РЕАЛИЗАЦИЯ ПЯТИ КОМПЕТЕНЦИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

19 Sep 2012

 

Кокенова  З.К.

Казахский национальный медицинский университет им.С.Д.Асфендиярова

 

Резюме   В статье  рассматривается  вопрос  о  внедрении  пяти  компетенций  в учебный процесс  по  русскому  языку.

Реализация  данных  компетенций  будет  способствовать  совершенствованию  языковых возможностей не  только  в профессиональной  и общественной  деятельности, но и позволяет быть  успешным  в личной жизни.

 

 

ДӘРІГЕР-СТУДЕНТТЕРГЕ ОҚУ ҮДЕРІСІНДЕ ОРЫС ТІЛІ БОЙЫНША БЕС ҚҰЗЫРЕТТІЛІКТІ ЖҮЗЕГЕ АСЫРУ

Кокенова  З.К.

Түйін    Мақалада  орыс  тілі  пәні  бойынша  медик-студенттері  үшін  оқу  үрдісіне  бес  құзыретті   енгізу  мәселесі  баяндалады.

Сондықтан  негізгі  құзыреттерді  жүзеге асыру   барысында болашақ  дәрігерлердің  тілін  жетілдіруде  кәсіби  және  қоғамдық  қызметтерінде, сондай-ақ   өз  өмірінде де  табысты  бола алады.

Abstrakct   This article deals,with the question about five compentences inculcation in Russian languag studying progress.

Realization of these competences will help to language possibilities improvement not only in professional and social activity,but also allous to get success in personal activity.

 

Интеграция  Казахстана  в мировое  образовательное пространство, смена парадигмы  образования и формирование  его новой  национальной модели ставят задачу воспитания специалистов с инновационным  типом  мышления, развитой  мировоззренческой  культурой и поликультурным  сознанием, с творческим стилем  мышления  и  деятельности, способных  осуществлять  инновационные  процессы.

Эти и другие  существенные  изменения  характера  образования  ( его  направленности, целей, содержания )  ориентируют  его результат  на  «свободное  развитие  человека», на творческую  инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущего специалиста.

Профессиональная  подготовка  будущего  специалиста  должна  быть  ориентирована  на формирование основных  компонентов  компетентности:  когнитивный компонент (знания), операциональный компонент (навыки), аксилогический  компонент (коммуникативные  навыки), правовой  компонент, непрерывное  обучение.

Понятие «компетенция/ компетентность»  выступает  в качестве общего определения  интегрального  социально-личностно-поведенческого  феномена как результата  образования. Под компетенцией понимается нормативное  требование к подготовке студента, оговоренное  в  ГОСО, а под компетентностью  —  уже   состоявшееся  его личностно-профессиональное  качество ( совокупность  качеств) и минимальный опыт по отношению  к деятельности в  заданной  сфере. Таким образом, компетентность  выступает  личностной характеристикой  человека, отражающей  уровень  профессионализма,  а компетенция  — совокупностью  требований  к человеку со стороны  профессии, очерченной  кругом полномочий.

Компетентностный  подход  означает  постепенную  реализацию  основных  компетенций, преориентацию  доминирующей  образовательной  парадигмы  с  преимущественной  трансляцией  знаний,  формированием  навыков  на создание условий  для овладения  комплексом  компетентностей, означающих  потенциал, способности  выпускника  к выживанию  и  устойчивой  жизнедеятельности  в условиях  современного  многофакторного  социально-насыщенного  пространства.

Таким  образом, при  обучении  русскому  языку  студентов  1  курса  в  медицинском  вузе  на  компетентностной  основе  приоритетной  становится  ориентация  на такие векторы  образования, как  обучаемость,  самоопределение, самоактуализация, социализация  и  развитие  индивидуальности, при этом  в качестве инструментальных  средств  достижения  этих  целей  выступают  компетенции и  компетентности  как  принципиально  новые  образовательные  конструкты.

В  соответствии  с  утвержденными  рабочей  программой  и  календарно-тематическими  планами  на  кафедре  русского  языка   КазНМУ  им. С.Д.Асфендиярова  30  лексико-грамматических  тем  разбиты  по  четырем  модулям:  I  модуль  представляет  вводный курс,  где  лекико-грамматические  темы    освещают  вопросы  о  языке,  Республике  Казахстан,  по родному  краю, здоровом  образе  жизни,  профессии врача,  ученых-медиках, экологии  и здоровье  человека. Во   II,   III  и   IV  модулях  как  грамматические  темы даны  понятия  о  стилях  и  подстилях  научного  стиля  речи,  а  в виде  лексических   тем  вводятся  научные  тексты  по  дисциплинам «История Казахстана», «Коммунальной гигиены»,. «Общественного  здравоохранения», «Истории  медицины»» «Валеологии», «Физиология», «Введение  в клинику», «Сестринское дело», «Коммуникативные  навыки», «Нормальная  анатомия», «Патологическая  анатомия», «Фармакология» «Пропедевтика  внутренних  болезней»  и  др.

Известно, что методика  преподавания  русского  языка  взаимодействует  с философией, психологией, педагогикой, лингвистикой  и  т.д..

Связь  методики с философией состоит  в том, что методика  опирается  на выводы  философии  об  отношениях  языка  и мышления,  взаимосвязи  общества  и отдельного человека, сущности  человеческой  деятельности. Эти положения  лежат в основе разработки  таких  методических  выводов,  как целесообразность коллективных форм обучения, обучение речи как деятельности.

Связь методики  с психологией  состоит  в использовании  методикой  выводов, касающихся  психологии  восприятия:  анализ  и синтез, абстрагирование и конкретизация  и др. Методика  учитывает выводы  социальной  психологии  о целях  обучения, формах работы, дифференцированном подходе  к обучающимся. использует психологические  исследования  об  этапах  учебных действий, индивидуальных  особенностей  усвоения знаний  обучающимися, пиках и спадах  конкретизации  внимания.

Связь  методики  с лигнвистикой  заключается  в  определении  частно-дидактических принципов обучения и содержания  обучения  русскому  языку как  учебному предмету.

Согласно  приниципам  компетентностного  подхода  соблюдается  комплексность, междисциплинарность, т.е. учет  как  образовательных, так и внешних, средовых факторов и влияний.

Компетентностное  обучение  русскому  языку  и  его  компоненты:

  1. Когнитивный  компонент  —  языковая  компетенция :  предполагает  владение  базовыми  теоретическими  знаниями; иметь представление  об  изучаемой  языковой  единице. Использование  профессиональных   медицинских  терминов.
  2. Операциональный  компонент – речевая компетенция: обладание  способностью  определять, различать, классифицировать  изучаемую  языковую  единицу. Овладение  письменной  и устной  коммуникацией  на медицинские темы  (  не  менее 2000  слов ).
  3. Аксиологический  компонент —  коммуникативная  компетенция:  владение  практическими  навыками  составления  связного  монологического  высказывания, участия  в  диалоге  и  полилоге  с целью  решения  коммуникативной  задачи  и общения  в учебно-профессиональной  сфере.  Развитие  коммуникативной  компетенции  для  эффективного  и бесконфликтного  взаимодействия  в  коллективе. Отстаивание  точки зрения  в ходе  проводимых  дискуссий;  управление  конфликтами  и  др.  Развитие  профессиональных, интеллектуальных,  поведенческих  умений. Освоение  основных  моделей  взаимоотношений  с преподавателями, сокурсниками.  Анализ, логическое  мышление, свободное  дискутирование, отстаивание  собственных  мировоззренческих  позиций;  свободная  речь  на  русском языке,  работа  с документацией  и  со стандартами.
  4. Правовой  компонент —  социокультурная компетенция:  осведомленность  в вопросах  речевого, делового этикета  в профессиональной   деятельности; использование форм  речевого  этикета  в  общении, в профессиональной  сфере и  языковых  средств  при  составлении  деловой  документации. Принципы  государственной  политики  в  области  здравоохранения. Знание  этических  и правовых норм, регулирующих  отношение  человека к человеку, обществу, окружающей среде.  Знание  Конституции  РК,  Закона  РК  « О языках  в  РК», «Кодекса  о  здоровье  народа  и  системе  здравоохранения  Казахстана»  и  др.
  5. Непрерывное  обучение —   самообразование,  то есть самостоятельная  работа  студентов: самостоятельное  непрерывное  совершенствование  коммуникативных  навыков, обогащение  словарного  и  терминологического  словаря   посредством  Интернет-ресурсов, чтения  текстов  по специальности.  Самостоятельная  работа  с  рекомендуемыми  источниками  информации; выполнение  простых  форм  СРС.  Написание  рефератов  с    использованием  дополнительных  источников  информации. Проведение  самостоятельного  поиска  и использование  интернет-источников по изучаемым дисциплинам. Работа  с учебной и дополнительной  литературой, в том числе  с электронными носителями информации. Самостоятельная  работа  над учебным материалом в условиях библиотеки, компьютерного  класса, лингафонного кабинета, мультимедийного класса. Решение  тестовых  и  тренинговых  заданий; подготовка  докладов, эссе,  презентаций, выступлений  с  кратким  сообщением.

Первым  шагом  создания  качественно-нового уровня обучения  русскому  языку   студентов  1 курса  медицинского  вуза  на  основе  компетентностно-ориентированного  обучения  для  каждого  факультета  и  специальности  определены  цели  и задачи  обучения.  Как  известно, цели обучения – это  определение  воспитательной, познавательной  и практической  цели  учебного предмета, то есть его места  в системе медицинского   образования .

На  примере   предлагаемых  занятий  по  русскому  языку  основной  целью  занятий  планировалось  сформировать  и развить  умения  и навыки:

—                     определения  темы  и микротем  текста;

—                     определения  коммуникативной задачи текста;

—                     определения  данной и новой  информации  как элементов  развития  и связности  текста;

—                     развития мысли от известной, данной  информации  к неизвестной, новой;

—                     определения роли предложений в тексте и их текстообразующих функций: прогрессии, связности и обобщения текста;

—                     композиционного и смыслового  членения  научного  текста  и   т.д. .

Задачами  по формированию  языковой  компетенции  предусмотрено  сформировать  понятия и представления  о:

—                     теме и микротеме  текста;

—                     коммуникативной  задаче научного текста;

—                     данной  и новой  информации  как элементов развития и связности текста;

—                     роли предложений в тексте и их текстообразующих функциях;

—                     структурном ( композиционном) и смысловом делении научного текста.

Задачами  по формированию  речевой компетенции  —  сформировать и развить  умения:

—                     раскрывать тему текста;

—                     использовать микротемы как часть общей темы с целью раскрытия с разных сторон коммуникативной задачи текста;

—                     использовать предложения в качестве элементов, образующих текст в соответствии с их функциями;

—                     производить структурное  и  смысловое  деление  научного текста.

Задачи  по формированию  коммуникативной  компетенции  —  развить и усовершенствовать навыки составления связного высказывания  с целью:

—                     раскрытия темы и коммуникативной  задачи текста;

—                     использования предложений в качестве элементов развития мысли, обеспечения связности  и  обобщения;

—                     развития  мысли  от известной, данной  информации  к неизвестной, новой;

—                     обеспечения  композиционного  и  смыслового  единства  текста.

Задачами  по  формированию  правовой  компетенции  —  сформировать  знания  этических  и правовых  норм, регулирующих  отношение  человека к человеку, обществу, окружающей среде, в том числе и  знание  Конституции  РК, Закона  РК «О  языках  в  РК», Кодекса о  здоровье  народа  и системе  здравоохранения  Казахстана»  и т.д.; принципов  государственной  политики  в области  здравоохранения.

Задачами  по формированию  компетенции  непрерывного  обучения  и  самообразования  являются:  самостоятельная  работа над учебным  материалом в условиях библиотеки, самостоятельного поиска и использование интернет источников  по  изучаемым  лексико-грамматическим темам;  написание  эссе  на темы «Роль языка в жизни общества», «Здравницы Казахстана»,

«Моя  будущая специальность», «Человек  в белом  халате.  Каков  он ?» и т.п.;  рефератов  и докладов    по темам  « Республика Казахстан»,  «Здоровый образ жизни», « Экология и здоровье  человека», «Деонтология и врачебная этика»; подготовка  презентаций  на  темы «Открытие  ученого-медика», «Символы  и  эмблемы  медицины», «Закон  и право в медицине»;  составление  автобиографии,  заявления, расписки, доверенности, протокола, справки,  докладной  записки  ;  анализ  научных  текстов по специальности  с указанием  и  определением  языковых  особенностей  стилей  речи  и подстилей  научного стиля:   лексико-фразеологических сочетаний,  морфологических  и  синтаксических  особенностей   и  т.д.;  аннотирование, реферирование,  рецензирование  и резюмирование  научных  текстов;  определение  лингвостилистических  особенностей    научных  текстов.

С  целью  реализации  вышеназванных  компетенций  преподаватели  кафедры  русского языка  используют  на  занятиях  разлчные  методы  обучения:  традиционные  (объяснительно-иллюстративный),  наглядные  ( применение  опорных  схем  и таблиц), интерактивные  (частично-поисковый),  инновационные ( ривин-метод, ассоциативный, кластерный,  деловые  игры, тренинги).

Для  достижения  цели  за  занятиях  активно  используются  различные  приемы, формы  работы  и задания:  подбор  синонимического  ряда;  объяснение  с  опорой  на схему, ключевое  слово, ассоциацию;  определение  и  пояснение  терминов; анализ  прочитанного  материала;  поабзацное  чтение;  обсуждение проблемного вопроса; обоснование  ответа; вопросно-ответная  форма беседы;  ролевые  игры (деловые игры); построение  развернутого  монологического  высказывания; сообщение, выступление  перед группой, аргументация  точки  зрения, дискуссионная беседа; проведение дебатов, тренингов;  подбор  ассоциативного  ряда,  то есть   чередование  пассивных, активных  и интерактивных  методов.

Таким  образом,  личностно-ориентированное  обучение  русскому  языку  на  основе  пяти компетенций  предоставляет  каждому  обучающемуся  возможность  изучить  учебный  лексико-грамматический  материал  на различных  уровнях  в зависимости  от  интеллектуальных   и индивидуальных способностей  студента.  Средствами  развития  интеллектуальных  способностей  студента   при  личностно-ориентированном  обучении  являются  стремление  к развитию личности, предоставление возможности  активной  познавательной  деятельности  через  посильную  самостоятельную  работу  и предоставление  творческой  свободы.

Под  компетентностном  подходом  к профессиональному  образованию  понимается  единая система  определения целей, отбора  содержания, организационного и технологического  обеспечения процесса  подготовки будущего  специалиста-медика  на основе выделения  специальных, общих  и ключевых компетенций, гарантирующих высокий уровень и результативность  профессиональной  подготовки  будущего  специалиста. При этом  ключевые  компетенции  являются  основанием  для  других, более  конкретных и предметно-ориентированных  компетенций.  Владение  ими  позволяет  человеку  быть  успешным  в любой  сфере  профессиональной  и общественной  деятельности,  в том числе  и в личной  жизни.

 

Литература

  1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию  ГОС  ВПО (метологические и методические вопросы). – М., 2005.- 114 с.
  2. Аканов А.А.,Хамзина Н.К., Ахметов В.И. с соав. Казахский национальный медицинский  университет имени С.Д.асфендиярова: на пути инновационных  преобразований.-Алматы,2010.- 181 с.
  3. Маруев С.А. Компетенции специалиста:  модели  и методы  исследования:  проблемная лекция /Рос.Гос.Аграр.заоч. ун-т.-М.,2005.-32 с.
  4. Хамзина Н.К. Совершенствоание  медицинского образования.-Алматы,2008. 86 с.
  5. Литневская Е.И.,Багрянцева В.А. Методика преподавания  русского  языка  в  СШ.  Учебное пособие.-М. Академический  проспект., 2006. 524-525.

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ