«РАБОТА В ПАРАХ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ

19 Sep 2012

Патсаев А.К., Дильдабекова Л.А.

Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия,г.Шымкент,

Резюме  Впоследние годы в исследовании форм организации обучения, форм обучения все больше внимания уделяется групповой учебной деятельности. В статье приводятся схемы проведения интерактивных занятий, в частности работа в парах.

 

Түйін   Ә.Қ. Патсаев, Л.А. Ділдабекованың «Жұптармен жұмыс — ұжымдық білім беру тәсілінің бірі» — атты мақаласында тәсілдің ұйымдастыру ережелері көрсетілген. Жұптармен жұмыс істеу барысында студенттер бір біріне жәрдем беріп, қарастырылып жатқан сұрақтарды терең ұғынады қателіктерді оңай тауып түзетеді, бір — бірін толықтырады және жауапкершілігі артады.

 

Abstrakct   In this article “Pair work – as one of the collective way forms of training” of authors Patsayev A. K. and Dildabekova L. A. it is a question about pair work as one of the effective forms of the educational process organization. At pair work students help each other, comprehend the questions being studied more deeply, find and correct the mistakes easier, supplement each other and become more responsible.

 

Теория обучения  долгое время основывалась на пассивных методах запоминания и последующего воспроизведения учебного материала. Поиск новых способов обучения ведет к тому, что учебный процесс сосредотачивается на обучающихся, поставленных перед необходимостью решения конкретных проблем.

Доказано, что результаты обучения  находятся в прямой зависимости от положения, которое занимает обучающийся, и от «психологического климата», который его окружает.  Среди важнейших задач, стоящих перед системой образования, особое место занимает поиск и освоение такой формы организации учебного процесса, которая  позволит не только эффективно формировать у обучающихся необходимый объем теоретических знаний, практических умений и навыков, но и целенаправленно развивать их интеллектуальные способности, стремление к самообразованию и самосовершенствованию. Известно, что решению таких задач способствует усиление индивидуализации обучения.

Форма организации обучения связана и с формами организации учебной деятельности или формами обучения. Под формами обучения нами понимаются виды организации взаимодействия обучаемых между собой и с обучающим в ходе одного занятия, направленные на интенсификацию и индивидуализацию учебного процесса [1].

В       последние годы в исследовании форм организации обучения, форм обучения все больше внимания уделяется групповой учебной деятельности. Так, по В.К. Дьяченко [2], организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое обучение.

При групповой форме состав класса для работы разбивается на типологические группы, бригады, звенья. Группы могут работать как над общим, так и над специфическими заданиями. Каждая группа продвигается своим темпом. «Группа, — пишет Я. Скалкова [3], — представляет собой коллектив, объединенный общей целью и направляющий усилия каждого на ее достижение, способствующих реализации творческого потенциала, способностей и интересов личности, формирующий нравственные отношения между его членами». Но, как замечает Ю.К. Бабанский, не всякая групповая деятельность является коллективной. Она приобретает коллективный характер в том случае, когда ученики сообща намечают цель, способы действий и коллективно анализируют ее результаты.

Термин «коллективная работа» обозначает, как правило, не величину группы, а качество взаимодействия в ней. Ряд ученых (Й.Х. Лийметс, М.М. Чередов, М.Д. Виноградова, И.Б. Первин) считают, что коллективная работа может быть фронтальной, групповой и парной. Коллективной же она становится при условии высокого уровня сплоченности группы, высокого уровня развития коллектива. Коллективным же способом  считается «общение каждого с каждым и по очереди» в «диалогических сочетаниях» (по А.Г. Ривину) или в «парах сменного состава» (по М.Н. Скаткину), или в «динамичных парах» (по А.С. Границкой).  Такое общение строится на основе взаимного обучения и взаимного контроля и представляет коллективный способ обучения (В.К. Дьяченко) [4].

Источником идеи коллективного способа обучения (КСО) послужила методика, разработанная и апробированная профессором А.Г. Ривиным в 1918-1930 гг. ХХ века. А.Г. Ривин предложил поабзацное изучение учебных текстов, перессказ содержания в диалогической беседе («диалогических сочетаниях») и индивидуальный отчет по изученному или отчет в общей группе. Ученики А.Г. Ривина работали в парах, состав которых постоянно менялся: все работают со многими по очереди.  Такую работу М.Н. Скаткин и В.К. Дьяченко назвали работой в парах сменного состава [5].

Идеи методики А.Г. Ривина легли в основу метода коллективного способа обучения (М.Н. Скаткин и В.К. Дьяченко, 70-е гг. ХХ в.), который начал внедряться в отечественных учебных заведениях. На данный момент метод КСО представлен рядом методик (обратная методика Ривина, методика Ривина-Баженова, Мурманская методика и методика «взаимопередач тем» — две последние предполагают отчет (о выполнении заданий) в малых группах). Все эти методики, решая разные дидактические задачи, строятся на работе учащихся в парах сменного состава.

Проблему активизации познавательной и коммуникативной деятельности учащихся посредством работы в парах решала профессор Е.С. Полат. Ею была детально разработана методика парной работы на уроке иностранного языка [6].  «Под работой в парах» понимается такая форма проведения занятий, при которой студенты группы распределены на пары, работающих над учебным материалом совместно, во взаимной зависимости, по согласованному между собой плану или порядку работы. Задания могут быть для всех пар данной группы либо одинаковыми, либо различными. Работу в парах характеризует непосредственное взаимодействие между обучающимися, и их совместная деятельность.

На кафедре фармакогнозии и химии ЮКГФА в ученбом процессе применяется коллективный способ обучения. По курсу «Аналитическая химия» лабораторно-практические занятия по темам «Титриметрические методы анализа» проводятся с использованием методики «Работы в парах». Такая организация занятия обеспечивает усвоение студентами теоретических основ количественного анализа, приобритение практических навыков самостоятельной работы, и овладение техникой выполнения всех операции количественного анализа, которые необходимы для дальнейшего изучения профильных дисциплин и дальнейшей профессиональной деятельности провизора.    Работа в парах как форма коллективной деятельности – способ организации совместных усилий обучающихся по решению поставленной на уроке учебно-познавательной задачи в составе группы (совместное планирование выполнения учебно-трудовых операций, обсуждение и выбор способов решения учебных задач, взаимопомощь, сотрудничество в процессе труда).

При распределении обучающихся по парам мы руководствовались следующими принципами:

— попросить обучающихся рассчитаться;

— перед началом занятия можно провести тестирование, разделить по результатам на две группы (сильные и слабые) и объединить по одному человеку из каждой группы;

— преподаватель сам распределяет пары, разделяя неактивных и конфликтных обучающихся;

— обучающиеся сами на листе бумаги пишут, с кем им хотелось бы работать, затем создаются пары.

Качественный состав группы определяет то, насколько эффективно будут взаимодействовать обучающиеся в процессе совместной деятельности, насколько успешно справятся с заданием. Удачно подобранная по составу группа уже сама по себе создает мотивацию к взаимодействию ее членов. В формировании пар ведущими являются следующие критерии: разные учебные возможности (уровень обученности); психологическая совместимость учащихся (межличностные отношения, тип темперамента).

Обучающиеся должны дополнять друг друга, чтобы при необходимости быть в состоянии оказать друг другу помощь.  Разбивка группы производится оперативно на время урока или как норма, выработанная на основе договора между преподавателем и обучающимися в начале конкретного учебного периода (учебная неделя, семестр, полугодие, год). Положительные моменты работы в парах заключаются в следующем:

  1. в работу активно включаются все обучающиеся; создаются условия для оказания взаимопомощи, в процессе которой сами обучающиеся осуществляют индивидуальный подход;
  2. развиваются и укрепляются навыки коллективного труда;
  3. усвоение нового материала происходит лучше, обучающиеся глубже осознают вопросы, изучаемые в процессе работы в парах, включающей как обязательный элемент индивидуальное выполнение каждым обучающимся части выполняемых заданий;
  4. результаты индивидуальной работы становятся предметом обсуждения всей группы, что приводит к нахождению и исправлению ошибок и позволяет лучше закрепить и совершенствовать знания и умения.

Во время работы в парах преподаватель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в парах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным студентам или паре в целом. Самоконтроль и взаимоконтроль в ходе совместной работы в парах на данном этапе не заменяет контроль со стороны преподавателя. Обучающиеся проверяют друг друга, помогают друг другу исправлять ошибки, при необходимости объясняют их. Перед парой стоит задача – проверить у каждого правильность выполнения задания. Во время совместной работы в парах, обучающиеся могут столкнуться с определенными трудностями в общении друг с другом, которые, вполне вероятно, обусловлены недостатком культуры общения самих обучающихся. Также возможно, что некоторые из обучающихся не осознают значимость собственных усилий для достижения общей цели.

Чтобы сотрудничество состоялось, нужно приучать обучающихся:

— взаимодействовать в парах с любым партнером или партнерами;

— работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;

— вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;

— испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всей группы;

— полностью осознавать, что совместная работа в парах – это серьезный и ответственный труд.

Индивидуализация учебного процесса активизирует познавательную деятельность обучающегося и ведет к изменению роли преподавателя с традиционно-контролирующей на управление внешними факторами: формирование установок, определение информационной среды, включение индивидуализированной формы организации обучения в структуру занятия. Данная реорганизация направлена на повышение качества обучения, обеспечение «прозрачности» учебного процесса, улучшение методического обеспечения, увеличение мобильности студентов и преподавателей.

Результаты промежуточного контроля показали в тех группах, где проводились лабораторно-практические занятия по методике «работа в парах» успеваемость повысилась. В первой  группе из 12 студентов получивших оценку «отлично» составило 66,7%, «хорошо» — 33,3%. Во второй группе из 12 студентов  «отлично» составило 75%, «хорошо» -16,7%, удовлетворительно — 8,3%. В третьей группе из 12 студентов  «отлично» составило 81%, «хорошо» — 16,7%, удовлетворительно — 8,3%. В четвертой группе из 13 студентов  «отлично» составило 76,9%, «хорошо» — 8,3%, удовлетворительно — 16,7%. Таким образом, форма организации учебной деятельности как «работа в парах» дает возможность повысить качество обучения и успеваемость  обучающихся.

 

Литература

  1. Петровская Л.А. Активные методы социально-психологического воздействия на коммуникативные процессы. //Общение и оптимизация совместной деятельности. /Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. –М.: Изд-во МГУ, 1987. c.74-85.
  2. Дьяченко В.К.  Организационная структура учебного процесса и ее развитие. –М.: Педагогика, 1989. -160 c.
  3. Скалкова Я. Методология и методы педагогического исследования: Пер. с чешск. –М.: Педагогика, 1989. -295 c.
  4. Дьяченко В.К.  Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы.  –М.: Просвещение, 1991. -191 c.
  5. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-e изд. –М.: Педагогика, 1984. -96 c.

Полат Е.С., Соловьева И.Ю. Давайте говорить по-английский: Пособие для работы в парах: Первый год обучения. В 2ч. –М.:Гуманит.изд. Центр ВЛАДОС, 2003. -Ч.1: А.  -72 c.


Нургожин Талгат Сейтжанович

Главный редактор журнала


Новости

Все


Видео


Фото

Научно-практический медицинский журнал Вестник КазНМУ

Научные публикации, статьи, доклады, рефераты, диссертации, новости медицины, исследования в области фундаментальной и прикладной медицины, публикации журнала "Вестник КазНМУ" и газеты "Шипагер".


ISSN

ONLINE ISSN 2524 - 0692

PRINT ISSN 2524 - 0684


Полезные базы данных

Google Scholar Elibrary.ru Cyberleninka


О журнале

Описание журнала Редакция журнала СМИ о нас Рекомендуемые издания


Индексируется

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д. Асфендиярова

© 2021 КазНМУ