В настоящее время табакокурение представляет собой огромную социальную опасность для общества и государства, как по тяжести последствий, так и по масштабам распространенности. Вред потребления табака для здоровья абсолютно доказан. По оценочным данным, курение является причиной смерти около 25 тысяч человек в год (вследствие рака легких, хронических обструктивных заболеваний легких, ишемической болезни сердца и других).

Не менее важной целевой группой с точки зрения воздействия на распространенность курения среди населения города являются работники государственных органов города, т.е. госслужащие. В опросе приняли участие 58 работников государственных органов г.Алматы. Из общего количества опрошенных 45 мужчин (77,6%) и 13 (22,4%) женщин.

Никогда не курили и не употребляли табак в любом другом виде 65,5% опрошенных работников государственных органов города. 19,0% опрошенных лиц указали на то, что в настоящее время не курят, хотя в прошлом потребляли табак. 12,1% потребляют табак, включая 10,3% лиц, курящих ежедневно. 3,5% не ответили на этот вопрос.

76,9% бросивших курить, поступили так, вследствие осознания вреда для собственного здоровья, 15,4% — из-за беспокойства за детей.

Сильно обеспокоены курением в общественных местах 38,1% ответивших на этот вопрос.23,8% ответивших обеспокоены в какой-то степени, а 23,8% ответили, что их это не беспокоит. Затруднились с ответом 14,3% ответивших лиц.

Среди основных причин обеспокоенности курением в общественных местах, согласно ответам опрошенных, были вред, наносимый здоровью (50,8%), неприятие запаха табака (42,6%), пропитывание одежды запахом табака (27,9%), головные боли (23,0%). Среди других причин были раздражение глаз, одышка, кашель.

40,4% респондентов высказались за полный запрет курения в ресторанах, кафе и барах, 38,3% высказались за отвод в них специальных мест для курения, а 21,3% считают, что курение должно быть разрешено в кафе и барах.

В отношении запрета курения в магазинах и торговых центрах распределение ответов было следующим: 76,6% ответивших лиц поддерживают полный запрет курения, а оставшиеся 23,4% считают необходимым выделение специальных мест для курения.

Считают необходимым запрет курения в государственных органах 79,2% респондентов, ответивших на этот вопрос.20,8% выступают за выделение специально отведенных мест для курения.

Еще больший процент (91,3%) поддерживает полный запрет курения в спортивных сооружениях. 8,7% считают необходимым выделение специальных зон для курения.

Полный запрет курения в школах поддерживают 92,2% ответивших работников государственных органов. 7,8% считают возможным выделение в школах специально отведенных мест для курения.

Очень близкое распределение ответов по поводу запрета курения было получено и для колледжей и университетов (91,3% за полный запрет курения и 8,7% за выделение специальных зон для курения).

Еще более высокий процент лиц среди ответивших респондентов поддерживает полный запрет курения (95,9%) в медицинских и оздоровительных учреждениях.

Следует отметить, что мнение женщин в отношении запрета курения в общественных местах более жесткое по сравнению с мужчинами.

За выделение специальных зон для курения в магазинах и торговых центрах выступают 10,0% женщин и 27,0% мужчин. Остальные опрошенные респонденты полностью поддерживают запрет курения в магазинах и торговых центрах. Практически такое же распределение среди мужчин и женщин наблюдается и в выражении их мнения о запрете курения в государственных организациях.

Мнение респондентов в отношении курения на транспорте было следующим: 83,9% выступают за запрет курения водителями автобусов и троллейбусов. 12,5% считают, что курение можно позволить, 3,6% затруднились ответить на этот вопрос.

По мнению 31,3% опрошенных лиц в такси можно позволить курение. 64,6% категорически поддерживают запрет курения в такси, а 4,2% затруднились с ответом на этот вопрос.

Менее половины опрошенных лиц (39,3%) абсолютно уверены, что реклама табачных изделий направлена на то, чтобы подтолкнуть подростков к курению. Еще 16,4% допускают такое предположение. 9,8% лиц, принявших участие в опросе, абсолютно и 3,3% в какой-то степени не согласны с этим мнением. 11,5% лиц не имеют конкретного мнения по этому вопросу, а 19,7% не ответили на этот вопрос.

Среди ответивших лиц 82,9% поддерживают мнение, что часть табачных налогов должно использоваться на антитабачные образовательные и профилактические программы. Оставшиеся лица либо не имеют мнения по этому вопросу, либо не согласны с этим утверждением.

Работники государственных органов недостаточно хорошо знают нормы законов и правила, регулирующие потребление табачных изделий в Казахстане. О том, что существует норма, запрещающая курить в закрытых общественных местах (кафе, рестораны, маршрутное такси и т.д.), осведомлены лишь 41,7% опрошенных лиц. Считают, что такого запрета нет, 35,4% респондентов. Не знают об этой норме закона 22,9% опрошенных лиц.

О запрете курения на рабочем месте знают 60,5% респондентов. Чуть более четверти ответивших на вопрос лиц (25,6%) считают, что такого запрета нет. Оставшиеся затруднились с ответом на этот вопрос.

Практически четверть опрошенных лиц (24,6%) не слышали о Программе «Алматы – город, свободный от табачного дыма». Еще 14,8% затруднились ответить/не помнили об этой Программе. 21,3% опрошенных лиц видели наружную рекламу в городе, 14,8% слышали, видели или читали о Программе в средствах массовой информации, 18,0% видели наглядные материалы по Программе, 13,1% слышали о Программе на собраниях и совещаниях, 8,2% видели ролики, посвященные Программе на телевидении.

Таким образом, следует отметить, что из анализа материалов исследования следуют следующие выводы:

  • Наибольшая доля работников государственных органов поддерживают мнение, что часть табачных налогов должно использоваться на антитабачные образовательные и профилактические программы и на оказание помощи лицам, желающим бросить курить.
  • В то же время большую обеспокоенность вызывает факт, что более трети работников государственных органов согласны со спонсорством табачных кампаний детских и школьных организаций и, что примерно другая треть не ответили на этот вопрос, тем самым, скрыто поддерживая это же самое мнение.
  • Также высок процент работников государственных органов поддерживающих мнение, что спортивные организации нуждаются в спонсорстве табачных компаний. Среди лиц, ответивших на этот вопрос, их доля составила практически половину всех работников.
  • В ходе исследования было обнаружено, что работники государственных органов нуждаются в повышении знаний по нормам законов, регулирующих потребление табачных изделий в Казахстане.
  • Практически четверть работников государственных органов указывают на то, что не слышали о Программе «Алматы – город, свободный от табачного дыма». Еще каждый седьмой не вспомнил о Программе.

Основные результаты социологического опроса работников государственных органов города Алматы по знаниям, отношению и практике поведения по табакокурению

М.М.Усатаев, Г.Р.Сулейменова, А.М. Индершиев, Г.Е. Аимбетова,

Институт общественного здравоохранения