортани и артикуляционного аппарата.

Коррекционная работа с детьми начиналась с дыхательных упражнений. Предварительно обучали детей произвольному дыханию в определенном ритме, координации между дыхательными движениями, фонацией и артикуляцией, широко используя для этого логоритмику. Применяли определенную последовательность упражнений по этапам:

Задачей первого этапа явилось улучшение функции внешнего дыхания пациента. В процессе занятия дети получают знания о том, что:

— дышать надо носом;

— нельзя поднимать плечи при вдохе;

— в дыхании должен активно участвовать живот.

Дети приобретают навыки носового дыхания, осваивают первичные приемы дыхательной гимнастики — происходит подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания. Обязательно необходимо контролировать дыхание, выполнение простых упражнений «вдох – носом, выдох – ртом».

На втором  этапе учим на выдохе протяжно произносить гласные фонемы. Необходимо научить ребенка  произносить  каждый звук до тех пор, пока хватает  дыхания. Ребенок производит вдох носом и произносит гласные:   и и и и и и и и;  э э э э э э э э э э э; а а а а а а а а а а; о о о о о о о о о о; у у у у у у у у у у у.

Затем слитно и протяжно произносятся несколько разных гласных звуков на одном выдохе:   а а а   э э э  а а а е е е  а а а и и и а а а  о о о я я я и и и о о о                             и и и э э э а а а а и и э э э э о о о о о о

На третьем этапе мы учим на выдохе произносить слова, словосочетания и, в заключении, простые фразы.

Далее коррекционная работа направлена на развитие всех структурных компонентов речи: лексико-грамматическое, фонетико-фонематическое  развитие, восполнения пробелов в познавательной, в учебной и моторной деятельности.

Выполнение всех этапов коррекционной логопедической работы  в исследуемой группе сложно и в основном, у детей с нарушением интеллектуального развития умеренной степени (14,29%). В результате проведенной коррекции по релаксации мышц речедвигательного аппарата, контроль за дыханием у детей значительно улучшилось звукопроизношение, четкость голоса, модуляция и темп речи. Эффективность комплексного лечения, коррекционных занятий во многом определяется мотивацией ребенка и матери, длительностью работы, поэтому перед выпиской необходимо рекомендовать ежедневные, повторные занятия в амбулаторных условиях.

Данные методы работы доказывают эффективность работы по нормализации темпа речи, по уменьшению гиперкинезов, а также по улучшению слаженной работы дыхательного и артикуляционного аппаратов, что дает возможность ребенку преодолевать проблемы в общении и в обучении.

 

 

Литература:

1.Бадалян Л.О. Детская неврология.- М.: Медицина, 2001 г.

2.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика, 2002 г.

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ