КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ 6 КУРСА

19 Sep 2012

Альмухамбетова Р.К., Жангелова Ш.Б. Альмухамбетов М.К., Зиманова Г.С.

КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова Алматы

 

Резюме  врач, помимо необходимого знания и владения чисто практическими навыками, должен еще уметь применять эти знания и навыки, а также принимать решения соответственно конкретным задачам в отношении каждого отдельного больного, т.е. врач должен быть компетентным специалистом.

Ключевые слова профессиональная компетентность, личностно-индивидуальная компетентность, компетентностный  подход, обучение.

 

COMPETENT APPROACH IN STUDYING STUDENT OF 6 GRADES

Almukhambetova R.K., Zhangelova Sh. B., Almukhambetov M.K., ZimanovaG.S.

KazNMU named after S.D. Asfendiyarov

Abstrakct    A doctor, in addition to the required knowledge and possession of purely practical skills would still be able to apply this knowledge and skills, and make decisions accordingly specific tasks for each the individual patient that is, a doctor must be a competent person.

Keywords professional competence, personal and individual competence, competence-based approach, studying.

 

6 КУРС СТУДЕНТТЕРІН ОҚЫТУДАҒЫ КОМПЕТЕНТТІ ОҚЫТУ ӘДІСТЕРІ

Альмухамбетова Р.К ,Жангелова.Ш.Б. Альмухамбетов.М.К., Зиманова.Г.С.

С.Ж.Асфендиаров атындағы ҚазҰМУ. Алматы.

Түйін   Дәрігердің білімі мен тәжірибелік дағдыларының болуымен қатар, сол білімі мен тәжірибелік дағдыларын іске асыра алуы тиіс, сонымен қатар, әр науқасқа байланысты болған жағдайларда сәйкес шешім қабылдауы тиіс, яғни, дәрігер құзыретті маман болуы тиіс.

Түйінді сөздер кәсіби құзыреттілік, жеке тұлғалық құзыреттілік, құзыреттілікке үйрету.

 

В последнее время все чаще говорится о качестве медицинской помощи, о работе медицинских работников. Тема стала популярной, хотя так было не всегда.  На протяжении веков претерпевала изменения и общественная оценка деятельности врача. В определенные периоды врачи пользовались большими привилегиями, а оскорбление врачей строго каралось по закону. Были и годы репрессии врачей. Стремительный технический прогресс и не отстающее от него бурное развитие медицины, сопряженные с этим изменения в сфере здравоохранения, все изменили. Признаний успехов медиков, видимо, не уменьшилось, но наряду с этим в текущей жизни людей стало постоянно присутствовать обсуждение медицинских вопросов. В ситуации возрастающей публичности лечебного дела, в которой наши грамотные, порой досконально изучающие свою болезнь пациенты становятся пристрастными судьями.

В медицине вообще и в диагностике в частности очень многое зависит от личности врача. От его интеллекта, знаний, опыта, характера и образа жизни, наконец. Действительно, при оценке получаемых результатов обследования обязательно присутствует субъективизм, обусловленный особенностью мышления того или иного человека. Он может быть со знаком плюс, если врач эрудирован, обладает быстротой реакции, умением сосредоточиться на проблеме, анализировать и синтезировать факты, дисциплинирован. И, наоборот, со знаком минус, если эти факторы развиты не в равной степени или отсутствуют. Процесс клинического мышления при постановке диагноза является, пожалуй, самым трудным в практической работе  врача, так как формирование диагноза никогда не сводится к элементарному накоплению знаний, фактов и навыков. Врач, помимо необходимого знания и владения чисто практическими навыками, должен еще уметь применять эти знания и навыки, а также принимать решения соответственно конкретным задачам в отношении каждого отдельного больного, т.е. врач должен быть компетентным специалистом.

Компетенция  в переводе с латинского языка обозначает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познанием и опытом деятельности. Компетентность в определенной области – это обладание соответствующими знаниями и способностями, позволяющими обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Содержание понятия компетентность включает в себя следующие основные существенные признаки: мобильность знания, гибкость метода и критичность мышления. В зависимости от обстоятельств компетентный специалист может применить тот или иной метод, наиболее подходящий к данной ситуации и в данное время. Второе важное качество компетентности – гибкость метода. Помимо этого, компетентного человека отличает способность среди множества решений выбрать наиболее оптимальный, аргументированно отвергнуть  ложное, подвергать сомнению эффектные, но не эффективные методы, т.е. специалист должен обладать критическим  мышлением. Профессиональная компетентность современного специалиста состоит из 3-х компонентов: специальной, социальной и личностно-индивидуальной.

В специальную компетентность помимо специальных знаний, умений и навыков входят умение проектировать свою профессиональную деятельность, обновлять профессиональные знания.

Социальная компетентность включает коммуникативную культуру личности, готовность к использованию информационно-коммуникационных технологий, умение работать в коллективе, сотрудничать с коллегами, готовность к принятию социальной ответственности за свой труд, профессиональные решения.

Личностно-индивидуальная компетентность включает знания, умения и навыки по самопознанию, владение способами самовыражения, способность к самомотивированию, саморазвитию личности в профессиональной и индивидуальной деятельности, готовность к личностно-профессиональному росту, самоорганизации и самореабилитации.

При обучении студентов на 6 курсе именно компетентностный подход дает возможность развивать все эти 3 компонента профессиональной компетентности. Помимо профессиональных знаний, которые  он  получает  из разнообразных источников (учебники, монографии, интернет и т.д.) он  использует знания, умения и навыки, которые он приобретает, работая у постели больного, участвуя в клинических разборах, консилиумах, клинических и клинико-патологанатомических  конференциях. На занятиях  моделируются ситуации, максимально  приближенные к  будущей профессиональной деятельности, например: при прохождении цикла кардиологии – тактика врача при остром коронарном синдроме (ОКС) на догоспитальном этапе, тактика врача  при ОКС на госпитальном этапе, купирование болевого синдрома, криза и т.д. Разрабатываются стандарты диагностики  и лечения  в конкретных ситуациях: составить алгоритм  диагностики при  наличии у больного на исходной ЭКГ признаков ишемии, где  он должен исключить ишемию, связанную с позицией сердца, абсолютную и относительную при этом используя знания, полученные на предыдущих курсах.

По мнению А.М.Аронова, компетентность – это готовность специалиста включиться в определенную деятельность. Компетентность выступает как мост, как некая связующая между настоящей — образовательной и будущей – практической деятельностью. Компетентностный  подход – это подход к определению целей, отбору содержания, организации образовательного процесса, выбору образовательных технологий, которые должны развивать у студента – будущего специалиста  — стремление лучше познать свою  работу, реализоваться в ней, желание совершенствоваться. Будущий специалист должен четко ориентироваться в конкретной ситуации, когда он окажется один на один с больным и именно от его тактики, выбора решения будет зависеть судьба больного. Безусловно, изучение множества учебной и научной литературы – важное условие формирования будущего специалиста. Однако куда более важным является их умелое применение на практике.

Инновационные методы обучения позволяют формировать опыт творческой и инновационной деятельности студентов, который, в конечном счете, влияет на компетентность будущего специалиста. Использование традиционных  и новых инновационных методов и форм обучения, которые дополняют друг друга, способствует повышению качества  и эффективности образования. Акцент именно на активные методы обучения, личностно-компетентностный подход помогают формировать опыт поиска решений в  разнообразных, нестандартных ситуациях, готовят к работе в будущем. Позволяют студентам по-настоящему «прожить» учебный процесс, научить его думать, оценивать, принимать решения и нести за них ответственность, а также работать в постоянно меняющихся условиях, поскольку знание, прожитое студентом, становится личностно-значимым и лучше запоминается.

 

Литература

  1. Модель медицинского образования КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова. Выпуск 1.- Алматы, КаНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2010.-Ч.1-4.

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ