ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ЯЗЫКАМ, ВИРТУАЛЬНОЕ ВИДЕНИЕ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЮЗНЫМ СЛОВОМ «КОТОРЫЙ»

19 Sep 2012

Аркабаева Г.С.

Казахский национальный медицинский университет им.С.Д.Асфендиярова

 

Резюме В статье рассматривается сложноподчиненное предложение с союзным словом «который».

 

Түйін  Мақалада  «который» сөзімен келетін құрмалас сөйлемнің алгоритмі қарастырылады.

 

Abstrakct  The complex sentence with the word  “which” are concedered     in this article

 

В свете предложенных современных методик обучения языку, теория порождающих грамматик представляет собой особый интерес, основанный на тех прогнозах и полученных результатах, которые данная методика оправдывает и обосновывает.

Данный метод конструирования разнообразных моделей-цепочек, связанных в последовательное единство – своеобразный лингвистический алгоритм позволяет намного облегчить процесс обучения русскому языку (как иностранному) и сделать занятие интересным и увлекательным.

Целью данной работы является более подробное рассмотрение алгоритма сложного предложения с «который», попытаться отобразить виртуальное видение сложного предложения с «который», и разработать конструкции и схемы со всеми прилагающими трансформационными компонентами.

Данный анализ позволит выстроить синтаксический стержень, — глубинную структуру предложения, получаемую с помощью базового компонента и синтаксическое дерево.

Признаки слова «который» сливаются в значении определения, изменяющегося как имя прилагательное и в значении союзного слова в составе придаточного предложения.

Необходимо на практике, при составлении предложений этой конструкции уделять внимание студентов на разграничение дихотомии числа и одушевлённости/неодушевлённости. Студенты должны безошибочно определять в каких случаях используется только один вариант, а другой отсутствует.

Рассмотрим таблицу слова «который», изменяющегося в определительном придаточном предложении:

 

который(O), (кот. PO), который = S Я видел в библиотеке студента (какого?), который читал Пушкина.
(O), (кот. PO), которая = S Я видел в библиотеке студентку (какую?), которая читала Пушкина.
(O pl), (кот. PO), которые = S Я видел в библиотеке студентов (каких?), которые читали Пушкина.
(O sin.), (кот. PO), которое = S Окно, которое мы выкрасили вчера, уже высохло.

 

m – который;

f – которая;

nat. – которое;

Opl. – которые.

Получается такая конструкция:

V + О4 → — который (m)

(видел)      — которая (f)

— которое (nat.)______________ V + O4

— которые (pl.)

Особый оттенок значения приобретает категория среднего рода в сочетании со словом которое. Необходимо обратить внимание на отсутствие дихотомии одушевлённости как следствие прямого объекта.

Для закрепления, вместе с обучаемыми, можно сконструировать модели предложений, заполнив их знакомыми данными. Обратить внимание на изменение окончаний слова который не только в категории рода, но и дихотомии числа.

Причем заметить, что слово который относительно свободно от влияния основного глагола в предложении, и зависит от формы определяемого слова. Причем определяемое слово затем меняет форму глагола в придаточном предложении.

Следующая ветвь нашего синтаксического дерева выглядит примерно так:

 

О, (кот. … SP) Друг, у которого я взял книгу, уже уехал домой.
которыйО2 – с (из), у, для, от…                       Подруга, у которой явзял книгу, уже

уехала домой.

sin.                         pl.

Друзья, у которых я

2, 3, 4                  5-20                            был вчера в гостях,

подарили мне

книгу.

Здание, у которого

m, nat.              много, мало                   стоят люди,

называется

которого          которых                     Государственный

музей.

f

 

которой

 

Здесь на форму слова который оказывает влияние предлог родительного падежа, отсюда изменение окончаний. Студентам необходимо отработать перечисленные значения определяемого слова в придаточном предложении, связанным со словом который. Для отработки данной информации, предварительно нужно дать упражнения на различение значений предлогов родительного падежа в определяемой конструкции предложения.

Рассмотрим следующую конструкцию дательного падежа:

 

О, (кот. … SP) Друг, которому я подарил книгу, пригласил меня в кино.
которыйV – О3                                                 К подруге, которойsin.                                                    прислали письмо   m,nat.         — которому                                  родители,

f  — которой                                            пришёл почтальон.

pl. — которым    .                                 К друзьям, которым я

звонил, приехали

родственники.

 

 

 

Слово «который» является прямым связующим звеном между определяемым словом и основным глаголом предложения. Студенты часто путают эту последовательность, ошибаясь в точности выбора места и выбора окончаний.

Подчеркнем, что тот, для кого русский язык является естественным, отлично знает, какие определительные сочетания возможны по-русски, а какие – нет. Его задача научиться правильно употреблять то, что он знает, в предложения. Но эту довольно логичную связь сложно понять иностранному студенту. Поэтому для облегчения поставленной задачи необходимо уже при работе над алгоритмом указывать связь подчинения и управления, и затем уже вводить отношения определяемого слова со словом «который». Необходимо на практике разработать и специально обратить внимание на все сведения о возможных (и только о них) связях между словами в предложении. В этом случае в результате перебора различных вариантов преподаватель может отбросить то, что не укладывается в заданные связи, и выдать правильные образцы конструкций определительных предложений.

Например, в заданном предложении невозможен вариант:

который                                        V – O4

sin. и pl.

Друг, который я подарил книгу, — поэтому нужно разобрать все имеющиеся в запасе студентов глаголы.

При знакомстве с этой конструкцией студенты уже должны знать правила вычленения в предложении глагольных форм и правила определения грамматического времени этих форм. Особое внимание нужно уделить теме согласования времен, как соотносятся названное предложением событие с объективным временем. Согласно общей учебной программе некоторые общие моменты такой формализации представляются довольно определенными.

Во-первых, следует проверить, не выступает ли глагольная форма, связываемая со словом «который» в прямой связи с главной частью сложного предложения. Причем здесь формальными признаками выступает наличие знаков препинания, а также союзного слова «который», вводящего придаточное предложение. Определенную сложность имеет конструкция, связанная в отношениях дихотомии одушевленности/неодушевленности. Из приведенных примеров видна прямая связь с видовременной соотнесенностью. Суть этой связи должна быть определена не только при помощи преподавателя, но и самостоятельной работой студентов. Для этого студенты должны быть ознакомлены со всеми возможными конструкциями падежных форм и их отношениями с глаголом.

Задача преподавателя – научить понимать достаточно простые, «технические» тексты, и уметь на основе заданных конструкций приводить собственные примеры. А также уметь определять моменты, где данной конструкции не может быть, оперируя теми правилами, что при взаимодействии значений, выражаемых лексическими средствами, словами, победа обычно всегда оказывается за лексикой.

Точно также случается и тогда, когда взаимодействуют значения, выражаемые грамматическими средствами, с тем, что относится к определяемому слову и союзному слову «который». В этом случае реальная временная соотнесенность предложения определяется грамматической формой глагола. Сложность заключается в разграничении студентами вариантов, которые невозможно подогнать под определенные схемы и конструкции.

 

Литература

  1. Грамматика современного русского языка. М., 1970.
  2. Звегинцев В.А. Предложение и его отношение к языку и речи. М.: МГУ, 1976.
  3. Нуршаихова Ж.А. Русский язык и алгоритмы. Алматы, 1999.
  4. Сулейменова Э.Д. Понятие смысла в современной лингвистике. Алма-Ата: Мектеп, 1989.
  5. Хомский Н. Язык и мышление. М., 1972.

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ