В связи возникновением тех или осложнений при использовании многочисленных лекарственных препаратов зарубежного производства становится весьма актуальным применение малотоксичных и доступных препаратов, приготовленных из отечественного лекарственного сырья. В Казахстане произрастает множество различных лекарственных растений, из которых можно было бы с успехом приготовить дешевые лекарственные формы. Фитотерапию у детей можно использовать широко. Простудные заболевания у детей занимает значительное место. После перенесенных простудных заболеваний предлагаем фитореабилитацию у детей.

Основными задачами проводимой в этот период фитотерапии являются:

  1. Купирование остаточных явлений после перенесенных заболеваний.
  2. Повышение сопротивляемости организма.

Для выполнения первой задачи использует орошения, промывание зева и носоглотки, ультразвуковые ингаляции. Применяют настой и отвар трав с противовоспалительным, регенерирующими (трава календулы, трава зверобоя, душицы, и т.д.), отхаркивающими (листья мать-мачехи, подорожника большого, корень алтея, корень солодки, также душицы и чабреца, плоды аниса, грудной сбор №1 и №2и др.) свойствами. Ультразвуковые ингаляции осуществляет с настойками трав (календула и шалфей, др.) с помощью ультра звуковых ингаляторов. Для решения второй задачи применяют фиточаи, богатые витаминами и микроэлементами. Их назначают на месяц – полтора в возрастных дозах. Использование витаминных фиточаев в период реконвалесценции наиболее оправдано длительно и тяжело протекавших заболевании также рекомендовано часто болеющим детям.

Выбор лекарственных растений и способов их введения проведении противорецидивных курсов фитотерапии зависит от состояния здоровья. Данные способы могут применяться по отдельности или в комбинации друг с другом, при гипертрофических процессах в носоглотке рекомендуют лекарственные растения, обладающие дубящим и вяжущим свойствами (настой и настойка травы зверобоя, отвар коры дуба), при атрофических процессах – лекарственные растения со смягчительными свойствами, способствующими эпителизации и регенерации тканей (настой и настойка цветков календулы, настой корня алтея, листьев подорожника большого) Их вводят в виде орошения, промывания, ультразвуковых ингаляций, ежедневно (один два раза в день) курсами по 7- 14 дней два — три раза в год.

При сочетании частой заболеваемости с гипердинамическим синдромом, повышенной возбудимостью, нарушениями сна показаны ванны с настоями седативных трав (корень валерианы, цветки ромашки аптечной, трава мята перечной и др.) В периоды подъема заболеваемости респираторными инфекциями возможны противоинфекционные ванны с настоями шалфея, эвкалипта. При комбинации различных способов введения лекарственных растений (комплексная фитореабилитация ) во избежание побочного действия целесообразно их поэтапное использование. Начинать лучше с местного или ингаляционного введения, а затем, через 10 – 14 дней, переходить на фиточаи. У часто болеющих детей отмечается пищевая аллергия – при выборе лекарственных растений нужно это учитывать. Так, при наличии аллергических реакций на яблоко и морковь нельзя использовать листья березы (почки), ольховые шишки, а при аллергии на цитрусовые – полынь, ромашку, мать-и – мачеху, девясил, череду. Для таких детей целесообразно постепенное введение лекарственных растений в сборы, в отдельных случаях предпочтение следует отдавать монотерапии.

Часто болеющие дети с проявлениями дисбактериоза кишечника, а также с наличием дисбиоза. Часто болеющим детям с наличием дисбиоза в анамнезе (до поступления в дошкольное и школьное учреждения) назначается курс фиточаев. Первые две недели: фиточай из травы тысячелистника за 30 минут до еды.

Вторые две недели: фиточай из листьев подорожника за 30минут до еды, фиточай из листьев календулы после еды.

Последующие две недели: витаминный фиточай (плоды шиповника коричневого – одна часть, черники – одна часть) принимать за 30 минут до еды. При организации фитотерапии в дошкольном и школьном учереждении следует придерживаться следующих правил:

  • Назначается врачом только при наличии показаний и с учетом индивидуальных особенностей ребенка, состояния его здоровья, анамнестических сведений.
  • Нельзя пропускать сеансы фитореабилитации: это значительно снижает ее эффективность.
  • Для повышения эффективности проводимых мероприятий необходим положительный эмоциональный настрой ребенка.
  • Необходим постоянный контроль со стороны медиков за организацией и проведением фитотерапии а также оценка ее эффективности.

При среднетяжелой и тяжелой адаптации к дошкольному учреждению а также часто болеющим детям, сопровождающейся снижением резистентности повторными респираторными инфекцциями, рекомендуется фиточай с иммуномодулирующими свойствами ( Фиточай «Иммунный» Кзыл — май). С целью повышения сопротивляемости детского организма к респираторным инфекциям целесообразно использование лекарственных растений, обладающих иммуностимулирующими свойствами, богатых витаминами, микроэлементами. Можно применять как отдельные лекарственные растения ( преимущественно фитоадаптатены ), так и сборы трав, подобранные индивидуально для ребенка, витаминные фиточай . К фитоадаптагенам (лекарственные адаптегены ) относятся: корень женьшеня , аралий маньчжурской, заманиха, левзей сафлоровидный (маралий корень), родиола розовая, корень и корневища элеутерокка, плоды лимонника китайского и т. д. Они обладают адаптагенными, иммуностимулирующими, тонизирующими, гипогликемическими, гонадотропными, антистрессорными свойствами, стимулируют деятельность надпочечников, мозга и центральной нервной системы.

К противопоказаниям для назначения фитооадаптагенов детям дошкольного и школьного возраста относятся острые лихорадочные реакции, выявленные гипердинамические нарушения, нарушение сна, судорожные состояния. Суточная доза растительных адаптагенов составляет одну каплю на год жизни. Доза делится на 2 приема и дается за 15-20 минут перед завтраком и перед полдником. Перед сном растительные адаптагены применять не рекомендуеться. Курс лечения составляет 3 недели.

Таким образом, для реабилитаций детей успешно можно использовать лекарственные препараты из отечественного растительного сырья.

Литература

  1. Гаммерман А.Ф., Надаев Г.Н., Яценко-Хмелевский А.А, — Лекарственные растения- Москва: Высшая школа, 1993г.
  2. Георгиевский В.П., Комисаренко Н.Ф.Дмитрук С.Е., Биологические активные вещества лекарственных растений. — М.: Наука, 1990.
  3. Курамысова И.И. Лекарственные растения, — Алма Ата, Кайнар, 1989. -146
  4. Машанов В.И., Покровский А.А. Пряноароматические растения. – Москва: Агропромиздат.-1996.

Балалардағы фитореабилитация ерекшеліктері

Сагимова Р.Ш., Асылбекова Д.С., Амиркулова М.К., Баймаханова Н.Т.

Осы мақалада балалар тәжірибесінде реабилитация үшін отандық ӛсімдік шикізатынан жасалған дәрілік препараттарды қолдану қарастырылады.

Peculiarities phytoreabilitation at children.

Sagymova R. S., Assylbekova D.S., Amyrkulova M.K., Baimaкhanova N.T.

In this article described using drugs from native plants for rehabilitation in children practice

Особенности фитореабилитации у детей

Сагимова Р.Ш., Асылбекова Д.С., Амиркулова М.К., Баймаханова Н.Т.

КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова

Поисковые слова: