Posted by & filed under Вестник КазНМУ, Неврология, Русский.

В статье описан ряд нерешенных вопросов, таких как обеспечение прав детей-инвалидов на получение всех видов реабилитационной помощи.

В этой статье также предлагается несколько управленческих решений по реализации организационных мероприятий для эффективного решения медицинских, социальных, психологических и педагогических вопросов детей-инвалидов.

 

В конвенции ООН о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей (1982 г.), указывается, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества. Для этого ребенку-инвалиду должен быть обеспечен эффективный доступ к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинской помощи, подготовки к трудовой деятельности и т. д., для наиболее полного вовлечения ребенка в жизнь общества, его культурного и духовного развития.

Социальная политика в Республике Казахстан, ориентированная на инвалидов, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, патология. Такая модель ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, снижает его социальный статус, обрекает на признание своего неравенства в сравнении с другими детьми.

В последние годы наше государство решает многие вопросы по облегчению жизнедеятельности инвалидов, однако остается целый ряд проблем, и вот лишь некоторые из них:

  1. здравоохранение испытывает нехватку в специалистах;
  2. в медицинских ВУЗах отсутствует кафедра реабилитологии, хотя в перечень медицинских специальностей введен «реабилитолог»;
  3. нет преемственности в схеме: «региональный центр – республиканский центр», что связано с недостатком коечного фонда в региональных центрах или отсутствием таковых;
  4. в комплекс реабилитации не входит санаторный этап, несмотря на то, что в Казахстане множество природных оздоровительных зон;
  5. нет единой направленности медицинской, педагогической и социальной реабилитации.

Остро стоят не решаемые проблемы социального характера, затрудняющие социализацию детей-инвалидов:

  1. общественный транспорт, жилые дома, административные здания не адаптированы для человека с ограниченными возможностями;
  2. улицы городов недостаточно оснащены дополнительными атрибутами для людей с ограниченными возможностями (тротуары и подземные переходы не приспособлены для инвалидных колясок, общественные туалеты не адаптированы для инвалидов, нет специальных лифтов и подъемников и пр.);
  3. несовершенна программа социальной адаптации инвалидов, она ограничена лишь выдачей социальных пособий и льгот, отсутствуют программы по психолого-социальной помощи инвалидам и их родственникам, не отслеживаются бытовые условия инвалида;
  4. обучение детей с ограниченными возможностями на низком уровне, недостаточна интеграция детей в общеобразовательные школы;
  5. в республике недостаточно заводов по производству необходимых аксессуаров для инвалидов, таких как ортезное производство, а вспомогательные средства для передвижения вовсе не производятся;
  6. недостаточно неправительственных организаций, которые учитывали бы интересы инвалидов при проектировании законодательных актов и государственных решений.

Для успешного достижения цели реабилитационной помощи, необходимо решение медицинских, социальных, социально-психологических и педагогических проблем не только в отношении детей-инвалидов, но и их родителей, а также активное включение всей семьи в реабилитационный процесс. В связи с этим необходимо утвердить МЗ РК штатные нормативы для реабилитационных центров; провести унификацию записей в реабилитационных картах и выписках с обязательным указанием конкретных параметров, отражающих состояние пациента и эффективность реабилитации, для сравнительной оценки деятельности реабилитационных учреждений; оснастить центры современным реабилитационным оборудованием; открыть кафедры для подготовки и переподготовки врачей реабилитологов; увеличить доступность комплексной реабилитации детям сельских регионов; создать в регионах реабилитационные центры дневного пребывания для детей с ограниченными возможностями.

 

Мүмкіндіктері шектеулі балалар мәселелері.

А.О. Абдрахманова, Ш.Ә. Бөлекбаева, Л.Ш. Жумаева

Баяндамада мүгедек балалардың кепілді құқықтарын қамтамасыз ету үшін оларға барлық оңалту көмегін көрсету түрлерін жүзеге асыру бойынша бірнеше мәселелер қарастырылады.

Аталмыш мәселенің өзектілігіне байланысты баяндамада кемтар балалардың медициналық, әлеуметтік, психологиялық және педагогикалық мәселелерін тиімді шешу жолында ұйымдастырушылық шараларды жүзеге асырудың басқармалық шешімдері мазмұндалған.

 

The issues of disabled children.

A. Abdrakhmanova, Sh. Bulekbayeva, L. Jumayeva

The article describes a number of unsolved issues such as ensuring rights to disabled children for obtaining all kinds of rehabilitation assistance.

This article also offers some managerial decisions on realization organizational meetings for an effective solution of medical, social, psychological and pedagogical issues of disabled children.

Проблемы детей с ограниченными возможностями

 

А.О. Абдрахманова, Ш.А. Булекбаева, Л.Ш. Джумаева

Республиканский детский реабилитационный центр, г.Астана

Поисковые слова:

One Response to “Проблемы детей с ограниченными возможностями”

  1. Гульмира

    хотелось как лучше сделать для ребенка, но своими силами невозможно.мой ребенок 1год находился в коррекционной школе г. павлодаре, его отстранили в этом году т.к после лечения в психдеспансере дали ВКК-синдром гиперактивной расторможенности и отправили по месту прописки прошли ПМПК обучение в школе пробное на 10 дней ,а дальше если с ним не справятся ,то обучение на дому. мне нехочется работу терять и обучение на дому ничево не даст.ребеноку некуда девать свою энергию ему нужно общество причем синдромом дауна. что делать? все бросить,отпустить руки…. малыш кому он нужен если нет будущего..

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *