ИТОГИ ВНЕДРЕНИЯ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В МВШМ (КЫРГЫЗСТАН): ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

19 Sep 2012

Узаков О.Ж., Джумалиева А.А.

  Международный Университет Кыргызстана,

Международная Высшая школа медицины (МВШМ), Бишкек

 

Резюме В статье дан анализ внедрения кредитно-модульной системы обучения в МВШМ, выявлены проблемы и даны пути их решения. Используемая Европейская кредитная система (ECTS) адаптирована к государственным стандартам в КР. Преимуществами введения данной системы является академическая мобильность студентов, возможность перезачета кредитов при переводе из других вузов. Даны пути совершенствования организации учебного процесса, методического и информационного обеспечения, оптимизация структуры вуза, повышение  уровня профессионального и педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава МВШМ.

Ключевые слова кредитно-модульная система, медицина, проблемы, перспективы, пути решения, академическая мобильность, компетентность.

 

Abstrakct    This article describes implementation of credit-transfer system and modules based modern training technology in International School of Medicine (ISM), problems and perspectives. The European Credit Transfer and Accumulation System (ECTS) is adapted to  national standards of education system in Kyrgyzstan. The advantages of the using  this system: academic mobility of the students, the possibility of credit transfer  in the case moving to another universities. The ways of improving  the educational process, methodological and information support, optimization of the university structure, the level of professional and pedagogical skills of ISM staff.

Keywords  credit-module system, medicine, problems , perspectives solutions, academic mobility and competence.

 

Международный Университет Кыргызстана (МУК) в 2002 году  подписал Всемирную университетскую хартию (Болонская декларация), а в 2004 году была организована Международная Высшая Школа Медицины (МВШМ). Согласно данной хартии обучение основано на Европейской кредитной системе ECTS и адаптировано к государственным стандартам высшего образования в КР [1].

Обучение проводится по 2-х ступенчатой системе: базовое медицинское образование — 5 лет и постдипломное обучение — 2 года (бакалавриат, магистратура) [2].  Целью введения кредитно-модульной системы является облегчение академического признания дипломов и квалификаций иностранных студентов, обучающихся в МВШМ. Анализ внедрения и работы по кредитной системе в течение 8 лет выявил преимущества и проблемы данной системы. Так, получило подтверждение академическая мобильность студентов: количество переведенных студентов в МВШМ из других вузов ближнего и дальнего зарубежья (России, Казахстана, Пакистана, Китая) растет из года в год и составило 111 человек (за последние 5 лет). Ежегодно выпускники МВШМ подтверждают свои дипломы у себя на родине. Из общего числа выпускников, подтвердивших диплом в Индии и Пакистане, 30% составили выпускники из МВШМ (2011-2012гг).

В целом из 116 человек, сдававших в Медицинском Совете Индии (Medical Council of India), 76 прошли аттестацию, что составило 65,5%.  А также два выпускника МВШМ (Мудасар Гауд и Зижан Али) поступили в магистратуру по Общественному здравоохранению (США, Нидерланды). В настоящее время по их инициативе составлена и утверждена совместная  программа  элективного курса по общественному здравоохранению для студентов 5 курса. Кроме того, наши выпускники работают в Австралии, Канаде, США, Нидерландах.

Мы, еще раз убедились что, данная система сближает образовательные программы различных стран, облегчает вопрос академического признания дипломов и квалификаций, упрощает отслеживание компетентности студентов, облегчает переход студентов из одного ВУЗа в другой.  Введение данной системы в МВШМ повысило конкурентоспособность вуза. Привлечение иностранных студентов в КР является дополнительным инвестированием средств в экономику страны.

Преимуществом для студентов является свобода выбора ВУЗа, модели образования, возможность досрочно сдавать обязательные дисциплины, совмещать учебу и осваивать практические навыки в клиниках за счет свободного времени на самостоятельную работу [3].  Положительным является также введение оценки трудозатрат студентов по кредитно-балльной системе, в которой учитываются: посещаемость, активность на семинарских занятиях, владение материалом, умение использовать информацию для сдачи самостоятельных работ [4].  Добросовестные студенты, которые работают в течение семестра, получают максимальные баллы по каждому виду деятельности и могут быть освобождены от сдачи экзамена.

В результате введения данной системы в МВШМ  в основном сложился  высококвалифицированный преподавательский состав, который был поставлен в жесткие условия перехода от традиционной методики преподавания к совершенно новой технологии. В кратчайшие сроки было необходимо разработать  на английском языке  программы по дисциплинам, лекции, планы занятий, тесты, материалы для самостоятельной работы с учетом кредитно-модульной системы. За эти годы внедрены интерактивные методы обучения с применением мультимедиа технологий, аудио и видеоматериалов, создан учебный имитационный центр. Ведется разработка и внедрение дистанционного обучения по отдельным модулям. В результате выживают только те кадры, которые готовы  креативно мыслить, обучаться, совершенствовать владение английским языком, компьютерными технологиями, использовать новейшие методики преподавания,  непрерывно повышать свой профессиональный уровень. Кредитная система обучения потребовала от преподавателей перехода от традиционной пассивной передачи знаний (лекции, семинарские занятия) к управлению самостоятельной работой студентов, с целью активизации  познавательной  деятельности студента. Таким образом, данная система заставляет постоянно самосовершенствоваться преподавателей, позволяет творчески самореализовываться [5].

Позитивным является также то, что введение кредитно-модульной системы позволило структурировать и значительно улучшить учебные программы с учетом смежных дисциплин.

Вместе с тем, обозначились и проблемы. Одной из основных проблем стала языковая коммуникация между административно-преподавательским составом и студентами, так как обе стороны не являются носителями английского языка. Осложняет общение “русский” акцент преподавателей и “индийско-пакистанский” акцент студентов, а также уровень знания языка. При приеме на работу к преподавателям предъявлялись требования: опыт работы по медицинской специальности и знание английского языка. К сожалению, на практике отсутствуют кадры, одновременно владеющие английским языком, имеющие высокий профессиональный уровень  по специальности и по педагогике. Если это профессионал с большим преподавательским опытом, то чаще всего уровень английского языка — удовлетворительный. Они испытывают большие нагрузки при изучении специальной терминологии, грамотном составлении учебно-методического материала на английском языке.  Если хороший уровень владения английским языком и может быть неплохой профессиональный уровень, то зачастую отсутствует педагогический опыт и у них также возникают трудности при составлении  учебно-методических материалов и в правильном построении занятий.  В основном, это молодые специалисты, недавние выпускники вузов.

При поступлении так же предъявляются требования к абитуриенту: уровень довузовской подготовки и знание английского языка. На практике, студенты обладают различным уровнем подготовки и знания языка и многие профессионально не ориентированы. Проведенное дважды (в 2009, 2011 гг.) анкетирование студентов показало, что большая часть студентов руководствовались при поступлении не интересом к профессии, а престижностью данной профессии в стране. Основная масса студентов не имеют навыков скоростного конспектирования лекций, не умеют правильно организовать свое время, работать с литературными источниками и резюмировать данный материал. Ситуацию может переломить внедрение с первых курсов предмета «введение в специальность»[6]. Студенты, закончившие  школу на английском языке, обращают внимание на построение учебно-методического материала (грамматика, корректность составления тестов), умение преподавателя правильно объяснить материал на английском языке.  Для таких студентов имеет значение уровень знания преподавателем английского языка, а для студентов, обучавшихся на родном языке в школах, на первый план выступают   трудности в понимании преподавателя и предмета.

Конечно, проведена большая работа УМО и администрации по разработке нормативной документации, положения о кредитно-рейтинговой системе зачетов, требований к учебно-методическому материалу. Но, не проводилось обучение преподавателей по кредитно-модульной системе, в связи с чем не все понимают формы проведения занятий, составления учебно-методического материала и знания индикаторов их оценки. Проблемой также является учет нагрузки преподавателей, так как она рассчитывается  из расчета аудиторных часов, что не соответствует трудозатратам преподавателя при данной системе (время, затраченное на составление лекций, самостоятельных работ и др.). Было бы правильней перевести аудиторные часы в кредиты для объективной оценки нагрузки преподавателей с учетом их трудозатрат[7,8].

Для улучшения качества преподавания и решения вышеперечисленных проблем необходимо:

  • проводить краткосрочные информационные и учебные семинары по
  • кредитно-модульной системе для преподавателей;
  • организовать курсы повышения квалификации и переподготовки по
  • специальности и английскому языку для преподавателей, работающих по кредитно-модульной системе, с возможностью участия в международных семинарах, тренингах, стажировках в Европейских вузах;
  • сформировать информсреду (внедрение информационных систем), с
  • постоянным обновлением на веб-сайте, что обеспечит эффективность и качество внедрения кредитной технологии обучения;
  • максимально унифицировать учебные планы с учетом смежных
  • дисциплин;
  • совершенствовать законодательной базы кредитной технологии;
  • получить международную аккредитацию.

 

Литература

  1. Руководство по применению Европейской системы перевода и накопления кредитов (ECTS) в Кыргызской Республике. Проект Темпус Европейской комиссии NSCM – Т041Ф044-2004. -Бишкек, 2005. — С. 77.
  2. «Ongoing reforms and future perspectives». Tashkent, 22-23 November 2004: Материалы региональной конференции Темпус «Высшее образование в Центральной Азии: текущие реформы и перспективы развития».-Ташкент, 2004.-С. 285.
  3. Вартанян Ф.Е., Алексеев В.А. Международное сотрудничество и развитие медицинского образования. -М.: Вести, 2000.
  4. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. -МС.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.-С.72.
  5. Треногов А.В., Исаева Е.Р. Учебное пособие по курсу «Введение в специальность для студентов» МЗ РФ. -Санкт-Петербург, 2006. -С. 88.
  6. Бордовский Г.А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография. — СПб Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2001.
  7. Чистохвалов В.Н. Системы накопления и перевода кредитов, используемые в европейских и американских университетах // Российский университет дружбы народов Центр сравнительной образовательной политики. М.: Издательство РУДН, 2003.
  8. Косарев И.И.,Р.В.Шурупова. Инновационные технологии в образовательном процессе медицинских вузов//Новые медицинские технологии/новое медицинское оборудование.-2011.- N12.-С.36-42.

 

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ