Posted by & filed under Вестник КазНМУ, Русский.

Резюме: В статье рассматривается концепция профессиональной подготовки медицинских сестер как целостная система подготовки специалистов здравоохранения.

Ключевые слова: здоровье, общение, психологическая модель профессиональной подготовки медсестер, личностный подход, когнитивный, мотивационный, эмоциональный и операциональный подходы.

Здоровье человека – это абсолютная и непреходящая жизненная ценность, занимающая самую верхнюю ступень в иерархической лестнице ценностей, а также в системе таких категорий человеческого бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд.

По данным многочисленных медико-социологических исследований, посвященных проблемам здоровья населения, в иерархии человеческих ценностей здоровье занимает одно из главных мест. Хорошее психическое и физическое здоровье представляет собой величайшее социальное благо и накладывает отпечаток на все сферы жизнедеятельности людей. Оно является одним из необходимых условий активной, творческой и полноценной жизни человека в социуме. Недостаточный уровень здоровья негативно отражается на социальной, трудовой и экономической активности людей, существенно уменьшая общую удовлетворенность человека своей жизнью. Значение сохранения здоровья возрастает по мере влияния технизированной окружающей среды на организм человека. Таким образом, здоровье является  главным ресурсом человека, от степени обладания которым зависит удовлетворенность практически всех его  потребностей, оно отражается на образе и стиле жизни, приобщении его к современным достижениям культуры, науки, искусства, техники, характере и способах проведения досуга и отдыха. При этом уровень здоровья зависит от многих от социально-экономических факторов.

По экспертной оценке ВОЗ, состояние здоровья каждого человека зависит от четырех факторов: заложенной в организм генной программы, экологии, медицинского сервиса и образа жизни. Таким образом, одним из решающих факторов здоровья человека является качество медицинского обслуживания.

Именно поэтому в настоящее время возросли требования общества к качеству подготовки квалифицированных специалистов медицинской сферы. В связи с этим большое значение приобретает разработка новых направлений, новых моделей в системе образования.

Нами обоснована и предложена концепция профессиональной подготовки учащихся – медицинских сестер – как целостная система подготовки в медицинских колледжах будущих специалистов здравоохранения. Центром этой педагогической системы выступают теоретические и практические проблемы психологии общения.

Тщательное исследование структуры образовательного процесса в медицинских колледжах, позволило разработать особую психологическую модель профессиональной подготовки учащихся. Разработанная нами модель профессиональной подготовки медицинских сестер в своей основе содержит ориентацию на изучение и понимание психологии как базисной науки о человеке, что обеспечивает эффективное обучение в медицинских колледжах Республики Казахстан. Модель учитывает специфику профессионального специального образования, и создает условия для профессионального личностного роста учащихся медицинских колледжей. Построение профессионального обучения в контексте позитивного общения, обеспечивает профессиональную позицию будущего специалиста системы здравоохранения.

Эффективность профессиональной деятельности медицинской сестры непосредственно связана с психологическими условиями подготовки будущих специалистов. А именно:

— система подготовки специалистов в медицинских колледжах должна быть построена на новой основе, которая бы обеспечивала как знакомство студентов с проблемами психологии общения, так и владения практическими навыками взаимодействия;

— необходимо введение в программу подготовки специалистов медицинского профиля новых курсов интегрированного характера, которые позволят с одной стороны, овладеть важными знаниями психологии общения и, с другой стороны, сделают само психологическое знание мощным практическим средством при работе с пациентами – детьми, взрослыми людьми, людьми старческого возраста;

— создание условий для формирования у учащихся знаний, умений, навыков, которые позволили бы им центрироваться на человеке и учитывать их психологические и возрастные особенности.

Такая непосредственная включенность в систему образовательной практики контекста общения является исходным принципом организации образовательной работы.

Исследование образовательного процесса позволило выявить основные направления перестройки содержания программы и методики преподавания психологии в средних медицинских учебных заведениях:

1. Расширена специальная, профессионально образующая часть программы за счет некоторого сокращения и более компактного изложения общих научных сведений по психологии. Это было сделано для того, чтобы свести к минимуму изучение психологии как науки и максимально увеличить время на ознакомление студентов с теми психологическими знаниями, которые им необходимы как будущим медсестрам.

2. Название «Общая психология» в новой программе заменено на название – «Общие основы психологии», так как в соответствующую часть курса вошли вводные, общеобразовательные знания из многих других отраслей психологии, в частности – психофизиологии, дифференци­альной психологии, социальной психологии, истории психологии.

3. Известный принцип личностного подхода или так называемого личностного, интегративного  изложения учебного материала в нашей программе заменён на принцип реального, жизненного представления о психологии человека. Согласно ему психология как учебная дисциплина, должна представляться учащимся, как естественная система знаний, необходимых им для понимания поведения человека, объяснение его психологии и выяснение зависимости, существующей между психологией человека, социальной действительностью и поступками.

4. В этой связи основная часть курса, начинающаяся со второго раздела «Поведение и психология человека» отражает важные жизненные понятия. Здесь психология представляется не как абстрактная академическая наука, а как практически полезная система знаний, предназначенная для объяснений поступков людей. Будучи, понятой и воспринятой студентами именно в этом ключе, психология с самого начала её изучения и в дальнейшем становится для них интересной и полезной для жизни наукой. Вследствие этого же на более реальную и актуальную жизненную почву ложатся традиционные разделы курса психологии: личность, познавательные процессы.

5. Включение в общие основы психологии специального раздела, посвящённого психологии человеческих отношений. Введение такой проблематики объясняется рядом факторов. Во-первых, без этого раздела сформулированная выше задача, а именно представить психологию как практическую систему знаний, не будет до конца решена, так как личность и познавательные процессы в лучшем случае позволяют понять, как ведёт себя отдельно взятый, изолированный от общества индивид по отношению к материальному, предметному миру. Для того чтобы понять общество и поведение человека среди людей, важно иметь сведения о психологии человеческих отношений. Во-вторых, многие из выпускников средних медицинских учебных заведений рассчитывают на продолжение своего образования в высшей школе, где в программе существует отдельный курс «Психологии» и «Деонтологии». На уровне медицинского колледжа желательно иметь не повторяющий курс психологии в вузе, а небольшой вводный раздел по психологии человеческих отношений. Это тем более желательно, что не во всех изданных в последние годы учебных пособиях по психологии для вузов достаточно полно и близко к жизни отражена тема человеческих отношений.

6. В возрастной психологии и педагогической психологии, которые должны быть представлены двумя другими отдельными частями курса психологии (помимо общих основ психологии), вводится не только традиционное возрастное разделение изложения материала, но также раздельное рассмотрение проблем развития обучения и воспитания.

7. В связи с задачей приблизить курс психологии к реальной жизни, сделать его более актуальным и полезным, в программу для средних специальных учебных заведений включены два новых раздела: «Практическая психология» и «Практическая педагогическая психология». Общим между ними является то, что оба раздела представляют собой практические психологические знания. Различие между ними такое, что если первый из названных разделов посвящён изложению основных направлений современной практической психологии, то второй – обсуждению практических вопросов педагогической психологии.

Таким образом, новый предлагаемый нами курс ориентирован на переход от теории к практике, от общих психологических знаний к специальным и далее к профессионально-педагогическим умениям.

Для того, чтобы фундаментальные знания по современной психологии прочно укрепились в памяти, стали средством педагогического мышления и действия, обновленная программа предусматривает включение в учебный процесс системы специально подобранных учебных задач и упражнений, позволяющих придать занятиям творческий, поисковый характер, вовлекать всех учащихся в самостоятельную активную познавательную деятельность, формировать у них умение применять теоретические принципы и положения для анализа, сопоставления и оценки изучаемых явлений, конкретных (реальных) ситуаций и конкретных факторов. Определив содержание обновленной программы и методики преподавания психологии, нами так же разработан «тренинг общения», который направлен на развитие коммуникативных навыков и личностное развитие студентов в целом. При этом мы исходили из положения, что обучение будущих медсестер основам психологии по обновленной программе и знание психологических закономерностей общения будет способствовать личностному развитию учащихся и улучшит качество психолого-педагогической подготовки.

Построенная аналитическим и экспериментальным путем модель подготовки медицинских работников состоит из четырех компонентов – когнитивного (знания), мотивационного, эмоционального и операционального. Через призму навыков общения эти компоненты проявляются в отношенческих позициях от формально-безличностных, аморфных, нерасчленных, до положительно-познавательных, действенных, раскрывающих ценностно-смысловое отношение к психологическому знанию.

Переход к модели является новым инновационным подходом в системе обучения в среднем профессиональном звене, способным решить программу эффективного взаимодействия и обеспечить личностный рост учащихся. Основной целью модели является актуализация навыков общения студентов, получение возможности осмысленно подходить к оценке поступков и действий как своих, так и других людей, подготовить себя к профессиональной деятельности, овладеть тонкостями общения с пациентами.

Литература:

1.Абеуова И.А., Ныгметова К.Н., Шерьязданова Х.Т. Психопедагогика здоворья: Учебное пособие. – Алматы: ТОО «Типография Комплекс», 2006.

2.Мунайдарова  Б.Б. Формирование основ общения при подготовке медицинских сестер. Журнал практического психолога, Научно-практический журнал № 1, Москва, 2009. С. 146-155.

ОРТА МЕДИЦИНАЛЫҚ БІЛІМ БЕРУДЕГІ МАМАНДАРДЫ ДАЙЫНДАУДЫҢ ЖАҢА ТӘСІЛДЕРІ

Шерьязданова Х.Т.

Түйіндеме: Мақалада мейірбикелерді дайындау, денсаулық сақтау мамандарын кәсіби дайындаудың тұтас жүйесі ретінде қарастырылады.

New approaches in specialists’ preparation of secondary medical education.

Sheriyazdanova H.T.

Abstract: The article discusses the concepts of nurses’ professional preparation as complete system of Health Care specialists’ preparation.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Х. Т. Шерьязданова

заведующий кафедрой теоретической и практической психологии Казахский государственный женский педагогический университет,  г. Алматы

Поисковые слова:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *