К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА НА НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ

19 Sep 2012

Кожабекова Н.А.,Сералиева Н.Ж.

Казахский национальный медицинский университет им.С.Д.Асфендиярова

 

Резюме  В статье говорится об организации СРС в условиях кредитной технологии обучения. Рассматриваются основные формы проведения СРС и СРСП.

 

ТІЛДІК ЕМЕС ФАКУЛЬТЕТТЕРДЕ ОРЫС ТІЛІН ОҚЫТУДА СТУДЕНТТІҢ ЖЕКЕ ЖҰМЫСЫН ҰЙЫМДАСТЫРУ ТУРАЛЫ СҰРАҚҚА

Кожабекова Н.А.,Сералиева Н.Ж.

Түйін  Мақалада кредиттік технология бойынша оқытуда СӨЖ-ді ұйымдастыру жолдары туралы айтылған. СӨЖ және ОСӨЖ-ді өткізудің негізгі түрлері қарастырылылған.

 

Abstrakct  The article deals with forms of works self work of student in credit technology system.

 

При кредитной технологии обучения учебный процесс состоит из 3-х взаимосвязанных звеньев: практических занятий (ПЗ), СРСП (самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя), СРС (самостоятельной работы студентов).

Практические занятия должны создать базу для дальнейшей СРСП, а также полную ориентировку в последующей самостоятельной работе, т.е. СРС.

На практических занятиях  излагают базовую  часть программного материала, которую составляют фундаментальные понятия. Эти понятия должны усваиваться именно на ПЗ, ибо без  разъяснений преподавателя студент не сможет адекватно их понять.

Аудиторная форма СРСП предполагает работу обучающихся с учебником, текстом, выполнение групповых заданий, индивидуальную аналитическую деятельность в рамках поставленной задачи. Центральное место в ней занимает система упражнений.

СРС – это особый вид учебной деятельности обучающихся, который направлен на самостоятельное выполнение дидактической задачи, формирование интереса к познавательной деятельности и пополнение знаний в данной отрасли науки.

СРС как учебный процесс состоит в защите выполненных работ. Полученные баллы заносятся в специально разработанный для СРС лист учета.   Сначала выясняются вопросы, с которыми студенты не справились самостоятельно. Ответ преподавателя должен включать разъяснение теории. Студент должен получить полное представление о тех заданиях, которые ему предстоит выполнять в самостоятельных работах, и о всех теоретических вопросах, в которых ему нужно разобраться самостоятельно.

Как известно, основным средством повышения эффективности качества обучения являются мотивы деятельности студентов.

В процессе учебы студенты казахских отделений сталкиваются с острой проблемой недостатка специальной литературы на родном языке, т.е. они вынуждены читать множество научных текстов на русском языке. В связи с этим в качестве исходной позиции выдвигаются  мотивы, цели и потребности личности, в качестве основного средства – ее самоорганизующаяся деятельность, познавательная самостоятельность, самоактуализация личности.

Кредитная технология обучения обязывает строить учебно-методическую работу по-новому. Основной целью методической работы преподавателей становится обеспечение, создание и постоянное совершенствование единой системы методических документов, объединяемых в учебно-методические комплексы (УМК).

Методическое обеспечение осуществляется путем подбора материала, направленного на облегчение усвоения учебной информации (опорные схемы, таблицы, карточки, тексты и др.); на расширение и углубление процесса усвоения информации (словари, справочники, специальная периодическая печать).

Центральное место в методическом обеспечении учебного процесса занимает текстовый минимум, отобранный с учетом будущей специальности студентов ФЭФ. Основными источниками служат учебные пособия и учебники по специальным дисциплинам, а также экономическая  периодическая печать.

В качестве примера рассмотрим три взаимосвязанных звена учебного процесса: практические занятия,  СРСП, СРС.

 

Практическое занятие                           

Тема. Реферат.

Цели. Понятие о реферате; познакомить с основными способами сжатия (иначе эту процедуру называют компрессией, или свертыванием) текста; развивать самостоятельность мышления, формировать; прививать культуру учебного труда; развитие навыков устной и письменной речи.

Задание 1.  Прокомментируйте основные характеристики жанров научного стиля по схеме-таблице.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2. Вспомните, что такое реферат. Прочтите данные сведения.

Реферат – один из жанров научно-учебного подстиля, в переводе с латинского означает «сообщать или докладывать», — это адекватное по смыслу изложение  содержания первичного текста. Основное  назначение реферата — быстрая, системная подача актуальной научной  информации в свернутом виде на основе ее смысловой переработки.

Реферат – вторичный документ, представляющий собой результат свертывания информации первичного документа. Под свертыванием принято понимать сжатие, или компрессию, текста первичного документа при его информационной переработке.

Компрессия как  вид переработки текста, основана на раскрытии смысловой структуры текста- первоисточника и выделении в нем основной информации. Текст, созданный в результате компрессии, по отношению к тексту-первоисточнику, называется вторичным.

Как жанр научной литературы реферат сохраняет все специфические лингвистические характеристики научного стиля: обобщенность, связность, цельность, логичность и т.д. Вместе с тем в реферате отсутствует развитие доказательства, рассуждения, сравнения, сопоставления, обсуждения результатов, так как назначение вторичного текста — констатация, а не убеждение. Материал в метатекстах подается не в развитии, а в статике.

Основная черта языка реферата — информативность, которую можно рассматривать как на лексическом, так на синтаксическом уровне. На лексическом уровне отличительной чертой реферата является наличие в нем большого количества слов с наибольшей семантической нагрузкой. В роли таких слов выступают термины и терминологические словосочетания.

Задание 3. Пользуясь «Словарем иностранных слов», «Словарем лингвистических терминов», объясните значение слов  реферат, метатекст,  синонимы-дублеты. Переведите на казахский язык.

Задание 4 . Подберите к следующим терминам синонимы-дублеты.

Маркет, маркетинг, дефиниция, кредит, дефицит, банк, термин, компрессия, трансформация.

Образец:   маркет —  рынок.

Задание 5. Прочитайте текст.

Известно, что термин «маркетинг» происходит от английского слова «маркет» (рынок) и означает, таким образом, деятельность фирмы в сфере рынка. Между тем определения  маркетинга, существующие в наши дни, многочисленны и неоднородны, их можно  условно разделить на две группы: классические (традиционные), современные.

Конечно, главной идеей в любом определении маркетинга должна быть ориентация на потребителя, так как любая деятельность  достигает своей цели только в том случае, если те или иные потребности удовлетворены. Однако задача маркетинга – это не только увеличить спрос, но и пытаться воздействовать на него так, чтобы он соответствовал предложению. Таким образом, можно сформулировать следующее более широкое понимание термина.

Маркетинг – это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары и услуги.

1. Определите, какова тема текста? Озаглавьте текст.

2. Сократите  предложения, опустив части, не несущие основной  информации. Образец: Однако задача  маркетинга – это не только увеличить спрос, но и пытаться воздействовать на него так, чтобы он соответствовал предложению.

Задача маркетинга – это воздействие на потребительский спрос с целью расширения сбыта товаров.

3. Выделите из текста ключевые слова.

4. Используя ключевые слова, составьте логико-смысловую схему текста.

5.  Составьте  реферат текста.

Таким образом, на основе определенных операций с текстом-источником можно построить тексты новых жанров — конспекты, тезисы, рефераты, аннотации. Для этого необходимо четкое понимание содержания текста, понимание смысловой связи частей текста между собой, умение выделить главную и второстепенную информацию.

Обратимся ко второй части учебного процесса — СРСП.

Тема.  Виды рефератов

Цели. Познакомить с видами рефератов и их особенностями; усвоение терминологической лексики и введение ее в активный словарный запас; умение  устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы; стимулировать переживание радости взаимодействия с преподавателем и сокурсниками.

Различают рефераты репродуктивные и продуктивные. Репродуктивные рефераты воспроизводят содержание первичного текста. Продуктивные рефераты предполагают критическое или творческое осмысление литературы.

 

Виды рефератов

 

 

Продуктивные                          Репродуктивные

 

 

реферат-обзор    реферат-доклад         реферат-конспект    реферат-резюме

 

Реферат-конспект     содержит в обобщенном виде фактографическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, о полученных результатах и возможностях применения.

Реферат-резюме   приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.

Реферат-обзор охватывает несколько первичных текстов, дает сопоставление разных точек зрения по конкретному вопросу.

Реферат-доклад   дает анализ информации, приведенной в первоисточниках и объективную оценку состояния проблемы.

Задание 1. Пользуясь терминологическим словарем, объясните значение слов  менеджер, менеджмент.

Задание 2. Объясните  значение однокоренных слов.

Рынок, рыночный; руководитель, руководить, руководствоваться;  организация, организовать, организатор.

Определите способ  их образования.

Задание 3. Прочитайте текст.

Основу экономической жизни многих стран мира, а теперь уже и нашей страны составляет рыночная форма хозяйствования. Ячейкой рыночной экономики является организация. Она может быть представлена в форме фирмы, компании, корпорации, учреждения, института, кооператива и т.д., однако все это – виды организаций. Каждая организация нуждается в управлении. Иначе она не сможет существовать и распадется.

Понятия “менеджмент” и “менеджер” вошли в нашу жизнь сравнительно недавно.

Менеджмен – это функция деятельности по руководству людьми в различных организациях, умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей,

Процесс управления организацией в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь лишь сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимость многочисленных факторов, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой.

Менеджер – человек, который, руководствуясь современными методами, организовывает конкретную работу в рамках определенного числа подчиненных ему сотрудников. Он во всех решениях должен руководствоваться в первую очередь экономическими соображениями.

Управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. Если взять какую-либо определенную организацию, например, завод, то на нем можно встретить различных менеджеров: директора завода, начальников цехов, мастеров и т.д. Рабочие подчиняются мастерам, мастера – начальникам цехов, начальники цехов – директору завода. В данном примере можно увидеть, что существуют разные уровни менеджеров.

В зависимости от меры ответственности, характера решаемых задач можно выделить следующие уровни менеджеров: менеджеры низшего уровня, менеджеры среднего уровня, менеджеры высшего уровня.

Каждый менеджер выполняет определенный набор правил, характерных для данной организации.

Невозможно построить правовое, развитое, нравственное общество, если во главе предприятий, организаций, учреждений и у руля государства стоят специалисты неграмотные в отношении управления коллективом и ресурсами, которые не в состоянии сделать правильный выбор, принять правильное решение.

1. Выпишите из текста терминологическую лексику, объясните значение. Определите, к какой части речи относятся выделенные термины. Найдите исходные слова, от которых образованы.

2. Определите тему текста и озаглавьте его.

3. Преобразуйте несколько предложений в одно простое, произведя необходимые изменения.

       Образец: Если взять какую-либо определенную организацию, например, завод, то на нем можно встретить различных менеджеров: директора завода, начальников цехов, мастеров. Рабочие подчиняются мастерам, мастера – начальникам цехов, начальники цехов – директору завода. В данном примере можно увидеть, что существуют разные уровни менеджеров.

При заводе можно встретить менеджеров разных уровней: директора завода, начальников цехов, мастеров.

4. Разделите текст на смысловые части, выделите из каждой части ключевые слова. Используя их,  составьте вопросы к тексту. Выделите в тексте предложения, являющиеся ответом на вопросы.

5. Составьте перечень проблем содержания текста. Переведите на родной язык отдельные абзацы и предложения.

6. Используя логико-смысловую схему текста, составьте  репродуктивный реферат текста.

Третья составляющая нашей системы — СРС. Она начинается с учета посещения практических занятий, активности на этих занятиях и качества усвоения.

Тема. Реферирование текста по специальности

Цели. Совершенствование навыков изучающего чтения; составление предложений  по схеме; умение оформлять реферат.

Задание 1. Составьте полное определение понятия реферат. Охарактеризуйте виды реферата. Расскажите, как вы пишете реферат.

Задание 2. Составьте предложения по данным синтаксическим конструкциям. Что есть что; что бывает каким; что состоит из чего; что может быть что; что включает что.

Задание 3.Проанализируйте текст — инструкцию  для составления реферата

1. Прочитайте внимательно текст, который вы собираетесь реферировать.

2. Разделите текст на смысловые части, пронумеруйте их.

3. Выделите слова и словосочетания, несущие основную информацию текста.

4. Сгруппируйте и расположите их в соответствии с логикой текста.

5. Опираясь на ключевые слова и словосочетания, составьте план текста.

6. Составьте логико-смысловую схему текста.

Реферат составляется либо на отдельных листках, либо в специальной тетради. При составлении реферата на отдельных листках напишите свою фамилию, инициалы, курс, номер группы и дату. Далее напишите название текста или статьи и фамилию автора

Задание 4. Подберите из учебников по специальности, журнала, монографии  текст, составьте реферат в соответствии с планом.

Задание 5. Составьте вопросы для беседы  по данной теме.

Для студента, который сознательно поработал на ПЗ,  закрепил свои знания в ходе  СРСП и СРС,   выполнение экзаменационных заданий, думаем, не составит большого труда.

 

Литература

1.   Вейзе А.А. Реферирование текста.-Минск: БГУ,1978.-128с.

2.   Русский язык. Учебное пособие для студентав казахских отделений университетов (Бакалавриат)./Под ред. Ахмедьярова К. К., Жаркынбаевой Ш. К. – Алматы, 2008. — 226с.

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ