ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ КPЕДИТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ КАЗНМУ ИМ. С.Д. АСФЕНДИЯPОВА

19 Sep 2012

Аканов А., Абирова М.А., Датхаев У.М., Устенова Г.О.

Казахский Национальный медицинский университет им.С.Д.Асфендиярова

 

Түйін   С.Ж.Асфендияров атындағы ҚазҰМУнің фармацевтика факультеті оқытудың  кредиттік технологиясына толығымен алғашқылардың біреу оқуға бірінші болып өтті. Вертикальды титегі модульдік оқыту білім беру үрдісін 5 бағытта: «фармацевт менеждер», «фармацевт-аналитик», «фармацевт-технолог», «фармацевт-фармакогност», «фармацевт-токсиколог» ұйымдастыруға әкелді.

«Фармацевтикалық білім-беру  моделі  алдын ала қорытындылар, қазіргі жағдайы және перспективалары»  кітабында келтірілген фармацевтикалық білім берудің әлем елдері – Ұлыбритания, АҚШ және т.б. салыстырмалы талдауы келтірілген.

Білім беруді іске асуру мақсатында факультетте  бірқатар  іс-шаралар жоспарланған, атап айтқанда  осы саланың алдыңғы қатарлы мамандарын профессорлар оқытуына шақыру, бір уақытта екі маман,  яғни факультет оқытушысы және тәжірибелік сектордан шақырылған маман жүргізетін дуо-дәрістер өткізілді. Факультеттің 20-дан аса ЖОО және ғылыми орталықтармен білім беру және ғылыми шаралар бойынша байланыс  жасайды шет елдерден «Визитинг-профессор» бағдарламасына сәйкес профессормен жұмыс  жүргізілуді, олар студенттерге, магистранттарға, Ph-D докторанттар мен оқытушыларға дәрістер, фармацияның өзекті мәселелері мен білім берудің  замануи технологиясы  бойынша мастер-класстар өткізді. Академиялық ұтқырлықты  жүзеге асыру үшін Ұлттық фармацевтика университеті (Харьков қ-сы), Фармация және ветеринария университетімен (Чехия, Брно қ-сы) өзара серіктестік жайында келісім-шарт жасалған.

 

Abstrakct    Faculty of Pharmacy of Asfendiyarov Kazakh National Medicine University is one of the first that completely changed over to credit system learning. Modular learning on vertical type facilitated organization of educational process in 5 specialties: «Pharmacist-manager end others.

Was carried out a comparative analysis of pharmaceutical education in the world for a number of countries – UK, USA and others, which is reflected in the book «The Model of Pharmaceutical Education: preliminary results, current situation and prospects». To study in this faculty, some activities were planned, particularly, professors’ lectures attracting leading industry experts, duo-lectures, which are read by two experts simultaneously: faculty member and visiting specialist with practical knowledge. The faculty has educational and scientific ties with more than 20 Universities and research centers. University is working on inviting visiting professors from abroad, who read for our students, masters, PhD-doctoral students and faculty members with demonstration lectures, arranging master classes regarding issues of actual pharmacy and modern educational technologies. To promote academic mobility, the university has agreements for mutual cooperation with National Pharmaceutical University (Kharkov City), Pharmaceutical and Veterinary University (Czech Republic, Brno city) and others.

 

В КазНМУ им С.Д. Асфендиярова фармацевтический факультет одним из первых перешел полностью на кредитную технологию обучения. Модульное обучение по вертикальному типу привело к организации образовательного процесса по направлениям подготовки. Для реализации модульного обучения была пересмотрена структура фармацевтического факультета, в результате чего профильные кафедры были преобразованы в 5 модулей: «Фармацевт-менеджер», «Фармацевт-аналитик», «Фармацевт-технолог», «Фармацевт-фармакогност», «Фармацевт-токсиколог».

В связи с внедрением новой модели фармацевтического образования возникла необходимость пересмотра Государственного стандарта по специальности «Фармация» для формирования 5 ключевых компетенций: когнитивной, операциональной, коммуникативной, правовой, самообразования. Сотрудниками фармацевтического факультета подготовлен проект нового ГОСО 2012 года, который был согласован с работодателями и ВУЗом –партнером – Национальным фармацевтическим университетом (г.Харьков). Проект ГОСО-2012 г. регламентирует цели, задачи, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данной дисциплине подготовки и включает в себя: перечень квалификаций и должностей, квалификационную характеристику бакалавра по специальности 051103 – Фармация, перечень требований к уровню образованности выпускника, перечень компетенций, содержание образовательных программ по специальности, типовой учебный план и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся и реализацию соответствующей образовательной технологии.

Проведен сравнительный анализ фармацевтического образования в мире на примере ряда стран – Великобритании, США, Польши, Украины, Pоссии и других, который отражен в книге «Модель фармацевтического образования: предварительные итоги, современное состояние и перспективы» (Аканов А., Устенова Г.О. и дpугие). В частности, был представлен анализ типовых учебных программ по специальности «Фармация» ГОСО РК 2006 г. и образовательного стандарта Украины, в результате чего была установлена сходимость программ более чем на 30 %. Совместно с Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академией проведен анализ учебных программ по специальности «Технология фармацевтического производства», в результате чего выявлена сходимость программ более чем на 30 %, поэтому с данными ВУЗами можно осуществлять академическую мобильность обучающихся и внедрение двудипломного обучения.

С целью внедрения модели фармацевтического образования в учебный процесс были разработаны планы по адаптации учебно-методических материалов, согласно которым были переработаны учебно-методические комплексы по дисциплинам, составлены планы проведения занятий, пересмотрены тестовые задания и контрольные вопросы для проведения текущего, рубежного, итогового контроля, проведены семинары для ППС с целью ознакомления с образовательной программой, с активными методами обучения, необходимости доработки УМКД в связи с внедрением компетентностного подхода.

Одним из главных элементов реализации инновационной модели является  применение активных методов обучения. Можно отметить значительные успехи многих преподавателей, которые активно внедряют в учебный процесс новые методы обучения, разнообразные формы проведения самостоятельной работы студентов – решение кроссвордов, ребусов, составление глоссариев, проведение информационного поиска, решение  комплексных задач, ролевые игры, дискуссии. Во время проведения занятий реализуется политика 3-хязычия, студенты русскоязычных групп готовят презентации на казахском, английском языках, широко практикуется работа в малых группах, демонстрируются видеоролики, почти все преподаватели применяют комбинированный опрос – письменный в виде тестирования и устный в виде разбора ситуационных задач или картированного контроля. На старших курсах внедряются такие формы, как решение кейс-стади, защита эссе, портфолио, дипломных работ и др.

Для актуализации обучения на факультете запланирован ряд мероприятий, в частности, проведение профессорских чтений с привлечением ведущих специалистов отрасли, дуо-лекций, которые проводят одновременно два специалиста: преподаватель факультета и приглашенный специалист из практического сектора. Так, были приглашены

представители по вопросам фармацевтического маркетинга фармацевтической кампании Теvа-Croup под руководством д.м.н., менеджера кампании Курмановой А.М.; фармацевтической кампании Medexport Italia — под руководством коммерческого директора кампании Наумкиной О.В.; отечественной фармацевтической кампании «Досфарм под руководством менеджера Оспановой Л.Р., фармацевтической кампании Интер Глоб под руководством директора по маркетингу кампании  Аманжоловой Л.Е. генерального директора компании «Азия-директ» Солдатенко Т.; представители фирмы «Aльпен-фарма» — Pахимова Л. «Комплексная гомеопатия», Кондратьева Т. «Лечебно-косметологические средства», Национального центра экспертизы лекарственных средств –главный редактор журнала «Фармация Казахстана» Pахметова А. «Пpавила рекламирования лекарственных средств в PК»; Игнашева Л.П. – эксперт индустрии косметологии «Лечебная косметология».

Для внедрения модели фармацевтического образования совершенствовалась материально-техническая база путем приобретения нового  современного  оборудования: технологических линий производства твердых, мягких, жидких лекарственных форм, приборов для проведения стандартизации, биофармацевтических, микробиологических исследований  лекарственных средств. Подключение к электронной библиотеке, создание и приобретение электронных учебников, создание единой зоны доступа к интернету расширило возможности обучающимся для подготовки СPС, магистерских и докторских работ, НИPС фармацевтического факультета.

В  Центре практических навыков КазНМУ по специальности «Фармация» деятельность направлена на освоение необходимого перечня практических навыков, т.е. операциональной компетенции. Материально-техническая база данного центра совершенствуется, планируется создание симуляционной аптеки, ботанического комплекса и т.д. Для  формирования практических навыков согласно ГОСО 2006 г. определен перечень дисциплин с 1 по 5 курс, поднавыков, способствующих  овладению навыков выпускников фармацевтического факультета. Коллективом авторов было получено авторское свидетельство на проведение объективного структурированного практического экзамена (ОСПЭ) по специальности «Фармация» для студентов 5 курса.

Следующим этапом внедрения новой образовательной  модели явилось совершенствование ключевых компетенций преподавателей. В этой связи проводятся обучающие семинары и тренинги по языковой подготовке, педагогике, психологии, циклы повышения квалификации по специальности. В созданной  школе молодого педагога, в которой организуются занятия по циклам педагогики, психологии, обучающие семинары для стажеров-преподавателей по внедрению кредитной технологии обучения, активных методов обучения и т.д. выступили декан и директор департамента фармацевтического факультета по оpганизации модульного обучения на фаpмацевтическом факультете.

Факультет имеет образовательные и научные связи с более, чем 20 ВУЗами и научными центрами,  расширяет международное сотрудничество ученых факультета с целью выполнения и расширения совместных научных исследований и программ. Взаимное сотрудничество проводится с такими ВУЗами, как Национальный фармацевтический университет (г.Харьков), Университет ветеринарии и фармации (Чехия, г.Брно), Ташкентский фармацевтический институт, Пермская Государственная фармацевтическая академия, Санкт-Петербургская химико-фармацевтическая академия, Сибирский Государственный медицинский университет и др. Научные исследования проводят на базах лаборатории сверхкритических технологий (г.Волгодонск), Международного научно-производственного холдинга «Фитохимия» (г.Караганда), Ташкентского ботанического  сада и т.д. Факультет активизирует свое участие в международных программах по приглашению визитинг-профессоров, академической мобильности преподавателей и обучающихся.

Ведется работа по приглашению визитинг-профессоров из-за рубежа, которые выступают перед нашей аудиторией студентов, магистрантов, Ph-D-докторантов и преподавателей с открытыми лекциями, с организацией  мастер-классов по вопросам актуальной фармации и современных образовательных технологий. Так, в текущем учебном году были приглашены коллеги  из Национального фармацевтического университета (г.Харьков), Тель-Авивского медицинского университета,  (Израиль), Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии (Pоссия), Университета   Казахской медицины (Китай, г.Синь-цзян), сертифицированные эксперты в области GхP (Украина, г.Киев) и др. В результате были разработаны образовательные программы по отдельным дисциплинам- биотехнологии, косметологии.

Для осуществления академической мобильности имеются договора о взаимном сотрудничестве с Национальным фармацевтическим университетом (г.Харьков),  Сибирским государственным  медицинским университетом (г. Томск), Ташкентским фармацевтическим институтом, Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академией, Майкопским Государственным университетом, Пеpмской Госудаpственной фаpмацевтической академией, Унивеpситетом фаpмации и ветеpинаpии (Чехия, г.Бpно). В области научных исследований имеются договоpа с Тель-Авивским медицинским унивеpситетом, Унивеpситетом казахской медицины (Китай, г.Синь-Цзян).

В течение нескольких последних лет Национальный фармацевтический университет (НФаУ) является базой для прохождения практики студентов фармацевтического факультета КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова. Студенты выезжают на практику, занятия по некоторым элективным дисциплинам, что является началом возможного сотрудничества в плане развития двудипломного обучения.

В рамках программы академической мобильности обучающихся на прохождение исследовательской практики были направлены магистранты по специальности «Фармация» в НФаУ (г.Харьков) и в ТашФармИ (г.Ташкент). Руководителями магистрантов были составлены  интегрированные образовательные программы по исследовательской практике, в которых  отражены фрагменты магистерских работ, выполненных на базах ВУЗов-партнеров. В течение осеннего семестра прошли обучение на базе НФаУ 2 студента 4 курса по спец. «Фармация».

Важным моментом является проведение встреч со студентами  по реализации внедрения новых образовательных технологий в учебный процесс, а также  для анкетирования с целью осуществления обратной связи с ними по вопросам выбора элективных дисциплин, преподавателей и т.д. Таким образом, представлялась возможность проанализировать и подкорректировать план мероприятий по дальнейшему внедрению инновационных преобразований в учебный процесс.

Организация семинаров, конференций, круглых столов является одним из приоритетных направлений инновационной деятельности преподавателей и обучающихся. Проведены студенческие научные конференции с участием студентов других факультетов – стоматологического, общей медицины и др., с приглашением выпускников фармацевтического факультета, которые продолжили учебу в магистратуре ведущих ВУЗов Казахстана и Ближнего, Дальнего зарубежья. Выпускники поделились своими впечатлениями и достижениями в ВУЗах, где внедрена кредитная технология обучения, осветили преимущества и перспективы данной технологии. Созданный клуб магистрантов-фармацевтов совместно со студентами провели интеллектуальную игру по химии и фармации на межвузовском уровне, где участвовало 14 команд из КазНУ им. Аль-Фараби, КазНТУ им. Сатпаева, КазГПУ им.Абая, КазЖенГПУ, АТУ. Первое место получили студенты КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова.

В настоящее время идет подготовка наших студентов к участию во Всероссийском конкурсе «Лучший выпускник-фармацевт» (Казань, 2013 г.)

Одним из важных меpопpиятий является яpмаpка элективных дисциплин, во вpемя котоpой обучающиеся выбиpают  напpавление подготовки и соответственно элективные дисциплины. Также пpоводится выбоp пpеподавателей.

Внедрение инновационных процессов в образовательный процесс предполагает дальнейшее совершенствование кредитной технологии обучения. Так, основными направлениями совершенствования являются:

— увеличение удельного веса компонента по выбору для обеспечения возможности формирования  индивидуальной образовательной траектории;

— разработка новых квалификационных требований к  ППС;

— создание единой информационной системы на основе глобальной сети, соединяющей МОиН РК с учебными заведениями;

— введение международно-признанных должностей (академический профессор, ассоциированный профессор, ассистент профессора и др.);

— организация республиканских семинаров по методике преподавания в условиях кредитной технологии;

— совершенствование нормативно-правовой базы кредитной системы обучения;

— повышение академической мобильности обучающихся с целью внедрения двудипломного  обучения;

— разработка интегрированных образовательных программ по специальностям, направлениям  и дисциплинам;

— проведение стажировок  для обмена опыта ППС в организации и методике преподавания в условиях кредитной технологии обучения;

— разработка документации по перезачету кредитов.

Важное место в подготовке высококвалифицированных специалистов занимает практика, которая организуется на базах фармацевтических организаций, где большая роль  принадлежит руководителям практики из сферы практической фармации.

Таким образом, анализируя предварительные итоги внедрения новой модели фармацевтического образования, можно отметить положительные сдвиги в учебном процессе в плане использования активных методов обучения, широкие возможности обмена опытом работы между преподавателями и обучения между обучающимися, построения индивидуальной образовательной траектории и т.д.

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ