ОБУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

19 Sep 2012

Асембеков С.Б.

Казахский национальный медицинский университет им.С.Д.Асфендиярова

Резюме   В статье рассматривается вопрос об использований инновационных технологий на практических занятиях по русскому языку в целях оптимизации инновационной методики обучения русскому языку в национальной аудитории и соответствующего уровня сформированности когнитивной компетенции студентов-медиков.

 

ЖОҒАРҒЫ МЕКТЕПТЕ ЖАҢАРТУ ЖАҒДАЙЫНДА КӘСІБИ ТІЛГЕ УЙРЕТУ.

Асембеков С.Б.

Түйін   «Орыс тіліне оқыту үрдісіндегі инновациялық амал» мақаласы әріптестері үшін қолданбалы орыс тілі сабақтарында инновациялық әдіснәма тиімділігін қамтамасыз ететін: лингвистикалық мәліметтерді ауыспалы (метафора) мағнасында қолдану; ауызекі сөйлеу машығын инновациялық тәсілмен жетілдіру амалдарын қолдану практикасымен құнды.

 

 Abstrakct  The article “Innovative teaching Russian language ” deals the problem of  using innovative technologies at practical Russian lessons in national groups for optimization of methods of innovative teaching practical Russian language forming cognitive Communicative competence of proper level in the medical students.     

 

Инновационное обучение делает практическое занятие по русскому языку в национальной аудитории подлинным речевым творением, способным в себе сочетать устные и письменные формы высказываний на грамматические и неграмматические темы. В связи с чем представляется необходимым понимание своеобразия природы разговорной речи, сравнительно менее строгой по отношению к норме, однако одновременно обладающей определенной системной упорядоченностью. Названные выше ориентиры служат своеобразным руководством при изучении текста и как единицы коммуникации, и как единицы обучения, и как модель высказывания.

Формирование творческой личности студента-медика требует особого подхода, который начинается с осознания системного характера языка.

Инновационная методика русского языка предполагает последовательный учет дидактической зависимости качества обучения от условий процесса учебной деятельности студентов, опору на закономерную в инновационном обучении зависимость обобщенности образного восприятия инновационной опоры от интенсивной работы механизма эмоционально-рациональной переработки текста, перекодированного средствами метафоризации. Такая основополагающая закономерность инновационного обучения реализуется  в творческом восприятии и усвоении знаний, переводе потенциальных возможностей личности в актуальные в организации речемыслительной деятельности с целенаправленным учетом возможностей ассоциативных рядов.

Понятийную базу инновационной методики русского языка составляют:

— принцип раскрытия творческих способной приобретать активным путем знания в системе;

-принцип взаимосвязи рационального и эмоционального;

— частнометодический принцип коммуникативной достаточности, функционирующий при отборе и оценке текста, вводимого в материал практического занятия.

Коммуникативная достаточность предполагает аксиологический компонент, что и является важным стимулом развивающего обучения русскому языку будущего специалиста — медика.  При инновационном обучении русскому языку на практических занятиях все значимые элементы деятельности: восприятие, мышление, научение, воспроизведение — студенты реализуют запас своих возможностей в знаниях, умениях и навыках, а мотивация направляет использование этих возможности в творческое русло. При этом мотивационная сфера студента-медика обретает черты целостности, что, конечно, отражается на его желании и умении учиться русскому языку, позитивно проявляясь в формировании представлений и понятий, закреплении сохранении и воспроизведении знаний, умений, навыков. Добытые в инновационном обучении знания запоминаются глубже и прочнее, а успешное их применение свидетельствует о сформированности умений и навыков. При инновационном подходе исчезают препятствия, стоящие на пути обучения (страх, неуверенность, безразличие и т.д.), и создаются условия процесса формирования положительной мотивации.

  1. При инновации в мотивационном компоненте присутствуют три необходимые составляющие:
  2. мотивы, побуждающие студента к учебной деятельности, которая ему интересна;
  3. цели, которые ставит перед собой студент;
  4. возможность устанавливать связь между целью учебных действий и мотивами учения. Кроме того, активно работают все стимулы мотивационной структуры (внешние побуждения и внутренние познавательная потребность, интерес) активизируется потребность студента в знаниях, происходит адаптированность к учению в предлагаемых условиях.

Компетентно-ориентированный подход к вопросам обучения практическому русскому языку на нашей кафедре неразрывно связан с когнитивным компонентом, предполагающим овладение базовыми знаниями, необходимыми для осуществления эффективной профессиональной деятельности. Эффективная профессиональная деятельность возможна ли без коммуникативных навыков. Развитие умения сотрудничать с другими людьми следует так построить, чтобы оно способствовало бы формированию языковой личности. Такое обучение на практическом занятии будет иметь развивающий эффект, так как развиваемый субъект включается в активную деятельность и общение. Наряду с этим в ключе принципа дифференциации, бесспорно, нужно учитывать индивидуальные особенности студентов, когда они работают на занятиях в парах постоянного и сменного состава, в группах. Наиболее подготовленные студенты могут стать консультантами, ассистентами.

В центре образовательной парадигмы такого занятия стоит личность, сознающая уникальность своего бытия, вне сомнения, развивающаяся по своим внутренним мотивам, самостроящая и конституирующая себя на свободный этической основе.

В системе высшего медицинского образования русский язык занимает одно из ведущих мест среди предметов гуманитарного цикла, с его помощью студент-медик познает окружающий мир, принимает, осваивает опыт поколений, вбирает в себя другую человеческую культуру, познает самого себя, овладевает средствами самоанализа, самовыражения, то есть формируется как личность. Кругозор этой личности расширяется за счет усвоения лингвистических знаний, а также в результате чтения произведений русской художественной литературы, связанной с миром медицины и жизнью врачей.

В практике обучения русскому языку учитываем полифункциональность феномена языка, обращаем внимания на такие его функции, как – когнитивная (или познавательная);

— коммуникативная (функция общения):

— эстетическая (использование в работе художественных текстов).

И в этих целях предложено выполнить задание. Условие: Прочитайте предложение, указывая, какие знаки препинания пропущены. Затем перепишите предложения расставляя знаки препинания. «Жизнь клеток управляется глубокой этикой добросовестностью служением клеточному коллективу. Клетка прибегает на помощь любому угрожаемому участку организма, орошает поврежденные участки штопает зашивает пораненные места. Даже ионы заряженные электричеством выстраиваются в заданных порядках единения для сохранения кислотного равновесия». (из книги «Глубинная медицина» А.Залманов, М.,1998г., с.23)  Анализируя уже выполненное такое задание, студенты смогли не только закрепить знания по синтаксису простого предложения с обособленными второстепенными членами предложения, но и имели возможность не в лишний раз подумать: жизнь в нас держится на взаимообусловленной связи, на гармонии взаимоотношений между частями целого (сущего).

Учебный процесс таким образом становится важным фактором формирования устойчивого интереса студентов к предмету и процессу учения, развития их потребности удовлетворить интерес и созданию условий, способствующих активизации мотивационной сферы будущих медиков, успешного овладения умением учиться в творческом режиме. Учебная мотивация на практических занятиях по русскому языку формируется довольно успешно, если процесс обучения строится с учетом основных требований инновационного обучения:

— создание ситуации предвосхищения будущего результата познания как необходимого условия в процессе формирования системы знаний и умений обучающихся;

— обязательное включение обучающихся в процесс познания и активное в нем участие на максимальном для каждого студента уровне успешности.

— опора на эмоциональную сферу студента при восприятии им учебного материала, при предъявлении материала преподавателем, организующим работу с языковым единицам всех уровней

— опора на эмоциональную память, обеспечивающую знаниям надежность, гибкость, воспроизводимость и функционирование в новых учебных ситуациях;

— опора не механизмы творческой деятельности (ассоциативный, эвристический механизмы анализа через синтез и связи эмоционального и рационального), что и обеспечивает перевод учебно-познавательной деятельности на продуктивно-творческий уровень.

Организационная сторона инновационной технологии обеспечивается реализацией способа инновационного обучения, функционирующего в двух его разновидностях:  в способе метафоризации лингвистических сведений; в способе инновационного развития речи. Материально-дидактическая сторона инновационной технологии, между тем, включает в себя главное понятие: инновационную опору (лингвистическую метафору – образ и текст с «прозрачным» ассоциативным рядом) и результаты ее трансформации. При подобной организации инновационная опора провоцирует студента на учебное действие, выступает ориентировочной основой умственного действия.

Вот, к примеру, предложено выполнить задание. Прочитайте текст, объясняя пунктуацию при выделенных распространенных определениях. Перепишите, делая обособленные определения необособленными и наоборот, необособленные – обособленными  Расставьте соответствующим образом знаки препинания. «Каждая клетка обязана поставлять во все ткани и внеклеточные жидкости в непрерывном и заданном ритме специфические субстанции (адреналин, пепсин, тирозин АКТГ и др.) необходимые для содружственной деятельности на благо всего организма удивительно закономерной по заданной программе взаимосвязи между клетками кровью лимфой и содержимым внеклеточных жидкостей. Эта синергия между клеткой и организмом в целом возможна и мыслима только в том случае если каждая клетка согласна обслуживать своих клеточных сестер если каждая клетка охвачена желанием врожденной неослабеваемой волей обслуживать клеточный коллектив весь организм вплоть до пожертвования своей собственной жизнью, если каждая клетка обладает своей микродушой своей клеточной микроволей своим инстинктом солидарности гражданственностью. (Из. кн. «Глубинная медицина»,А.С.Залманов., М.,1998г., с22-23)

Выполнение такого задания развивает студента не только как личность с ярко выраженными лингвистическими способностями, но и как гражданина-отечестволюбца. Введение подобной поисково-технологической модели обучения в нашем случае предлагает единство функционирования рационального и эмоционального компонентов в процессе усвоения практического русского языка и, на наш взгляд, обеспечивает студентам овладение алгоритмом творческого учения. Отличительной особенностью учебно-познавательной деятельности студентов-медиков является тип овладения знаниями, при котором создаются условия для включения их не просто в деятельность, а в деятельность творческую. Это достигается:

  1. использованием различных источников добывания знаний (инновационная наглядность, тексты с «прозрачным» ассоциативным рядом);
  2. видом учебной деятельности (наблюдение и практические действия преобладают над слушанием);
  3. логикой познавательного процесса;
  4. учетом психологии познавательного процесса, опирающегося  на механизмы творческой деятельности (анализ через синтез, ассоциативный и эвристический, связь эмоционального и рационального);

Процесс инновационного обучения направлен на формирование индивидуального стиля умственной деятельности, который синтезирует системное и эмоциональное.  В инновационном обучении принято активно использовать различные виды деятельности: познавательная, предметно-практическая, игра, обучение, художественная деятельность. При этом элемент творческой активности может дополнять деятельность как подражательную, так и продуктивную. Инновационная методика позволяет нам подходить к каждому студенту как к личности с особыми возможностями: интерес к условиям его обучения порождает добровольное движение обучаемого к заинтересованному познанию содержания, к процессу выполнения учебных действий. Инновационное обучение в нашей практике вариативно, коррекционно и координационно по характеру. При инновационной организации изучения предмета «Русский язык» ведущим компонентом выступает процессуальный блок (практические способы деятельности), в результате чего формирование знаний актуализирует формирование умений, т.е. практических навыков.

В итоге источником развития в инновационной методике преподавания русского языка в национальной аудитории является познавательной интерес студента, взаимодействующий с устойчивыми практическими способами его деятельности.

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ