Posted by & filed under Вестник КазНМУ, Здоровый образ жизни, Русский.

В статье представлены этапы развития понятия «формирование здорового образа жизни», являющиеся необходимым условием для существования индивида, и, в значительной степени, содействуя  разумному удовлетворению  физических и духовных потребностей, способствуют физическому совершенствованию человека, развитию духовных интересов, ценностей, нравственных установок и потребностей, присущих только человеку.

Проблема сохранения и укрепления здоровья творчески развитой  личности  была заложена  еще  многовековой историей человечества. На протяжении всего развития человека занимала мысль об обеспечении крепкого здоровья, радостного ощущения жизни, поэтому он стремился к разгадке тайны здоровья и вечной молодости.

В своем трактате «Указание пути к счастью» аль-Фараби замечает: «Совершенство человека – это здоровье;  если есть здоровье, то его следует сохранять, а если нет, то следует его приобрести. Здоровье достигается только при соблюдении меры: при умеренной еде достигается здоровье, при умеренном труде приобретается сила, точно также хороший нрав достигается при умеренных действиях», т.е. тем самым ученый акцентирует внимание на важности, взаимообусловленности и неразрывности физического и нравственного воспитания [1].

Наибольшее значение имеют  переведенные на многие языки мира труды выдающегося мыслителя, врача Ибн Сина (Авиценна) «Книга исцеления», «Канон врачебной науки», в которых  рассматриваются  основы медицинских знаний и  предлагаются методы профилактики и лечения здоровья природными средствами.

Философское осмысление идей развития единства человека и природы, взаимосвязи образа жизни и здоровья человека раскрываются в трудах  М. Кашгари, Х.А.Яссави, М.Х.Дулати. В них обосновывается важность и необходимость соблюдения принципов здорового образа жизни, использование  природных факторов и ресурсов в укреплении здоровья [2].

Укрепление здоровья, совершенствование гигиенической культуры  и формирование потребности в физических и духовных основах здорового образа жизни с раннего детства явились основой системы философских, педагогических взглядов А.Кунанбаева, Ы.Алтынсарина. Так, великий Абай в  «Словах назидания» воспевает такие нравственные качества как ум, трудолюбие, нравственная чистота помыслов, необходимость ведения нравственного и физического самосовершенствования  подрастающего поколения [3,4].

Любой народ желал видеть будущее потомство здоровым, смелым и сильным. Свидетельством этого являются методы и средства народной педагогики. Так, в устном народном творчестве  (эпосах, сказках, пословицах, поговорках, песнях) воспевался народный идеал физически закаленного, смелого и сильного героя – идеал человека могучей физической силы, мужества  и  отваги (Алпамыс-батыр,  Кобланды-батыр).

Принципы здорового образа жизни, необходимость формирования знаний и навыков здорового образа жизни  получили свое развитие в трудах казахских  педагогов-просветителей М.Жумабаева, Ж.Аймаутова, А.Байтурсынова. В педагогических взглядах М.Жумабаева в труде «Педагогика» вопросы воспитания физически здорового ребенка рассматриваются через знания вспомогательных предметов – анатомии, физиологии, гигиены, гимнастики, психологии, логики и этики. Ученый подчеркивает, что «тело – вместилище души» и это созвучно с пословицей «В здоровом теле — здоровый дух»,  указывая на способы повышения уровня физического, нравственного, интеллектуального развития через раскрытие социальных ролей родителей, воспитателей в жизни каждого ребенка. В работах Ж.Аймаутова вопросы  воспитания   потребностей и навыков у детей к здоровому образу жизни  необходимо  начинать  с раннего детства,  во взаимосвязи с семейным воспитанием.

А.Байтурсынов в статье «Об обучении по-казахски» отмечает, что наставник должен «…знать природу и чувствовать настроение ребенка. Для этого необходимо все знать о физическом и умственном развитии детей почти с самого их рождения. Внутренне состояние ребенка надо уметь различать по его действиям». В труде «В здоровом теле – здоровый дух» он стремится ставить и решать задачи гигиены и физического воспитания в сочетании с педагогической. Педагог предъявляет гигиенические требования, необходимые человеку для поддержания здоровья, и поэтому он должен знать, что  превыше всех богатств это здоровье, и необходимо стремиться  сохранить его [5].

Не утратили своей ценности и значимости в настоящее время оригинальные труды Х.Досмухамедова как ученого в отрасли естествознания, медицины, анатомии, биологии, гигиены человека, эпидемиологии (таких заболеваний как чума, оспа, туберкулез, грипп, холера). В книге «Жизнь тела» (1922г) автором  даются краткие сведения о  строении тела человека как функционируют органы, а также предоставляет точную терминологию определения науки анатомии,  физиологии, школьной гигиены. В его работе «Охрана здоровья учащихся» (1925г), предназначенная для учащихся школ первой ступени обучения, заложены фундаментальные основы гигиенических знаний в профилактике заболеваний органов слуха, зрения и дыхания, даются конкретные санитарно-гигиенические рекомендации по рациональному образу жизни и уделено внимание пропаганде здорового образа жизни детей  с раннего возраста. В предисловии к первому изданию Халел Досмухамедов писал, что  учебное пособие нельзя рассматривать как полное, всестороннее освещение данной проблемы, но при условии выполнения советов и рекомендаций данных в пособии юное поколение приобретает навыки личной гигиены [6].

Из вышеизложенного можно отметить, что накопленные мудрые и ценные высказывания, идеи, рекомендации мыслителей, педагогов, народный опыт казахских педагогов просветителей, труды ученых не теряют своей актуальности, могут быть использованы и в наши дни.

Более подробно остановимся на определении понятия «здоровье», так как здоровье во все  времена считалось высшей  ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном  обществе  оно  становится еще и условием  выживания. Здоровье  человека – важнейший  социальный индикатор общественного развития, своеобразное зеркало социально-экономического благосостояния  страны, оно является одной из главнейших проблем современной науки, т.к. здоровье  населения определяет состояние общества и государства, в целом.

Так, согласно формулировке Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние  полного, физического, душевного и социального  благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков», т.е. здоровье в этом определении рассматривается как противопоставление болезни. По определению, данному в медицинской энциклопедии, «это естественное состояние организма, являющееся выражением его совершенной саморегуляции, гармонического взаимодействия  всех органов и систем, динамического уравновешивания с окружающей средой».

Мы считаем, что для сохранения и укрепления своего здоровья, каждый человек создает свой образ жизни, свою индивидуальную систему  поведения, которая наилучшим образом обеспечивает ему достижения физического, душевного и социального благополучия. На наш взгляд, образ жизни – это система поведения человека в процессе жизнедеятельности, основанная на личном опыте, традициях, принятых нормами поведения, на знании законов жизнедеятельности и мотивов самореализации.

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни, положительно влияющим на здоровье, определяется понятием «здоровый образ жизни». В последние десятилетия активно изучается в исследованиях категория «здоровый образ жизни», где рассматриваются различные подходы к определению содержания данного понятия, его критериям и показателям [7].

Формирование здорового образа жизни имеет своей конечной целью -совершенствование условий жизнедеятельности на основе молодой науки валеологии  как межнаучного направления  познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности на основе валеологического обучения и воспитания, включающих изучение своего организма и своей личности, освоение гигиенических навыков, знание факторов риска и умение реализовать на практике весь комплекс средств и методов  обеспечения здорового  образа жизни.

Научная основа здорового образа жизни включает множество аспектов и факторов, формирующих  жизнедеятельность человека как биологического существа. Находясь  на стыке  многих других наук, таких как биология, экология, медицина, психология, педагогика, этика, социология и др, валеология развивается довольно динамично и знакомит с закономерностями жизнедеятельности организма человека, со способами поддержания и укрепления здоровья, учит основам гигиены, психопрофилактики, аспектам и правилам формирования здорового образа жизни.

Современные  исследования определения сущности и структуры  здоровья, в основном, относятся к взрослым. Характеристика здоровья   ребенка  более сложна, чем у взрослых. Она включает уровень их физического, умственного, функционального развития в различные возрастные периоды, физическую и нервно-психическую адаптацию к меняющимся условиям внешней среды, уровень неспецифической резистентности и иммунной защиты. С этих позиций здоровье ребенка следует рассматривать, как соответствующее биологическому возрасту состояние жизнедеятельности, гармоничного единства физических и интеллектуальных характеристик, обусловленных генетическими, внешнесредовыми факторами и формированиями адаптационно – приспособительных реакций в процессе роста.

Здоровье  подрастающего поколения – это основная цель каждой семьи и человеческого общества в целом, так как именно они очень скоро станут определять статус нашей страны, ее экономику, культуру и науку. Здоровье ребенка, в свою очередь, зависит от уровня здоровья семьи, общества, социально-экономического и культурного развития страны, условий окружающей среды. Становится очевидным, что при определении термина «здоровье» приоритет во всех случаях должен быть отдан здоровью детского населения. Нации, не заботящиеся о здоровье своих детей, обречены на вымирание. Ничто не может быть принесено в жертву детскому здоровью [8].

«Здоровый образ жизни», меняясь в сознании людей, должен изменить сложившиеся стереотипы в отношении своего здоровья и способствовать ее формированию. Это понятие  рассматривается разными авторами с разных позиций. Следовательно, здоровье необходимо рассматривать как неотъемлемую часть развития человека и как показатель истинности культуры, в которой живет индивид.

Так, здоровый образ жизни – это социально-практическая деятельность обучающегося по сохранению, укреплению, развитию физического и психического здоровья. Она представляет собой совокупность достижений в сохранении здоровья людей и отражает уровень валеологических знаний, умений, навыков и опыта в освоении норм, принципов, традиций здорового образа жизни.

Такой подход к здоровому образу жизни способствует раскрытию этого понятия в многообразии его связей, отношений и отражает определенный уровень развития валеологического мышления, степень овладения практическими знаниями, умениями, сформированность валеологических  качеств личности.

Под физическим  здоровьем   обучающихся рассматриваются    знания о состоянии физического здоровья, формирование умений  и  навыков сохранения физического здоровья,  отношение к физическому  здоровью, консультации родителей по состоянию здоровья с медицинскими работниками. Умения и навыки сохранения  физического здоровья  включают в себя: утреннюю зарядку, гимнастику  во время  учебных занятий,  лечебная физическая культура, поход, спортивные секции.

Под психическим здоровьем понимаются психологические  установки и убеждения на здоровый образ жизни, саморегуляция  эмоционально-волевой сферы, отношение к психическому  здоровью, состояние психического здоровья.

Таким образом, анализ понятия позволил отметить различные подходы к его определению. Возможно, такое разнообразие подходов обусловливается многогранностью, сложностью самого понятия здоровый образ жизни как общественного явления.

 

Литература

1. Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. Алма-Ата: Наука, 1973, 399с.

2. Абульханова- Славаская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука,1980, 335с

3.Алтынсарин И. Собрание сочинений, т.11. Алма-Ата: Наука,1976, 423 с

4. Абай Кунанбаев. Полное собрание сочинений в 2-х томах. Алма-Ата:1977.Том1, 455с Том11, 312с

5. Байтурсынов А. Об обучении по-казахски. В здоровом теле-здоровый дух //Антология педагогической мысли Казахстана. Сост. К.Б.Жарикбаев., С.К.Калиев.Алматы: Рауан,1995, 230-234 с.

6. Х.Досмухамедұлы. Аламан, Алматы.Ана тілі, 1991, 511 с.

7.Громбах С.М. Школа и психическое развитие учащихся. М.:Медицина,1988.

8. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье.  3-е изд. – М.: Физкультура и спорт, 1987, 64 с.

 

«Салауатты өмір салты» деген ұғымның дамуының тарихы

Р.Ш.Избасарова, А.Ш.Избасарова.

Түйін  «Салауатты  өмір салтының құрылуы» деген ұғымының дамуы қажетті шартқа қарамастан жеке тұлғаның тіршілігі үшін, маңызды дәрежеде күш жұмсалатын және рухани қажеттілікті ақылды қанағатына, адамның күшіне негізделген жетілдір, дамуға рухани мүдденің, бәстердің, тән адам адамдық қондырғы және қажеттілік итеретін.

History of development of concept OF «healthy life style»

R.Sh.Izbassarova, A.Sh.Izbassarova

Abstract  In the article we present the development stages of the concept of «promoting a healthy lifestyle» that are a necessary condition for individual existence. This is, to a great extent, promotes reasonable satisfaction to physical perfection, development of spiritual interests, values, moral principles and needs unique to humans.

 

Избасарова Р.Ш. – к.п.н., и.о.профессора кафедры ТОЕД

КазНПУ им. Абая, г. Алматы

Избасарова А.Ш. – к.м.н., доцент кафедры нервных болезней

КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова, г. Алматы

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЯ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

Поисковые слова:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *