ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В РАБОТЕ С ТЕКСТОМ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

19 Sep 2012

Тойганбекова М.Е.

Казахский национальный медицинский университет им.С.Д.Асфендиярова

 

Түйін   Берілген мақала орыс тілі пәнін оқытуда студенттермен бірге белсенді жұмыс жасау кезіндегі түрлі әдістерді қолданудың оң тәжірибесін көрсетуге бағытталған.

 

Резюме  Данная статья посвящена демонстрации позитивного опыта применения инновационных методов работы со студентами при изучении русского языка.  

 

Abstrakct Given article is devoted demonstration of positive experience primene-nija active methods of work with students at studying of  russian disciplines.

 

В современном  образовании остро стоит вопрос о профессиональной и нравственной ответственности ее представителей. В  данных условиях радикальному изменению подвергаются цели, задачи образования, его структура и содержание. Интеграция отечественной высшей школы в мировое образовательное пространство – проблема, которая является составной частью общенациональной проблемы реформирования народного образования в Казахстане.

Развитие у студентов способности логического мышления и умения творчески применять полученные в процессе обучения  объем  знаний при самостоятельном принятии решений на поставленную перед ним задачу – одна из главных целей обучения на занятиях русского языка. Хорошая методика преподавания обеспечивает единство интересов преподавателя и студентов. В этом отношении инновационные методы активного обучения в работе с текстами по специальности  являются одним из наиболее перспективных путей совершенствования профессиональной подготовки будущих  специалистов.

Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность студентов. Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.      Данные методы характеризуются высоким уровнем активности обучаемых.

Как известно, существуют несколько форм инновационных методов обучения:

  •  Полилоги-беседы по отдельным темам,
  • анализ конкретных ситуаций и решение проблемных задач,
  • деловые (ролевые) игры,
  • кроссворды,
  • игровое проектирование
  • и другие.

Однако нужно учитывать тот факт, что внедрение в учебный процесс инновационных методов обучения в основном осуществляется при изучении гуманитарных или организационных дисциплин.

Целью данной статьи является применения  инновационных методов при изучении русского языка в неязыковом вузе.  Преподавателями  кафедры активно используются  в своей учебно-практической  деятельности как традиционные подходы к обучению, так и современные инновационные методы работы. Применение данных методов обучения, способствующих самостоятельно контролировать собственный процесс обучения студентами является актуальным и своевременным.

Использование инновационных методов дает студентам необходимые практические навыки анализа ситуаций и оперативного нахождения решений, развивает способности аргументировать и четко излагать свои мысли.

Особенность учебных занятий заключается в том, что они требуют активного участия обучающихся. При этом роль преподавателя сводится к оказанию помощи студенту по мере продвижения через процесс занятий. Компетентный преподаватель должен хорошо представлять себе, что происходит на каждой конкретной стадии учебного процесса, и делать обучение более эффективным для его участников.

В последнее время преподавателями внедряется такая  инновационная форма обучения как «методика малых групп».

Процесс обучения в данном случае состоит из следующих этапов:

  1. Преподавателем предлагается проблема для обсуждения.
  2. Формируются  группы (4-5 студентов).
  3. В каждой группе выбираются необходимые роли (руководитель, ассистент и т.д.).
  4. Предоставляется время на обсуждение.
  5. Даётся возможность выступления представителю от каждой группы для презентации итогов работы (варианты решения проблемы, ответы на поставленные вопросы и т.д.).
  6. Преподаватель обобщает прозвучавшие выводы всех групп по заданной проблеме.
  7. Совместно разбираются итоги и  делаются общие выводы (чему научились в ходе занятия, как можно использовать в дальнейшем то, чему научились).

В начале занятия студенты получают от преподавателя четко сформулированную проблему, которая может быть выражена в форме проблемной задачи.

В процессе обсуждения этой проблемы они  прибегают к мозговому штурму – одному из простых и быстрых способов генерирования идей. Во время мозгового штурма участники свободно обмениваются идеями по мере их возникновения, неофициальная обстановка создает атмосферу свободного обмена мнениями. Все высказанные идеи записываются на доске. Для оценки взглядов и последующего формирования групп при помощи взвешенного голосования выбирается несколько наиболее важных и перспективных направлений, которые должны обсудить студенты, разбившись на группы.

В ходе обсуждения участие преподавателя сведено к минимуму. Он может направить дискуссию в нужное русло, задавая правильные вопросы. От него требуется умение найти побуждающие к участию в дискуссии стимулы для каждого обучающегося. Обычно преподаватель обходит все группы, чтобы убедиться в том, что студенты правильно поняли задание.

Вниманию студентов могут быть предложены следующие основные правила, которых они должны придерживаться в процессе обсуждения: уважайте чужое мнение  (это не значит, что нужно приходить к единому мнению); не говорите длинными фразами; не говорите одновременно; не «витайте в облаках» – подходите практически; избегайте группового редактирования; используйте творческий подход. Эти правила  можно подготовить заранее на слайдах или просто написать на доске.

Для презентации идеи от каждой группы выступает один человек. Некоторые готовят раздаточные материалы (записи на доске). После каждого выступления члены других групп задают вопросы для более детальной проработки темы.

В конце занятия преподаватель подводит итоги выступлений, определив явно прозвучавшие во время презентаций общие для всех групп решения.

Задача преподавателей нашей кафедры, используя активные методы в педагогической практике, найти необходимый системный подход взаимодействия со студентом.

При использовании инновационных методов происходит взаимодействие преподавателя со студентом, направленное на воспитание и самовоспитание компетентного специалиста, профессионала.

Подход к взаимодействию со студентом, основанный на использовании этих методов включает четыре структурных составляющих.

Первая – побудительная: причины, факторы, обусловливающие выбор студентом или преподавателем того или иного метода для эффективного усвоения дисциплины.

Вторая – ментальная, раскрывающая смыслы, ценности, нормы, установки, которые регулируют поведение участников взаимодействия.

Третья – процессуальная, определяющая особенности педагогического взаимодействия, последовательность его развития (цели, содержание, схемы и сюжеты взаимодействия, ролевые позиции).

Четвертая – результативная, влияющая на результаты образовательного процесса. Студент стремится повысить эффективность своей учебной деятельности за счет ее более рациональной организации (например, использует схемы, опорные конспекты, составляет картотеку при подготовке к экзаменам и т.д.).

Применение в практике преподавания «методики малых групп» дает студентам возможность совершенствовать навыки разрешения трудных ситуаций, учиться друг у друга, формирует чувство ответственности за учебный процесс, навыки совместной работы в командах, а также навыки публичных выступлений.

В заключении следует отметить, что использование описанного метода организации учебного процесса позволяет не только повысить интенсивность обучения студентов, но и обеспечивает их подготовку к самостоятельной работе.

Литература

  1. Андреев Е. Г. Педагогика в работе лектора. М., 1974.2.
  2. Баранов С. П., Принципы обучения. М., 1975.
  3. Бруннер Д. Процесс обучения. Пер. с нем. М., 1962. 4.
  4. Зотов И. С. Некоторые вопросы методики чтения лекции по общественным наукам в вузе. М., 1971. 6.

Савельев В. П., Туляков Ю. Т. Самостоятельная работа — важная составная часть учебного процесса. Симферополь, 1993.

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ