19 Sep 2012
Юсупова И.В.
Казахский медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова
Түйін Бұл мақалада тілдік емес жоғары оқу орындары студенттерінде коммуникативтік құзыретті қалыптастыру үрдісінде кәсіби бағдарлы тілге оқыту мәселесі қарастырылады.
Резюме В статье рассматривается вопрос профессионально-ориентированного обучения языку специальности в формировании коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов
Abstrakct This article is dedicated to the matter of professional-oriented language education in forming communicative skills of students in non-language institution.
Современные условия непрерывного развития медицинской науки и расширения информационного пространства ставят перед высшим образованием новые цели по подготовке специалистов, соответствующих стандартам высшего профессионального образования. Совершенствование учебного процесса в медицинском образовании диктует необходимость перехода от информационно-сообщающих методов и форм обучения к активным и интерактивным. Приобретение будущими медиками коммуникативной компетенции в учебно-профессиональной сфере общения способствует интенсификации учебного процесса, повышает качество подготовки врача.
Концептуально новые подходы к обучению языку в неязыковом вузе представлены следующими положениями: профессионально-ориентированная направленность всего процесса обучения; коммуникативная, мотивированная активность студента; учет реальных коммуникативных потребностей будущего медика в общении с пациентами и коллегами в условиях полиязычного пространства; учет специфики профессионального общения как в сфере письменного, так и в сфере устного общения; опора на имеющиеся у студентов языковые, речевые и коммуникативные умения и навыки.
Целью профессионально-ориентированного обучения русскому языку в медицинском вузе является приобретение будущими медиками основ коммуникативной компетенции, необходимой для профессионального общения, овладение устными и письменными формами общения на языке специальности как средством информационной деятельности и дальнейшего саморазвития. Когнитивно-языковая и операционально-речевая компетенции позволяют студентам использовать язык как средство получения профессионально значимой информации, используя разные виды чтения; коммуникативная же компетенция позволяет участвовать в устном и письменном профессиональном общении. Приобретение будущими медиками основ коммуникативной компетенции в сфере профессионального общения осуществляется в процессе реализации конечных целей изучения дисциплины.
Цель когнитивно-языковой компетенции: знать характерные особенности научного стиля медицинской литературы; основы техники чтения текста по специальности; основы аннотирования и реферирования специального (медицинского) текста; основные принципы самостоятельной работы со специальной литературой; основные виды словарно-справочной литературы и правила работы с ними; наиболее распространенные речевые формулы, необходимые для участия в профессиональном общении. Функция операционально-речевой компетенции реализуется в умении читать специальные тексты различной сложности на основе владения активным и пассивным лексическим запасом; фиксировать полученную из медицинского текста информацию в форме конспекта, аннотации, реферата; различать изучаемые языковые средства и их функции в научном тексте. Цель коммуникативной компетенции: уметь составлять монологическое высказывание на медицинскую тему; составлять речевой фон на заданную тему; профессионально общаться с коллегами и пациентами с соблюдением норм речевого этикета; участвовать в беседе; аргументировано выражать собственную позицию и адекватно воспринимать речь собеседника; формулировать вопросы и обоснованно отвечать на них; владеть речевой ситуацией в профессиональной сфере общения.
Применение новых педагогических технологий в обучении языку специальности способствует достижению эффективной коммуникации между студентами в учебно-профессиональной сфере общения. Высшее профессиональное образование нацелено на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональной мобильности в условиях информатизации общества. Интеграция казахстанского образования в мировое образовательное пространство определила на сегодняшний день новые ориентиры для подготовки медиков: повышение конкурентоспособности современного специалиста на рынке труда и свободное владение своей профессией на уровне международных стандартов.
В свете этих изменений становится важным как приобретение специальных знаний, так и успешное овладение языком специальности, при этом цели и содержание обучения общению ориентированы на профиль специальности. Вопросы повышения эффективности профессиональной компетентности будущих специалистов являются важной составной частью планов модернизации образования и создания новых технологий обучения, которым принадлежит ключевая роль в модернизации высшего образования. Наиболее продуктивными и перспективными среди них являются профессионально-ориентированные образовательные технологии, которые позволяют организовывать учебный процесс с учётом профессиональной специализации, а также с ориентацией на личность обучающегося, его интересы, склонности и способности. Исходными данными для проектирования профессионально-ориентированных технологий обучения выступают образовательные и профессиональные стандарты с учётом целей и содержания обучения.
Позитивный потенциал и творческие возможности личности, которые могут получить своё развитие только в условиях комфортности обучения, также должны быть в полной мере учтены педагогом. В новых условиях значительно возросли требования к профессиональной компетентности, гибкости, способности к творчеству будущих специалистов, их способности применять знания и умения для решения конкретных ситуаций и вопросов, возникающих в реальной профессиональной деятельности. В условиях модернизации казахстанского образования предполагается и новый подход к обучению, в частности, к обучению языкам. В этих условиях актуальность компетентностного подхода к обучению в вузе очевидна. Сущность данного подхода заключается в развитии у студентов способности самостоятельно решать познавательные, коммуникативные, организационные, нравственные и иные вопросы в различных сферах и видах деятельности на основе использования полученных знаний.
Технологическая стратегия профессиональной подготовки студентов должна учитывать установки студентов на самоактуализацию и самореализацию, предоставляя студентам широкие возможности для самостоятельной углублённой профессиональной специализации на основе личных индивидуальных планов и образовательных программ. В настоящее время преподавателям необходимо создавать условия для творческого осмысления студентами учебного материала, его связь с жизнью и практикой. Проектирование профессионально-ориентированных технологий обучения должно осуществляться через взаимодействие теории и практики, сочетание индивидуальной и коллективной работы, учебы с игрой, наставничества и самообразования. К принципам их построения относятся:
- принцип интеграции обучения с наукой и практикой;
- принцип профессионально-творческой направленности обучения;
- принцип ориентации обучения на личность;
- принцип ориентации обучения на развитие опыта самообразования будущего специалиста.
К числу значимых характеристик профессионально-ориентированных технологий обучения в высшей школе относятся использование новейших достижений дидактики, психологии, информатики и других наук, повышение информативной емкости содержания обучения, мотивация обучения, обеспечение активной мыслительной деятельности обучающихся и развитие навыков критического мышления. Одним из условий качественной профессиональной подготовки будущих специалистов в системе высшего образования является вовлечение в активную познавательную деятельность каждого студента в условиях, приближенных к реальным условиям профессиональной деятельности.
Сегодня высшая школа ставит задачу не только существенно обновить содержание обучения языку, но и ввести новые способы формирования коммуникативной компетенции будущих специалистов. При отборе подходов формирования коммуникативной компетенции студентов учитывается соответствие форм и методов учебной работы поставленным целям формирования компетентного специалиста. Для этого нужно отобрать такие подходы, которые будучи направленными на формирование компетенций, могут быть названы компетентностными. Среди них выделяют те формы и методы работы, которые имеют не только учебное, но и профессиональное обоснование, при этом формирование компетенций студентов зависит от их активности.
В процессе обучения языку специальности студентов нефилологических факультетов можно использовать следующие компетентностные технологии:
ü развитие критического мышления через чтение и письмо
ü игровая технология (языковые игры, ролевые игры, ситуативные задачи)
ü проблемные дискуссии
ü технология интерактивного обучения (в парах, малых группах)
ü сценарно-контекстная технология
ü метод проектов
ü метод дебатов
ü технология модульного обучения
ü метод кейс-стади
ü метод ситуативных задач
К числу наиболее эффективных методик преподавания языка специальности относится метод кейс-стади. Сущность этого метода заключается в самостоятельной коммуникативной деятельности обучаемых в искусственно созданной профессиональной ситуации, которая даёт возможность соединить воедино теоретическую подготовку и практические умения, необходимые для творческой деятельности в профессиональной сфере. Обучаемым предлагается осмыслить ситуации профессиональной деятельности, которые предусматривают необходимость решения проблемы. В процессе разрешения возникшей проблемы обучаемые вынужденно актуализируют необходимый для этого комплекс усвоенных знаний. Кейс-метод позволяет учитывать профессиональную подготовку студентов, интересы, выработанный стиль мышления и поведения, что даёт возможность широко использовать его для обучения языку будущей профессии. Метод кейс-стади – это эффективный метод активного обучения студентов-медиков старших курсов на основе реальных ситуаций. Можно сказать, что этот метод направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала студентов как специалистов.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность студента, а умения разрешать проблемы, поэтому технологии для формирования профессиональной компетентности должны носить практико-ориентированный характер и в результате сформировать способность обучаемого к действию, решению профессиональных задач. Обобщая вышесказанное, следует отметить, что учет данных аспектов повысит эффективность учебного процесса и будет способствовать успешному формированию коммуникативной компетенции в неязыковом вузе. Актуальность внедрения компетентностных технологий в практику высшего профессионального образования в настоящее время обусловлена двумя тенденциями: первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации; вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях профессиональной деятельности.
Применение вышеперечисленных методов повышает уровень знания языка в целом; способствует развитию навыков использования терминов и их пониманию более эффективному, чем, простое заучивание; развивает творческое мышление, заставляя думать на языке; развивает навыки проведения презентации (умение публично представить свою работу на языке будущей профессии); учит формулировать различные типы вопросов; развивает умение вести дискуссию, аргументировать ответы, что способствует развитию речи без опоры на готовый текст; совершенствует навыки профессионального чтения научного текста или текста по специальности и обработки информации; учит работать в команде и вырабатывать коллективное решение; позволяет полноценно решить индивидуальную и групповую самостоятельную работу; позволяет студентам творчески мыслить.
Таким образом, коммуникативная компетенция в современных условиях становится не менее значимым компонентом квалификации специалиста, чем собственно профессиональные знания и умения. Практические умения ставить и решать определенного типа коммуникативные задачи, определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации языковые средства, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения, устанавливать и поддерживать необходимые контакты с коллегами и другими специалистами в учебно-профессиональной и научной сферах, владеть нормами общения, поведения, «техникой» общения (правилами вежливости и другими нормами поведения) способствуют эффективной реализации коммуникативной задачи профессионального общения.
Литература
- Гончарова М.В. Кейс-метод в обучении иноязычному общению менеджеров // Студент и учебный процесс: иностранные языки в высшей школе. Сборник научных статей / Под ред. Ю.Б. Кузьменковой. – М.: Центр по изучению взаимодействия культур ФИЯ МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004. (Дискуссионный клуб FLT: современные тенденции и опыт профессионалов. Выпуск №5. С. 95-100).
- Дмитренко Т.А. Профессионально-ориентированные технологии обучения иностранным языкам. Монография. М.: Прометей. МПГУ. 2009.
- Образцов П.И. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов / П.И. Образцов, О.Ю.Иванова. – Орел: ОГУ, 2005. С. 114-120.
- Соловова Е.Н. Методика обучения иностранному языку. Базовый курс лекций.- М.: Просвещение, 2002. С. 240-245.