РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТЕНТА НА КАФЕДРЕ БИОХИМИИ

19 Sep 2012

Плешкова С.М., Шарипов К.О., Жакыпбекова С.С., Булыгин К.А., Колесникова Л.Г., Петрова Г.И., Ерджанова С.С., Берганаева Г.Е., Жетписбай Г.Е., Киргизбаева А.А., Мухамадиева Е.О., Лебекова Ж.Т.

Казахский Национальный Медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова.  Кафедра биохимии

 

Резюме   Цель исследования – анализ педагогического контента кафедры биохимии КазНМУ. Методы исследования – анализ информации по теме педагогического контента на химических кафедрах медицинских ВУЗов. Выводы: 1) разрабатывается концепция внедрения методики квантования текстов и создания заданий в тестовой форме различных видов в условиях перехода на кредитную систему обучения; 2) планируется внедрение новых форм СРС и СРСП

Ключевые слова   педагогический контент, самостоятельная работа студентов, самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя, квантование текстов, задания в тестовой форме различных видов

 

БИОХИМИЯ КАФЕДРАСЫНДА ПЕДАГОГИКАЛЫҚ КОНТЕНТТІ ДАЙЫНДАУ

Плешкова С.М., Шарипов К.О., Жакыпбекова С.С., Булыгин К.А., Колесникова Л.Г., Петрова Г.И., Ерджанова С.С., Берганаева Г.Е., Жетписбай Г.Е., Киргизбаева А.А., Мухамадиева Е.О., Лебекова Ж.Т.

Түйін Зерттеу мақсаты – ҚазҰМУ-дың биохимия кафедрасының педагогикалық контентіне талдама. Зерттеу әдістері – медициналық ЖОО-ның химия кафедраларында педагогикалық контент тақырыбы бойынша ақпаратты талдау. Қорытынды: 1)тексті кванттау әдістемесін енгізу және оқытудың кредиттік жүйесіне өту жағдайында тестік формадағы әр түрлі тапсырмаларды жасау концепциясы дайындалуда; 2) СӨЖ және ОБСӨЖ-дің  жаңа формаларын енгізу жоспарлануда.

Түйінді сөздер   педагогикалық контент, студенттердің өзіндік жұмысы, оқытушының бақылауымен студенттің өзіндік жұмысы, тексті кванттау, тестік формадағы әр түрлі тапсырмалар.

 THE WORKING OUT OF PEDAGOGICAL CONTENT ON THE BIOCHEMISTRY DEPARTMENT

Svetlana M. Pleshkova, Kamallidin O. Sharipov, Saltanat Z. Zhakypbekova, Konstantin A. Bulygin, Lyubov G. Kolesnikova, Galina I. Petrova, Sahra S. Erdzhanova, Gulzat E. Berganaeva, Dinara S. Zhetpisbai, Arai A. Kirgizbaeva, Elizabeth O. Muhamadieva, Zhana T. Lebekova

Abstrakct The aim of investigation is the analysis of pedagogical content of Biochemistry department of KazNMU. The method is an analysis of information on the theme of pedagogical content in departments of chemistry of medical institutions. The conclusions: 1) the conception of the usage of methods of quant of texts and creation of the tasks in test form of various kinds is worked out (planned); 2) the usage of a new forms of self student study and self student study under influence of the teacher is planned

Keywords  pedagogical content, self student study, self student study under influence of teacher, quant of texts, tasks in test form of various kinds

Важной методологической закономерностью современной педагогической, в том числе, методической науки является усложняющийся синтез научных знаний и многоуровневый подход к использованию методологии к разработке новых систем образования и условий их реализации, поскольку система образования, в том числе медицинского, является категорией социального, философско-методологического и педагогического характера, а его предметная система носит теоретико-методический характер. Все это говорит о применении не только многоуровневой методологии, но и важности интегративно-комплексного рассмотрения принципиально важных проблем общехимической подготовки студентов в рамках медицинского образования, как сложной дидактико — методической системы.

Актуальность методологического аспекта исследований в области методики обучения обусловлена значительным повышением преобразующей роли науки в современном обществе, интенсивным процессом ее развития, стимулируемым научной методологией познания. Предметом научных разработок становятся как более скрытые, глубинные процессы, так и их важные комплексы, среди которых наибольшее внимание привлекает сам человек, процессы формирования его личности и профессионализма.

Главной задачей нашей работы является выделение наиболее общих методологических позиций, определяющих парадигмальную направленность современного образования, в том числе, биохимического в структуре медицинского образования и разработка педагогического контента.

Педагогический контент  – это мост между исследованием методик преподавания (теоретической педагогики) и практикой преподавания конкретной дисциплины. Это совокупность знаний, возникающих в ходе взаимодействия между педагогическими мнениями и особенностями содержания для решения вопроса как конкретнная тема занятия может быть представлена для оптимальной «изучаемости». Другими словами педагогический контент – это совокупность знаний о преподавании и изучении определенной области науки. Возможно педагогический контент будет следующим большим шагом в эволюции образования, в том числе химического.

В процессе эволюции химического образования можно выделить 2 стадии:

На 1 стадии главным вопросом был: «Что преподавать?». До 1975 года в мировом образовательном пространстве было мало экспериментальных исследований, относящихся к рабочим программам по биохимии в медицинских ВУЗах. В этот период в основном стоял вопрос «Что следует включать в программу по биохимии в медицинском ВУЗе».

На 2 стадии главным вопросом стал «Что изучается?». С 1975 года началось изменение в характере науки об образовании. Хотя еще стоит вопрос «Что следует преподавать?», но основные силы в образовательной науке сейчас направлены на вопрос «Что изучается?», то есть акцент сместился от рабочих программ к студенту, формированию индивидуальной парадигмы образования, в зависимости от запроса студента. В настоящее время в преподавании произошел поворот к развитию у обучаемых практической компентенции и умению студентов использовать теоретические знания для решения клинико-теоретических ситуаций и внедрения интерактивных методов преподавания. Таким образом, мнение что педагог должен только передавать свои знания студентам мертво и погребено. Сейчас педагог должен узнавать, что студент знает вначале занятия и использовать это как основу для преподавания.

Будущее химического образования нам видится в форме развитого педагогического контента. Он складывается не только из суммы знаний по биохимии, но знаний методики преподавания биохимии. Взаимодействие между этими двумя составляющими очевидно, но очень часто игнорируется. Чтобы избежать этого вводится концепция педагогического контента, которая предусматривает использование педагогических методов и приемов в преподавание. Таким образом, ставится задача чтобы преподаватель был непросто «преподаватель», а «преподаватель биохимии», «преподаватель биологии» и т.д. , то есть многие умения и навыки педагога являются контентно-специфическими , другими словами преподавателю надо знать не просто «как учить», а «как преподавать биохимию».

Таким образом требования к преподаванию отдельных дисциплин и тем внутри дисциплины являются отличными друг от друга. Хороший педагог анализирует различные виды контентно-специфических требований. Каждый преподаватель нашей кафедры уникален как специалист и мы не можем надеяться на передачу всех его знаний студенту, тем более в одной группе как правило преподает 1-2 преподавателя. В этой связи преподавателю надо знать множество частных вещей о контенте, которые относятся к методике преподавания, то есть формировать педагогические контентные знания. Это позволит педагогу максимизировать обогащение преподавания, то есть быстро ориентироваться в образовательной среде и, в частности, на конкретном занятии. Это предполагает в зависимости от уровня исходных знаний студентов и их пожеланий применть те или иные методы и формы преподавания, наиболее значимые для практики.

В рамках разработки педагогического контента на нашей кафедре:

  1. разрабатываются методические пособия к занятию малыми группами преподавателей
  2. планируется создавать кнвантованные учебные тексты и задания в тестовой форме к ним, в том числе обучить студентов этой методике с целью получать данный продукт от студентов в рамках СРС
  3. совершенствуется система оценки компетенций
  4. совершенствуется форма приема практических навыков (в форме клинико-теоретических ситуаций, решения кроссвордов, выполнения лабораторных работ)
  5. совершенствуется формы и методы СРС и СРСП

 

Литература

  1. Витол Э. «Концепции современного естествознания» в вузе //Высшее образование в России. — 1999. — № 4. — С. 30-32.
  2. Идеи Н.Д. Кондратьева и динамика общества на рубеже третьего тысячелетия /Под ред. акад. АЕН Ю.П. Яковец. — М., 1995. — С. 392-393.
  3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М.:ИНТОР, 1996.-544 с.
  4. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.- М.: Педагогика, 1988.-208 с.

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ