ИННОВАЦИОННОЕ КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕКТОРА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

19 Sep 2012

 

Аканов А.А., Камалиев М.А.

Казахский национальный медицинский университет

    имени С.Д. Асфендиярова

Резюме Успешное решение задач общественного здравоохранения во многом обусловлено системой подготовки специалистов, способных компетентно решать проблемы охраны здоровья населения. В КазНМУ разработан инновационный проект ГОСО РК: Образование высшее профессиональное. Специальность «Общественное здравоохранение»: Срок обучения: 4 года, которым предусматривается подготовка специалиста общественного здравоохранения, способного к профессиональной деятельности по обоснованию и организации мероприятий в области охраны и укрепления здоровья населения, управлению деятельностью лечебно-профилактических или санитарно-противоэпидемических организаций, социальной защите населения, проведению научно-исследовательской работы по проблемам организации и совершенствования медико-санитарного обслуживания населения и др.

Ключевые слова  общественное здравоохранение, образование.

Innovative staffing of sector of public health care

Akanov A.A., Kamaliev M.A.

Abstrakct The successful solution of problems of public health care is in many respects caused by system of the training of specialists, capable competently to solve public health care problems. In KazNMU the GOSO RK innovative project is developed: Higher education professional. Specialty «Public health care»: Training term: 4 years by which preparation of the expert of the public health care capable to professional activity on justification and organization of events in the field of protection and strengthening of health of the population, to management of activity of the treatment-and-prophylactic organizations, social protection of the population, carrying out research work on problems of the organization and improvement of medico-sanitary service of the population is provided, etc.

Keywords  public health care, education.

Қоғамдық денсаулық сақтау секторын Инновациялық кадрлық қамтамасыз ету

Ақанов А.А., Камалиев М.А.

Түйін Қоғамдық денсаулық сақтау міндеттерінің ұтымды шешімі, көп жағдайда халық денсаулығын қорғау мәселелерін құзыретті шешуге қабілетті мамандарды дайындау жүйесімен  байланысты. ҚазҰМУ ҚР МЖББС «Жоғары кәсіби білім» инновациялық жобасы әзірленген. Оқу мерзімі 4 жылдық, «Қоғамдық денсаулық сақтау» мамандығы,  халық денсаулығын қорғау және нығайту саласындағы шараларды ұйымдастыру және негіздеу, емдеу-профилактикалық немесе санитарлық-эпидемияға қарсы ұйымдардың қызметін басқару, халықты әлеуметтік қорғау, халыққа медициналық-санитарлық қызмет көрсетуді жетілдіру және ұйымдастыру мәселелеріне қатысты ғылыми-зерттеу жұмыстарын жүргізу бойынша кәсіби қызметті атқаруға қабілетті қоғамдық денсаулық сақтау маманын дайындауды қарастырады.

Түйінді сөздер қоғамдық денсаулық сақтау, білім беру

 

Неотъемлемой частью систем здравоохранения развитых стран Европы и США является развитый блок общественного здравоохранения, целью которого является: сохранение и укрепление здоровья населения; изучение и мониторинг состояния здоровья, включая проведение исследований, направленных на выявление и оценку рисков для здоровья; разработку организационных моделей, технологий, стратегий, средств, методов и программ, позволяющих снижать данные риски; а также оценку эффективности мероприятий, реализуемых в этих целях.

Успешное решение задач общественного здравоохранения во многом обусловлено системой подготовки специалистов, способных компетентно решать проблемы охраны здоровья населения. Как показал анализ, подготовка кадров для общественного здравоохранения за рубежом проводится по одноименным бакалавриатским и магистрским программам, реализуемым университетскими школами общественного здравоохранения.

Вместе с тем, пока ни в одной стране окончательно не разработаны систематические подходы к подготовке специалистов общественного здравоохранения. Анализ учебных программ и планов свидетельствует о достаточном разнообразии дисциплин, имеющих прямое или косвенное отношение к предмету общественного здравоохранения. Процесс подготовки специалистов общественного здравоохранения более направлен для решения собственных приоритетных задач с учетом имеющихся условий.

Высокие показатели здоровья населения этих стран, особенно в сравнении с отечественными данными, которые им значительно уступают, убеждают не столько в эффективности и результативности функционирования их сектора общественного здравоохранения, сколько в необходимости совершенствования в этом направлении отечественной системы здравоохранения с учетом зарубежного опыта.

Вопрос о необходимости подготовки специалистов общественного здравоохранения в Республике Казахстан уже не является дискуссионным, трудности возникают на этапе концептуальной разработки и практического воплощения нововведения.

Так, сделана первая попытка создания аналогичной программы: «ГОСО РК 3.08.389-2006. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Образование высшее профессиональное. Специальность 051102 «Общественное здравоохранение». Дата введения 2007.09.01. Выпускнику, завершившему обучение по специальности 051102 «Общественное здравоохранение» выдается диплом о высшем медицинском образовании с присуждением академической степени «бакалавр общественного здравоохранения», академическая справка с указанием перечня изученных дисциплин с оценками, числом освоенных кредитов и объемом академических часов. По завершении обучения в бакалавриате выпускник допускается к самостоятельной практической деятельности в качестве организатора общественного здравоохранения или специалиста по гигиене и эпидемиологии. Вместе с тем, при анализе дисциплин и часов ТУП специальности 051102 «Общественное здравоохранение», срок обучения 5 лет, очевидно, что подготовка преимущественно предусматривает подготовку бакалавра по гигиене и эпидемиологии. В текущем году медицинскими вузами Республики Казахстан осуществляется первый выпуск бакалавров общественного здравоохранения.

Также принят Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан: Образование высшее профессиональное: Специальность 5В110400 «Медико-профилактическое дело»: ГОСО РК 6.08.021-2009: Введен в действие 30 сентября 2009 г.: Срок обучения 5 лет, согласно которому по завершении обучения в бакалавриате выпускник допускается к самостоятельной практической деятельности в качестве специалиста по эпидемиологии, коммунальной гигиене, гигиене детей и подростков, гигиене труда, гигиене питания, по радиационной гигиене, вирусологии, бактериологии, паразитологии.

Подготовка специалистов по гигиене и эпидемиологии также планируется посредством двухгодичной интернатуры Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан: Образование высшее профессиональное: Специальность 051301 «Общая медицина»: ГОСО РК 3.07.475-2006: Дата введения 2007.09.01.

Из представленного следует, что подготовка специалистов по гигиене и эпидемиологии в системе высшего профессионального образования РК осуществляется из трех источников, предназначенных для сложившейся и развивающейся государственной санитарно-эпидемиологической службы.

В противоположность чему, специалиста общественного здравоохранения пока никто системно не готовит. Имеющаяся магистратура «Общественное здравоохранение»  в силу незначительности выделяемых мест проблемы не решает.

Наиболее логичным вариантом решения проблемы представляется разработка нового образовательного стандарта по специальности «Общественное здравоохранение», способного дать обширные знания и умения, необходимые для специалиста общественного здравоохранения, а также обучить современным доказательным подходам к охране и укреплению общественного здоровья, основанного на совершенствовании содержания уже существующих образовательных программ по специальностям «Общественное здравоохранение» и «Менеджмент».

В КазНМУ разработан инновационный проект ГОСО РК: Образование высшее профессиональное. Специальность «Общественное здравоохранение»: Срок обучения: 4 года, которым предусматривается подготовка специалиста общественного здравоохранения, способного к профессиональной деятельности по обоснованию и организации мероприятий в области охраны и укрепления здоровья населения, управлению деятельностью лечебно-профилактических или санитарно-противоэпидемических организаций, социальной защите населения, проведению научно-исследовательской работы по проблемам организации и совершенствования медико-санитарного обслуживания населения и др.

Ключевыми задачами специалиста общественного здравоохранение определены:

— изучение и наблюдение за состоянием здоровья населения с целью идентификации проблем;

— выявление и изучение причин заболеваемости и рисков для здоровья в популяции;

— обеспечение рационального управления на иерархических уровнях системы здравоохранения;

— обеспечение равного доступа населения к необходимым услугам здравоохранения;

— оценка потребности различных групп населения в услугах здравоохранения;

— оценка эффективности, доступности и качества услуг системы здравоохранения;

— разработка правил и инструкций, которые способствуют охране здоровья населения;

— работа с населением в формировании ЗОЖ и укреплении здоровья;

— партнерство в разрешении проблем в области здоровья;

— проведение научных исследований, направленных на решение проблем со здоровьем населения.

Общественное здравоохранение, в его современном понимании, находится на стыке медицинских, естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, таких как медицины, экологии, биологии, экономических и политических наук, и объединяет усилия специалистов из разных областей современной науки в целях охраны и укрепления здоровья населения.

Поэтому, для решения профессиональных задач у специалиста общественного здравоохранения в процессе обучения должны быть сформированы следующие базовые навыки:

— навыки в области теоретических дисциплин общественного здоровья,

— аналитические навыки,

— навыки планирования программ,

— навыки финансового планирования и управления,

— навыки руководства и лидерства,

— коммуникативные навыки,

— практические навыки работы с организациями и населением.

Поскольку «Общественное здравоохранение» является интегральной (междисциплинарной) социальной учебной дисциплиной и отраслью медицинской науки, не имеющей непосредственного отношения к индивидуальному здоровью в части диагностики и лечения, следовательно срок обучения в бакалавриате по данной специальности может составлять не более 4 лет (что соответствует отечественному стандарту и международному опыту).

Перечень и объем учебных часов дисциплин, включенных в ТУП, максимально соответствует квалификационным требованиям специальности «Общественное здравоохранение».

Последующее обучение осуществляется в магистратуре по специальности «Общественное здравоохранение».

На сегодняшний день, руководящие, исполнительные и образовательные органы и организации здравоохранения разного уровня испытывают явный недостаток кадров, имеющих высокую профессиональную квалификацию в сфере общественного здравоохранения. В связи с этим, нередко изучением и оценкой здоровья населения, выявлением рисков, разработкой и оценкой результативности стратегий, направленных на их снижение, занимаются лица, не имеющие специализированной подготовки к таким видам деятельности.

Специалисты общественного здравоохранения являются потенциально востребованными в ходе реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2010 года № 1113, а также могут составить кадровую основу для усиления блока общественного здравоохранения в рамках обновленной отраслевой системы – Единой национальной системы здравоохранения.

В целом, ситуация выглядит следующим образом: на рынке труда существует некоторый спрос на специалистов и есть предложения, но «сделка» не может полноценно состояться из-за административного барьера вследствие отсутствия нормативно-правовых решений.

Первые трудности возникают при формулировке специальности, не включенной в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты от 22 ноября 2002 года  № 273-п. Также налицо несовершенство Номенклатуры медицинских и фармацевтических специальностей, утвержденной приказом министра здравоохранения РК от 24 ноября 2009 года № 774 и Типовых штатов и штатных нормативов организаций здравоохранения от 7 апреля 2010 года № 238.

С этой целью, необходимо:

  1.  утверждение и внедрение образовательной программы бакалавриата по специальности «Общественное здравоохранение»;
  2.  дальнейшее развитие номенклатуры специальностей персонала здравоохранения;
  3.  обеспечение потребности рынка труда общественного здравоохранения;
  4.  создание системы постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в специалистах общественного  здравоохранения различной квалификации, в том числе с учетом международных тенденций;
  5.  формирование государственного и целевых заказов на подготовку специалистов общественного здравоохранения с ориентация на постоянно возрастающий спрос.

Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ