Posted by & filed under Английский, Инновационные методы обучения, Казахский, Категории, Русский, Язык публикации.

Хабижанов Б.Х., Курманбекова С.К., Лобанова Р.П.,

Хитуова Л.К.,  Нургалиева Ж.Ж.

  Казахский Национальный Медицинский Университет им.С.Д.Асфендиярова

 

Резюме Творческое внедрение новой системы образования формирует специфику преподавания педиатрии, как самостоятельного раздела медицины и здравоохранения. Принципы Болонской декларации в университете предполагают организацию образования с учетом динамики приоритетов  здравоохранения, национальных особенностей обучающихся, возрастных особенностей детей и др.

Ключевые слова  модель, педиатрическое образование, профилактика, специфика.

 

УНИВЕРСИТЕТТЕ ПЕДИАТРИЯЛЫҚ БІЛІМ БЕРУ МОДЕЛІНІҢ ЭЛЕМЕНТТЕРІН ҚАЛЫПТАСТЫРУ

Хабижанов Б.Х., Құрманбекова С.Қ., Лобанова Р.П.,  Хитуова Л.К., Нұрғалиева Ж.Ж.

Түйін  Білім берудің жаңа жүйесін өнегелі ендіру педиатрияны оқытудың спецификасын, оның медицина мен денсаулық сақтаудың дербес саласы екеніне қарай қалыптастырады. Университетте осы жылдары қалыптасқан Болонья декларациясы моделінің элементтері денсаулық сақтау приоритетінің динамикасын, білім алушылардың ұлттық ерекшеліктері мен балалардың жас ерекшеліктерін ескере отырып ұйымдастыруды меңзейді.

Түйінді сөздер  модель, педиатриялық білім беру, алдын алу, арнайылық.

FORMING OF ELEMENTS OF PEDIATRIC EDUCATIONAL MODEL IN UNIVERSITY

Б.Х.Хабижанов, С.К.Курманбекова, Р.П.Лобанова, Л.К.Хитуова, Ж.Ж.Нургалиева

Abstrakct  Innovative introduction of new educational system that forms specificity of pediatric education, as independent part of medicine and public health.  During these years in university were formed elements of Bologna declaration’s model, which means the organization of education according to dynamics of public health’s priorities, national educational aspects and age features in children.

Keywords   model, pediatric education, preventation, specific.

 

Итак, в последние несколько лет мы, как и другие многие университеты, вошли в систему образования, отвечающей установкам Болонской декларации. Подготовка, обучение студентов и специалистов проводится по программам бакалавриата, магистратуры, докторантуры. Если ранее педиатр обучался и получал диплом врача-педиатра на педиатрическом факультете, то теперь обучение (5+2) по общей медицине дает специальность «ВОП», а для того, чтобы стать педиатром необходимо учиться дальше в резидентуре. Все это предполагает изменение отношения к организации учебного процесса. Так, ректоратом созданы новые структурные подразделения – учебный департамент и комитет по образовательным программам (КОП), деятельность которых направлены на новую организацию учебного процесса. Разработаны интегрированные образовательные программы. Составлены ТУПы. Проводятся на кафедрах открытые занятия по инновационным методам. На кафедрах занятия проводятся по новым, интерактивным и другим способом обучения. Сформирован список элективов на следующий учебный год. Приглашаются визитинг-профессора, проводятся мастер-классы, кафедры принимают участие во всех курсах, которые проводятся ректоратом и его департаментами.

Для интернатуры и резидентуры мы обновили, дополнили и издали новый учебник «Педиатрия» в 2-х томах. При этом от Министерства образования получили рекомендавательное письмо, что этот учебник на казахском языке будет основным для всех медицинских вузов республики.

Но основная нагрузка в учебном процессе выполняется кафедрой. В ракурсе этого нельзя не отметить, что с внедрением установок Болонского процесса, постепенно сформировывается своя специфика преподавания педиатрического предмета.

Во первых, элементы модели строятся на том, что медицина, в т.ч. педиатрия в особенности, становится профилактической, отодвигается на второй план лечебно-диагностические, даже высокоспециализированные технологии, хотя в их надобности никто не сомневается. Медицина перестает быть врачеванием и все становится здравоохранением; во-вторых – среди обучающихся в нашем университете 75 и более % студентов — казахского обучения, и это – в Национальном Университете порождает необходимость своеобразного преломления методов и мотиваций освоения материалов когнитивного и операционального порядка.  В этом плане мы стараемся сохранить ценные стороны прежних образовательных услуг и приобретенный опыт обучения. В этом плане педиатрия, которая преподается на IV курсе ОМ, т.е. на бакалавриате, нами осуществляется с большими подкладками знаний об этиопатогенезе и связанных с ними микробиологических, патофизио-логических, патологоанатомических механизмах заболевания. Это не только облегчит студентам учебу в интернатуре на VI-VII курсах, но и поможет глубже освоить предмет, а также лечение и профилактику заболеваний на современном уровне, в качестве исследователя.

Поскольку большинство студентов в казахском отделении из сельских местностей, окончившие казахскую школу, важно использовать для усвоения новых знаний специфику их менталитета и мышления, богатство языка, его пословиц и афоризмов, по смыслу подходящих к теме занятия. Это облегчит усвоение отдельных тем и разделов среди множества других. Например: в рациональном вскармливании, расчете пищевых ингредиентов, прибавке массы тела  ребенка подходят в качестве эпитетов распространенные выражения – «ас адамның арқауы», а в этиопатогенезе мальабсорбции и целиакии – непереносимости злаковых или лактазы. – «ауру астан……». «Оңға жүрсең арба сынады, солға жүрсең – өгіз өледі»  — весьма удачное сравнение состояния ребенка между кровоточивостью и, напротив, опасностью тромбоза, наблюдающееся в случаях ДВС-синдрома или состояния новорожденных в раннем неонатальном периоде. К слову, в зарубежной литературе, это состояние в учебниках преподается положением корабля Одиссея («между Сциллой и Харибдой») – эпизода из древнегреческой мифологии.

В направлении объединения науки и учебного процесса на кафедре у нас накопился некоторый опыт. Нам помогло выполнение внутривузовского гранта и реальные возможности клинической базы кафедры – НЦП и ДХ, как солидного научного учреждения. Во первых, это обеспечивается участием членов СНК в исследованиях, диагностике болезней; во-вторых широкие возможности клинического НЦ – аппаратура, лаборатории доступны для молодых работников кафедры. Кроме того, интерпретация с наукой на кафедре достигается совмещением часов докторами наук и квалифицированными специалистами НЦП и ДХ.

В части преподавания операциональных навыков для ВОП важны умения, отвечающие питанию и воспитанию здорового ребенка, отсюда -необходимо освоение в первую очередь ими процедур и мануальных методов по вскармливанию, вакцинации и диспансеризации.

В преподавании педиатрии в нынешних условиях особенно важно обучение коммуникативным навыкам. Это новый для студента ОМ пласт. Общение с ребенком каждого возраста, искусство войти в его доверие имеет свою сложную специфику. Особые предпосылки нужны к искусству общения с родителями больного ребенка, сбору необходимой информации о состояния здоровья их ребенка, сообщении ожидаемых или уже состоявшихся, порой самых неприятных, исходов заболевания. В целом плодотворное сотрудничество врача и ребенка и его родителей — есть путь для достижения максимальной эффективности профилактической и лечебной работы в педиатрии, стало быть и в организации образования по новой модели.

Важно в обеспечении непрерывности образования воспитание и преподавание ответственности за высокое качество медицинской услуги, гуманистической ценности образования с разработкой новых педагогических технологий. В педиатрии же этот раздел компетентностного образования имеет опять же свою неповторимую специфику и предполагает запуск педагогических инновационных процессов. Здесь на наш взгляд возвышается одновременно роль воспитательной работы, в которой необходимо:

  1. Определить и раскрыть для образовательного процесса мировоззрение студента – его идеалы, ценности, убеждения. По этому вопросу каждый преподаватель может привести собственный пример. Мировоззрение молодежи разнообразно, от примитивного до сложного.
  2. Конкретизировать представление студента о самом себе, деятельности, поведении, общения (например, что он вносит будучи педиатром ценный вклад в развитие страны участием в воспитании здорового поколения).
  3. Составить программу своего будущего профессионального развития – наряду с освоением высокой квалификации врача-достижение определенности самого – как самостоятельного человека, ответственного за участок деятельности в здравоохранении. Таково положение к этому дню, но внедрение модули, кредитной технологии, новые еще методы работы придется осваивать.

Мы понимаем что не все идет по оптимальному варианту. Для СРС наши студенты не подготовлены. Тенденция у  молодежи последних лет – мало читать – не миновало и наших студентов. Это осложняется еще невысоким общим уровнем развития, т.е. отсутствием подготовленности самостоятельно, творчески трудиться.

В России В.В.Путин поручил прочитать 100 книг ученикам старших классов школ. Анологично этому, нам представляется, что умение читать предмет, самостоятельно трудиться в библиотеке, изучать научную литературу следует прививать на 1-2 курсах.

Следует подчеркнуть, что и преподавателям надо перестроиться. Все еще много на кафедре бумажной работы. Не секрет, что уровень владения казахским языком и новыми методиками обучения у многих преподавателей не на должном уровне. В целом многое нужно перестроить. В этом плане уместны слова А.Эйнштейна «Если вы хотите изменить что-то малое – измените отношение, но если вам нужны большие перемены – меняйте мышление».

Обобщая накопленный на сегодня опыт преподавания педиатрии по новым стандартам, мы видим задачу — впредь 1) сохранить богатый опыт прежней системы образования; 2) одновременно перестроиться в принципах и методологии обучения; 3) удачно встроиться в систему нового образовательного процесса.

 

Литература

1. Байботина Е.Н., Рюмина И.И., Сорокина З.Х.. Проблемы общения медработников с родителями новорожденных детей. «Российский вестник перинатологии и педиатрии», 2006, 1, 12-14

2. Денисов И. Медицинское образование: ситуация сегодня и пути совершенствования подготовки врачей («Врач», 2006 г.).

3. Модель медицинского образования КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова (предварительные итоги, проблемы, перспективы). Алматы, 2011, 82-95

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *