Posted by & filed under Вестник КазНМУ, Общественное здравоохранение, Русский.

Основной идеей данной статьи является формирование здорового образа жизни и сохранение репродуктивного здоровья среди подростков. Первичные материалы собраны в г. Алматы методом социологического опроса подростков, их родителей и учителей, работающих со старшеклассниками. Статья затрагивает широкий круг нравственно-этических, эстетических и медико-профилактических вопросов. Тесное переплетение педагогических и медико-социальных проблем, влияющих на репродуктивное здоровье подрастающего поколения остаются актуальными в настоящее время и имеют свои особенности, характерные для Республики Казахстан.

Актуальность.

Сексуальное развитие человека продолжается всю жизнь. В процессе развития дети переходят от обобщенного осознания своей чувственности к конкретным сексуальным переживаниям. Подростки осознают свою сексуальность благодаря общению с окружающими. Существуют свидетельства того, что современные юноши и девушки начинают половую жизнь во все более раннем возрасте.

Половое воспитание – это важная часть нравственно-этического и эстетического воспитания. Основная его цель – формирование будущего семьянина, обладающего высокими моральными качествами, такими, как высокая гражданственность, честность, трудолюбие, сдержанность, дружелюбие, серьезное отношение к любви, умение находить прекрасное в природе и в людях, отношение к женщине.

Дети весьма восприимчивы к информации, и любая неточность в том, что им либо вовсе не сообщают, либо неправильно преподносятся те или иные сведения о сексуальной жизни, может принести вред. Если воспитание, в том числе и половое, проводится с учетом возраста, то оно дает положительные результаты. Главной же целью сексуального просвещения, на наш взгляд, является сохранение репродуктивного здоровья и формирование у молодых людей некоторой свободы в сочетании с ответственностью за свое поведение.

Материалы и методы исследования.

Катастрофические последствия, которые влекут за собой ранняя сексуальная активность наряду с сексуальным невежеством, послужили основанием для социологического исследования по изучению проблем, связанных с репродуктивным поведением у подростков и молодежи.

При содействии Департамента здравоохранения города Алматы и сотрудников Национального центра проблем здорового образа жизни было проведено анкетирование 998 учащихся обоих полов 7-11 классов и 449 преподавателей школ г.Алматы. Полученные данные были верифицированы, внесены в компьютеризированный банк данных и обработаны с помощью составленной программы на базе FOX Pro. Выбранный размер выборки устанавливает допустимый доверительный интервал 95%, ошибку выборки ±5%.

Результаты исследования.

В образовании подростков должны быть сбалансированы положительные стороны совместной жизни и сексуальных отношений, а также риск и проблемы, связанные с ними. При этом нельзя допускать возникновения у молодых людей страха перед первым сексуальным опытом. Они должны иметь право на ошибки. Несмотря на хорошее сексуальное образование, всегда будет существовать угроза нежелательной беременности и заражения заболеваниями, передающимися половым путем. Говоря только о негативных моментах сексуальных отношений, взрослые не могут способствовать улучшению сексуального здоровья будущих поколений. Единственный выход – это дать грамотную информацию, позволяющую молодым людям уравновешивать удовольствие и риск. При этом форма и язык ее представления должны быть на том уровне, который воспринимает подросток.

Кто должен заботиться о половом просвещении подростков, их репродуктивном здоровье? На этот вопрос ответили респонденты из числа подростков, а также их родители. Распределение ответственности отражено в приведенной ниже таблице 1, данные которой демонстрируют имеющееся значительное расхождение во мнении ответивших.

Из данных этой таблицы видно, что ведущую роль в сексуальном воспитании подростков родители отводят себе, а подростки – себе, а также то, что дети не видят в родителях уверенного и предпочтительного источника такой информации, а родители – меньше всего доверяют детям.

87% родителей никогда не говорили со своими детьми о сексе или делали это эпизодически. Подростки стесняются обращаться к родителям с подобными вопросами, а 67% девочек и 77% мальчиков ни разу не обращались к родителям с вопросами на темы секса.

Таблица 1. Кто должен заботиться о репродуктивном здоровье подростков

Большинство родителей хотели бы оставаться педагогами для своих повзрослевших детей, однако они чувствуют себя неподготовленными в области полового воспитания по различным причинам: недостаточная информированность, дискомфорт в обсуждении сексуальных проблем. Нередко робкие начинания со стороны родителей заканчиваются конфликтами, что может приводить к последующему усилению преград на пути взаимопонимания между родителями и подростками и даже к дальнейшему отчуждению. Вместе с тем, несмотря на то, что подростки указывают на своих сверстников как важных источников информации, родители, их опыт, по нашим данным, остаются всетаки важным фактором в формировании репродуктивного здоровья детей.

Находят ли наши респонденты общий язык в процессе общения на бытовом уровне, есть ли взаимопонимание между поколениями, насколько доверительны их отношения? Нами установлено, что среди опрошенных взрослых 78,7% находят полное взаимопонимание с людьми, с которыми они живут. Не всегда находят взаимопонимание 15,2% , а 6,1% указали на его полное отсутствие.

Ответы учащихся свидетельствуют о более высоком уровне доверия к людям, с которыми живут вместе. На полное доверие указали 87,0% школьников, не всегда (и не во всем) доверяют взрослым 11,0%. Однако в группе ответивших нашлись и такие, которые выразили полное недоверие к старшим, с которыми вместе проживают. Остальные (0,5%) не смогли определиться с ответом.

В целом в группе девушек мы обнаружили более низкие показатели взаимопонимания и доверия к людям, с которыми они проживают, по сравнению с юношами (74,1% против 84,1%). Причем интересным представляется тот факт, что уровень доверия к взрослым с возрастом повышается у юношей, в то время как у девушек, напротив, снижается.

Подавляющее большинство (88,1%) опрошенных учащихся прислушиваются к мнению и высказываниям взрослых, следуют их советам. По этому вопросу 4,7% подростков не смогли дать ответ. Однако, если считать, что родители являются в основном доброжелателями для своих детей, требуют внимания 3,9% учащихся, которые игнорируют мнение родственников и особенного – те 3,4% подростков, которые поступают обратно советам родителей. Эти данные свидетельствуют о том, что, хотя и небольшая часть, но есть подростки, находящиеся в явно или потенциально неблагоприятных взаимоотношениях с родственниками.

Мы исследовали, каково влияние взрослых на выбор решения по различным жизненным ситуациям.

Нас интересовало свободное времяпровождение старших школьников. Оказалось, наиболее распространенным видом проведения ими свободного от учебы времени являются прогулки (20,1%), затем помощь по домашнему хозяйству (19,1%). Свое свободное время посвящают просмотрам телепрограмм 16,6% учащихся, а 13,2% – чтению книг. Интернет занимает свободное время 11,0%, а компьютерные игры – восьми процентов ответивших. Спорту посвящают свое свободное время лишь 12,0% респондентов (Диаграмма1).

Диаграмма 1. Наиболее распространенные виды проведения свободного от учебы времени

Необходимо отметить, что, по высказываниям многих родителей, интернет не всегда носит обучающий и познавательный характер. Да, безусловно, школьники какое-то время уделяют образовательным и другим обучающим информационным программам, знакомятся со сверстниками, поддерживают с ними связь. Но многие из подростков используют интернет опять-таки для компьютерных игр. Сожаление также вызывает низкий удельный вес подростков, занимающихся спортом.

По нашим данным, 3/4 опрошенных школьников старших классов (75,1%) дружат с представителями противоположного пола. На вопрос, что означает для них понятие «дружба», как они понимают дружбу между мальчиком и девочкой, что она включает, около половины респондентов (42,6%) отметили взаимопонимание и общие интересы, 8,6% из них затруднились с ответом (Диаграмма 2).

Диаграмма 2. Что понимают учащиеся под «дружбой» с представителем противоположного пола

Если для 16, 6% подростков дружба – это общее времяпровождение, то для 28,2% – это уже оказание знаков внимания, нежное отношение к представителю другого пола с подарками, объятиями, поцелуями, а для 4,0% из них – включающее и сексуальные отношения.

Среди мальчиков несколько преобладала доля, выбравших вариант «знаки внимания (подарки, объятия, поцелуи)», а среди девочек – «общие интересы». Наибольшее различие наблюдалось в том, что в ответах учащихся мужского пола с возрастом нарастала доля лиц, для которых дружба означает секс. Причем по сравнению с 15-летними, среди которых доля юношей составила 3,6%, в возрасте 18 лет – уже 7,6%. Среди 18-летних девушек доля лиц, указавших на секс, составляла 3,9%.

Значительная часть (86,7%) опрошенных подростков считают, что знают все о сексуальных отношениях, 10,7% — не знают или имеют отдаленное представление об этом, 2,6% учащихся оставили этот вопрос без ответа. Как и ожидалось, девушки оказались менее осведомленными по сравнению со своими сверстниками мужского пола.

Вероятно, на ответах могли сказаться и природная более выраженная стеснительность девушек, и желание юношей казаться более взрослыми.

Двумя ведущими источниками информации о сексуальных отношениях, так же, как и о признаках полового созревания, для наших респондентов служат книги и друзья. От них исходит информация соответственно для 21,1% и 18,0% учащихся. Телевидение является достаточно мощным воздействующим фактором на воспитание молодых людей. Оно вышло на третье место (17,3%), оттеснив предмет «Валеология», который, в свою очередь, пропустив вперед интернет (14,4%), занял пятое место (8,9%) в качестве источника информации о сексуальных отношениях. Одноклассники, которые могут быть как друзьями, так и нет, вышли на шестое место (6,5%). Медработники являются источниками знаний для 6,2% подростков, далее идут мамы (5,8%). Папы «традиционно» занимают последнее место. О них упоминают 3,7% учащихся (Диаграмма 3).

Диаграмма 3. Источники информации для учащихся о сексуальных отношениях

Предпочтительные адресаты, к которым обратятся учащиеся в случае возникновения сексуальных проблем, распределились следующим образом. В первую тройку адресатов вошли медицинские работники (33,5%), мамы (17,2%) и друзья (15,7%). К брату/сестре обратятся 9,4% подростков. Достаточно велика доля тех учащихся, которые не знают точно, к кому лучше обратиться и тех, кто не задумывался над этим вопросом – 14,9%. Более категоричными оказались 5,0% подростков, которые никуда не хотят обращаться (Диаграмма 4).

Диаграмма 4. Адресаты для учащихся в случае возникновения кризисной психологической ситуации

Эти данные свидетельствуют о больших упущениях просветительных программ, предоставляющих теоретические знания и практические рекомендации, жизненно необходимые для поддержания молодых людей и защиты их здоровья.

О существовании Молодежных центров здоровья знают лишь 40,7% опрошенных учащихся. При этом осведомленность юношей выше – 49,5% среди всех подростков мужско го пола, чем девушек, удельный вес которых составил 37,9% среди опрошенных лиц женского пола.

Известно, что эмоциональные и психологические узы, соединяющие людей, имеющих сексуальную связь, разрываясь, приводят к сердечной травме одной или обеих сторон. Разрыв отношений, имеющих сексуальное измерение, напоминает травму от развода. Многие молодые люди вообще не могут справиться с сердечной болью первой неудачной любви. Это отражается на их отношениях с последующими партнерами, часто приводя к эмоциональному отчуждению и страху перед обязательствами. Многие социологические исследования подтверждают наличие большого числа негативных социальных последствий, связанных с подростковым сексом. Это и снижение успеваемости, ухудшение взаимоотношений с ближайшими родственниками, повышение суицидального риска, табакокурение, употреблениеалкоголя и наркотиков.

Нами также изучалось мнение подростков о добрачных половых связях: должны ли мужчины и женщины иметь сексуальный опыт до вступления в брак. Интересным нам представляется значительная разница между ответами юношей и девушек по отношению к добрачным сексуальным связям мужчин и женщин.

Значительная часть учащихся мужского пола (73,1%) на этот вопрос, касающийся допустимости добрачных связей мужчин (Диаграмма 5), ответили утвердительно и лишь 7,0% — не согласились с этим. А в отношении добрачных связей женщин (Диаграмма 6) больше половины (54,4%) выразили свое несогласие и лишь четверть опрошенных юношей (25,4%) допускают такую возможность.

Почти четверть девушек (24,4%) считают, что женщина тоже должна иметь добрачный сексуальный опыт. В то же время 37,8% из них оказались против. Мужчины, по мнению половины девушек (49,7%), должны иметь добрачные половые связи, им возразили, отвечая на этот вопрос 12,6% из опрошенных девушек.

Диаграмма 5. Мнение учащихся о том, должен ли мужчина иметь сексуальный опыт до вступления в брак

Установлено, что и юноши, и девушки значительно больше сексуальной свободы предполагают для мужской части населения, чем женской. В этом смысле результаты опроса соответствуют этическим установкам в обществе. Однако, внимание обращает то, что достаточно большая доля молодежи, а именно четвертая часть юношей и почти столько же девушек, положительно оценивает добрачные сексуальные связи.

Диаграмма 6. Мнение учащихся о том, должна ли женщина иметь сексуальный опыт до вступления в брак

Исследователи также указывают на наличие четкой положительной связи между добрачной половой активностью и неудачными браками.

Влияние средств массовой информации в настоящее время выросло настолько, что превзошло влияние семьи и школы на жизнь молодых людей.

Постоянная пропаганда секса вне связи с браком и семьей привела к тому, что даже родители нередко имеют мнение, что сегодня нереально ожидать от молодежи воздержания от сексуальных отношений до брака. Молодые люди, в свою очередь, принимают как руководство к действию сомнения взрослых в том, что они способны контролировать свое поведение.

Любовь подростков почти всегда временна, ей недостает долгосрочных обязательств. Безусловно, программы полового воспитания должны включать в себя обсуждение эмоциональных и психологических последствий секса без обязательств. Предательство, разбитое сердце, сожаление, вина, стыд, потеря самоуважения и страх перед будущими проблемами – это неполный перечень разрушительных результатов преждевременных половых отношений, в которые вступают подростки, не задумываясь серьезно. Если сюда добавить негативные социальные и медицинские последствия безответственного сексуального поведения подростков, получается достаточно тяжелое бремя не только для самих подростков, но и для общества в целом.

Одним из вариантов решения, вернее, подходов к решению полового воспитания мы видим в создании Молодежных центров здоровья (МЦЗ), где с молодыми людьми проводятся занятия-тренинги по формированию навыков здорового образа жизни.

Примером может служить МЦЗ, организованный в Казахском Национальном медицинском университете им. С.Д.Асфендиярова. Положительным моментом в работе этого центра является использование разработок отечественных исследователей и опыта зарубежных стран, адаптированных к нашей аудитории. Эффективность работы МЦЗ обеспечивается тем, что обучение проводится по принципу «равный равному». Тренинги в МЦЗ проводят студенты старших курсов и магистранты под руководством тренеров. Целью этого центра является формирование здорового образа жизни у молодых людей. Поскольку проблема эта является, как уже было сказано, сложной, включающей медико-социальные, психологические, педагогические и другие аспекты, то есть смысл привлекать к комплексной совместной работе в таких центрах врачей, психологов, социологов, педагогов и других специалистов.

Литература:

  1. Социология в России. Под ред. Ядов В.А. Учебник для ВУЗов, 2-е изд. М., 1998.
  2. Анурин В.Ф. Сексуальная революция: двойной стандарт//Социологические исследования, 2000. — №9. – с.88-95.
  3. И.С.Кон «Сексуальная культура в России». М., 2005.
  4. Зайцев В.М., Лифляндский В.Г., Маринкин В.И. Прикладная медицинская статистика. – Санкт-Петербург, 2003. — 432 с.
  5. Аимбетова Г.Е. Изучение уровня знаний и практики поведения учителей городских школ по сохранению и укреплению здоровья/Центрально-Азиатский научно-практический журнал по общественному здравоохранению, 2004. — № 3. – с.56 – 61.

Жас өмпірімдерді жыныстық тәрбиелеудің ерекшеліктері, және оның денсаулықты қалыптастыруына әсері

Турдалиева Б.С.,Аимбетова Г.Е., Мусаева Б.А.,

Осы мақаланың түбкі ойы жасөспірімдер арасында репродуктивті денсаулықты сақтау және салауатты өмір салтын қалаптастыру. Алғашқы құжаттар жасөспірімдерден, олардың ата-анасынан және жоғарғы сыныптармен жұмыс істейтін мұғалімдерден әлеуметтік сауалнама әдісімен Алматы қаласында жинақталған. Мақалада танымалдық-этикалық, эстетикалық және медико-профилактикалық мәселелер кең ауқымды алынған. Қазақстан Республикасына тән өзіндік ерекшелігі ретінде өскелең ұрпақтың репродуктивті денсаулығына әсер ететін педагогикалық және медико-әлеуметтік мәселелердің өзара тоғысуы осы уақытта өзекті мәселе болып отыр.

Түйінді сөздер: жасөспірімдер денсаулығы,жынысқ қарымқатынас тәрбиесі, жас өспірімдер арасында репродуктивті денсаулық.

Peculiarities of sexual education and it are influence on the health fuming of teenagers.

B.S.Turdalieva, G.E.Aimbetova, B.A. Mussaeva.

The main idea of given article forming healthy mode of life and preserving the reproductive health among teenagers. Materials of the study collected in Almaty city by method of sociological questionnaires of teenagers, their parents and teachers, carried out by senior pupils. The article deals the wide spectrum of moralethic, esthetic and medico-prophylactic problems.

Close link of pedagogical and medico-social problems, influencing on the reproductive health of the reproductive health of the growing generation, remain urgent of present time and they have their peculiarities typical form of Republic of Kazakhstan.

Особенности полового воспитания и его влияние на формирование здоровья подростков

Турдалиева Б.С., Аимбетова Г.Е., Мусаева Б.А., Казахский национальный медицинский университет им.С.Д.Асфендиярова,

Городская детская клиническая инфекционная больница

Поисковые слова:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *