СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ КВАЛИФИЦИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА В КАЗАХСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА

19 Sep 2012

 

  Сарсенбаева С.С., Абирова М.А.,Рамазанова Ш.Х.

Казахский национальный медицинский университет имени С.Д.Асфендиярова, г.Алматы

 

Резюме  Основное направление развития образования в Казахском  национальном  медицинском университете — формирование новой модели специалиста на основе качественно нового системного подхода в обучении.  Первым шагом создания  качественно-нового уровня медицинского образования в КазНМУ  путем реформирования и совершенствования его образовательного процесса на основе компетентностно-ориентированного подхода явилась разработка модели профессиональной компетентности выпускника КазНМУ. В настоящее время разработаны система оценки компетенций  по уровням обучения,  модель  компетенций преподавателя,  осуществляется академическая мобильность обучающихся, вводится дистанционная форма о формирования  компетенции самосовершенствования, вводится система зачётных единиц (кредитов).

 

С.Ж.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІНДЕ БІЛІКТІ МАМАНДЫ ОҚЫТУДАҒЫ ҚАЗІРГІ ЗАМАНҒА САЙ ТӘСІЛДЕР

Сарсенбаева С.С., Абирова М.А.,Рамазанова Ш.Х.

Түйін   Қазақ ұлттық медицина университетінде білім беруді дамытудың негізгі бағыты —  білім алудағы сапалы жаңа жүйенің негізінде маманның жаңа үлгісін қалыптастыру. ҚазҰМУ – дағы медициналық білім берудің сапалы жаңа деңгейін, құзыретті – бағдарланған негізінде, өзгертулер мен жетілдіру жолымен бірінші қадамын  құру ҚазҰМУ бітіруші түлегінің кәсіби құзыреттілік үлгісін өңдеу болып табылды. Қазіргі таңда, білім беру деңгейі бойынша құзыреттерді бағалау жүйесі, оқытушы құзыреттерінің үлгісі өңделіп, білім алушының академиялық ұтқырлығын жүзеге асыру, өзін – өзі жетілдіру құзыреттіліктерін қалыптастыру туралы қашықтық түрі енгізіліп, бірліктерді есепке алу жүйесі жүргізіліп жатыр (кредиттер).

 

Abstrakct    The main direction of development of education in the Kazakh National Medical University — the formation of a new model based on expert system qualitatively new approach to learning. The first step in creating a qualitatively new level of medical education in KazNMU by reforming and improving its educational process on the basis of the competence-oriented approach was to develop a model of professional competence of graduate KazNMU. In the currently developed system for assessing competence levels of training, competency model teacher by the academic mobility of students, introduced remote form on the formation of self-competence, introduces a system of credits (loans).

Цель любого образования — раскрыть творческий потенциал и   возможности самореализации каждой личности на благо всего общества.  Современное медицинское образование должно быть [1]: доступным для всех;  непрерывным; качественным; разносторонним; основанным на современных технологиях; активным (т.е. должен быть сделан акцент на активность, самостоятельность обучающихся, способность адаптироваться к меняющимся условиям); соответствующим нуждам здравоохранения.

Подготовка специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием в Казахстане осуществляется в 6-ти государственных и 2-х частных медицинских вузах.  Казахский национальный медицинский университет (КазНМУ) имени С.Д.Асфендиярова, за период более 80-ти летней истории выпустил из своих стен более  60 000  специалистов медицины и фармации.

В марте 2010 г.  КазНМУ  имени С.Д.Асфендиярова подписал Болонскую декларацию.

Болонский процесс предусматривает решение нескольких основных задач [2]:

  • Формирование системы зачётных единиц (кредитов).
  • Создание единой системы, контролирующей качество образования (международная система аккредитации вузов), образовательных стандартов.
  • Введение единого общеевропейского приложения к диплому.
  • Создание условий для свободного перемещения студентов и специалистов внутри Европы.
  • Возможность перехода на двухступенчатую модель обучения бакалавриат – магистратура (на отдельных факультетах).

Подписав Болонскую декларацию, университет  принял на себя определённые обязательства.  Основное направление развития образования в Казахском  национальном  медицинском университете — формирование новой модели специалиста на основе качественно нового системного подхода в обучении. В течение года коллектив КазНМУ работал над стратегией создания новых подходов к организации учебного процесса, созданию инновационных образовательных программ.  Сохраняя лучшие традиции отечественного образования,  в КазНМУ были предприняты реальные действия по адаптации своей системы подготовки кадров к европейской, т.е. стремление развивать непрерывность образования,  стимулировать интеграцию науки, практики и образования и неустанно повышать его качество [3].

Главной целью КазНМУ – флагмана медицинского образования  независимого Казахстана —    войти в единое европейское образовательное пространство и добиться международного признания образовательных программам  по ведущим специальностям медицины и фармации.

Первым шагом создания  качественно-нового уровня медицинского образования в КазНМУ  путем реформирования и совершенствования его образовательного процесса на основе компетентностно-ориентированного подхода явилась разработка модели профессиональной компетентности выпускника КазНМУ [4,5,6]. Решением ученого совета от 24.11.2009 в КазНМУ принята модель профессиональной компетентности выпускника, включающая следующие  компоненты:

  1. когнитивный компонент (знания), предполагает обладание базовыми и специальными теоретическими знаниями, необходимыми для осуществления эффективной профессиональной деятельности;
  2. операциональный компонент (навыки) – предполагает эффективное использование полученных знаний в будущей профессиональной деятельности или в дальнейшем обучении и определяется набором конкретных практических врачебных умений и навыков: обладание навыками клинического мышления, обладание клиническими практическими навыками для осуществления эффективной лечебной деятельности, умение осуществлять эффективные профилактические мероприятия для предупреждения заболеваний;
  3. аксиологический компонент (коммуникативные навыки) – предполагает умение эффективно сотрудничать с другими людьми: выстраивать эффективные коммуникации, сотрудничать с коллегами и поддерживать благоприятную атмосферу в коллективе для достижения профессиональных задач; устанавливать максимально доверительные отношения с пациентом и его родственниками;
  4. правовой компонент – предусматривает знание нормативно-правовой базы организации и осуществления врачебной деятельности в Республике Казахстан, знание особенностей налогового и административного права в ведущих странах мира и Республике Казахстан в области здравоохранения и фармации;
  5. непрерывное обучение — готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и  конкурентоспособность.

В результате  определения ключевых компетенций для выпускника КазНМУ, назрела необходимость создания оптимизированного и систематизированного компетентностного подхода в обучении  с учетом  специфики получаемой специальности (стоматология, фармация, общая медицина и т.д.). В связи с этим в КазНМУ впервые в высшем медицинском учебном заведении Республики  Казахстан были определены компетенции студентов для отдельных специальностей по уровням обучения.

Ключевые компетенции выпускников различных специальностей конкретизированы по уровням обучения, что предполагает их улучшение и развитие от курса к курсу. Квалификационные требования ГОСО специальностей (что должен знать, уметь выпускник и быть компетентным) были проанализированы и распределены по курсам обучения [7]. Данный подход позволил  проследить этапность формирования профессиональной компетентности и разработать образовательную траекторию различных специальностей путем обоснованного выбора элективных дисциплин, который строится по принципу дополнения компетенций, получение которых в полном объеме не обеспечивают дисциплины обязательного компонента.

В настоящее время КазНМУ имени С.Д.Асфендиярова   провел ряд мероприятий и активных шагов по реализации принципов Болонского процесса:

  • кластерный подход к управлению образовательным процессом. Создание Учебных Департаментов, комитетов по образовательным программам,объединяющих однопрофильные дисциплины.
  • определена последовательность формирования компетенций  выпускника по уровням обучения для каждой специальности, по которым ведется подготовка в КазНМУ. Это позволит сформировать образовательную траекторию специальности, реализация которой отражена в образовательной программе.
  • разработана стратегия формирования правовой компетентности  обучающихся всех категорий (бакалавны, интерны, резиденты, магистры, докторанты);
  • разработаны правила организации самостоятельной работы студентов (СРС). В перспективе планируется выполнение междисциплинарных и межмодульных учебно-образовательных и научных проектов, ведение с 1-го курса портфолио. Одним из перспективных направлений организации этого вида работы является  дистанционная форма.   Обучающиеся  имеют возможность  общаться с преподавателем, сдавать на проверку выполненные СРС в режиме on-line.  Преподаватели могут находиться в любом месте и распространять лекции, которые будут просмотрены в удобное время и дойдут до более широкой аудитории обучающихся.
  • разработаны и адаптированы в рамках действующего ГОСО с ориентацией на получение определенных компетенций на каждом этапе обучения,  образовательные  программы  специальностей.
  • На cегодняшний день составлены образовательные программы и определены компетенции по специальностям, которые наиболее перспективны и востребованы у потребителей образовательных услуг (обучающихся), работодателей. В дальнейшем перечень специальностей, по которым могут быть составлены образовательные программы, возможно, расширится.
  • изменен подход к организации образовательного процесса: от передачи знаний к формированию профессиональных компетенций требует иного подхода к  используемым методам обучения. Обучение  приобретает деятельностный  характер, акцент делается на обучение через практику.
  • внедрение и расширение возможностей применения  мультимедийных и интерактивных средств обучения в дополнение к традиционным формам позволяют повысить качество образования путём использования в образовательном процессе современных компьютерных технологий (обучающие компакт-диски, книги, атласы, презентации, фильмы, тесты и пр.);
  • разработана система оценки профессиональной компетентности обучающихся, формы и методы которой зависят от уровня обучения и оцениваемого компонента компетентности. Оцениваются не только знания, но и уровень сформированности профессиональной компетентности.
  • разработана стратегия формирования и оценки компетентности преподавателей КазНМУ.  Целью  данной стратегии являлась необходимость  дальнейшей и успешной реализации  модели медицинского образования, повышение требований к педагогу по уровню профессионального мастерства. Компетенции преподавателя медицинского Вуза включают:  профессиональные знания и навыки; научно-исследовательскую и информационную компетенции; педагогическую; коммуникативную; управленческую и профессионально-педагогическое самосовершенствование.
  • Одной из важнейших задач на этом пути  вхождения в международное   образовательное пространство является введение системы зачётных единиц (кредитов). Кредиты можно считать своеобразным международным эквивалентом оценки образования.  Зачёт кредитов позволяет обучающемуся в любой момент продолжить получение образования в другой стране — участнице Болонского процесса.  Введение системы зачётных единиц позволит студентам-медикам накапливать кредиты не только в вузах, но и в системе последипломного образования с последующим их зачётом (например, при повторной сертификации).
  • внедряются принципы  академической  мобильности студентов.
  • активна реализуется программа   визининг-профессоров.

Таким образом, сегодня в Казахстане в области образования сформулирована серьезная задача – достижение качества подготовки специалиста [8]. В КазНМУ впервые среди медицинских вузов РК была сформирована модель выпускника, которая предусматривает формирование ключевых компетенций,   позволяющих  выпускнику КазНМУ стать конкурентноспособным   и востребованным на современном рынке труда.

 

Литература

  1. Садовничий В.А. Высшее образование в России. Доступность. Качество. Конкурентоспособность. // Высшее образование сегодня. — № 6, 2006. – С.5-9.
  2. Аканов А.А.,Мирзабеков О.М., Ахметов В.И. с соав. Болонский процесс – путь КазНМУ в общеевропейское образовательное пространство. – Алматы, 2010.
  3. Аканов А.А., Хамзина Н.К., Ахметов В.И. с соав. Казахский национальный медицинский университет имени С.Д.Асфендиярова: на пути инновационных преобразований. – Алматы, 2010. – 181 с.
  4. Аканов А.А., Хамзина Н.К., Ахметов В.И. с соав. Медицинское образование, основанное на компетенциях: проблемы и перспективы. — Алматы, 2010.
  5. Ключевые компетенции 2000 (программа) // Oxford Cambridge and RSA Examinations./ Key Skills, 2000,- С.79-94
  6. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. – 2004, № 3.
  7. Государственный общеобязательный стандарт медицинского образования. – Алматы,  2006.
  8.  Хамзина Н.К. Совершенствование медицинского образования. – Алматы, 2008.

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ